1. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-8 классов составлена в соответствии с ФГОС, с учетом примерной основной образовательной программы, целей и задач основной образовательной программы МБОУСОШ № 5, авторской программы «Музыка» под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи: - приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственноэстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений; расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности; - развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты; Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических), изобразительного искусства и архитектуры, театрального искусства, хореографии, а также других видов искусств-кино, мультипликации и фотографии. А также научных знаний, основанных на межпредметных связях и с такими предметами: « География», «Математика» и др. Предмет «Музыка» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–8 классах в общем объеме 140 учебных часов. В 5-8 классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией Сергеевой Г. П., Критской Е.Д. Кашекова И.Э «Музыка. Искусство. 5-8 классы» издательства «Просвещение», 2010 г. 2. Планируемые результаты изучения предмета «Музыка» в 5-8 классах 5 класс. Обучающийся научится: - понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла; - анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад; - понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; - определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен - понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества; - узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо); - определять тембры музыкальных инструментов; - называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных; - определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра; - владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы; - эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; 2 - определять характерные признаки современной популярной музыки; - выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства; - находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы; - сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений; - участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования; - размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; - передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме; - проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально- эстетической деятельности; - различать интерпретацию классической музыки в современных обработках; - называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса; - применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella); - эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях; - использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки; 5 класс. Обучающийся получит возможность научиться: - понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира; - структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. - исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись; - различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; - принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкальноэстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.); 6 класс. Обучающийся научится: - определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических); - выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; - различать многообразие музыкальных образов и способов их развития; - производить интонационно-образный анализ музыкального произведения; - анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов; - определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы; -определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке; - узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; -выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях; 3 -различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки; -называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупные формы, такие как кантата, концерт и т.п.); - узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо); - владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы; - узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; - определять характерные особенности музыкального языка; - анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности; - анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах; - творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; - определять характерные признаки современной популярной музыки; - называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-опера; - анализировать творчество исполнителей авторской песни; - выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства; - находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; - понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; - творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении; - участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования; - понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества; - эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях; -применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической). 6 класс. Обучающийся получит возможность научиться: - высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; - понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема; - понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта; - определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья; - распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки; - различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; - активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.). - самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения. 7 класс. Обучающийся научится: - понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла; 4 - понимать основной принцип построения и развития музыки; - анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов; - размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях; - распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии; - определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы; - применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки; - обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров; - определять характерные признаки современной популярной музыки; - называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.; - выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусств; - использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической); - владеть навыками вокально-хорового музицирования; - применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella); - передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме; - приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов; - применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки; 7 класс. Обучающийся получит возможность научиться: - различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов; - выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства; - различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; - исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосныхпроизведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись; - активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.); - высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. - воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др. 8 класс. Обучающийся научится: -выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства; - различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; 5 - размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях; - определять характерные признаки современной популярной музыки; - узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; - выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; - применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки; - обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров; - использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки; 8 класс. Обучающийся получит возможность научиться: -выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства; - различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; - активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.). - понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира; - высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах узыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. - воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др. 3. Содержание учебного предмета «Музыка» Сводная таблица распределения учебных часов Раздел Количество часов Музыка как 19 вид искусства 14 Народное музыкальное творчество 23 Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. 26 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 5+1 5+1 2 4+1 5 3 1 5 5+1 4+1 6+1 4+1 5+1 5+1 8+1 5 6 5+1 4+1 7+1 4+1 Русская и 24 зарубежная музыкальная культура XX в. 3+1 9 5+1 5 Современная 24 музыкальная жизнь 9 1+1 1 1+1 4+1 Значение музыки в жизни человека 19 6 4 5 4 Вариатив 140 35 35 35 35 Всего Со знаком «+» показаны часы из вариативной части 5 класс (35 часов) Музыка как вид искусства- 6 часов Интонация как носитель образного смысла, образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Народное музыкальное творчество-5 часов Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв., -6 часов Древнерусская духовная музыка. Формирование русской классической музыкальной школы (М. И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов). Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.-6 часов И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет). Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт,Л.ван Бетховен. Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р.Шуман, Э Григ. Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.-6 часов Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов. Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Современная музыкальная жизнь-4 часа Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков. 7 Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках. Значение музыки в жизни человека - 2 часа Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Преобразующая сила музыки как вида искусства. 6 класс (35 часов) Музыка как вид искусства - 6 часов Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокальноинструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка. Народное музыкальное творчество – 3 часа Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.-5часов Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М. И. Глинка). Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.-6 часов Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерноинструментальная и вокальная музыка.) Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.-5 часов Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, Р. Щедрин, А. И. Хачатурян, А. Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки. Современная музыкальная жизнь-9часа Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф. И. Шаляпин, Д. Ф. Ойстрах, А. В. Свешников; Д. А. Хворостовский, А. Ю. Нетребко, В. Т. Спиваков, Н. Л. Луганский, Д. Л. 8 Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Классическая музыка в современных обработках. Значение музыки в жизни человека-1 час Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. 7 класс (35 часов) Музыка как вид искусства- 2часа Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно- образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокальноинструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Народное музыкальное творчество-1 час Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв -7 часов. Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.-9 часов Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко. И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерноинструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет). Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.-8часов Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А. И. Хачатурян, А. Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенб ерг). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы- песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведение музыки. 9 Современная музыкальная жизнь-6 часа Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках. Значение музыки в жизни человека-2 часа Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. 8 класс (35 часов) Музыка как вид искусства-5 часов Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Народное музыкальное творчество- 5 часов Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.-5часов Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.-5 часов Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). 10 Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет). Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.-5часов Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы- песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки. Современная музыкальная жизнь Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом Современная музыкальная жизнь - 5часа Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках. Значение музыки в жизни человека-5 часа Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства. 4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 5 класс № Раздел Кол-во часов 1 Музыка как вид искусства 6 (5+1) Тема Кол-во часов Интонация как носитель образного смысла, 1 час образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, 2 часа вокально-инструментальной, камерной, 11 симфонической и театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в 2 часа музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Символика скульптуры, архитектуры, 1 час музыки. 2 3 4 5 Народное музыкальное творчество 5 часов Русская 6часов музыка от (5+1) эпохи средневековья до рубежа XIXХХ вв., Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное Музыкальный фольклор народов России. Древнерусская духовная музыка. Формирование русской классической музыкальной школы (М. И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. РимскийКорсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов). 1 час И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет). Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л.ван Бетховен. Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р.Шуман, Э Григ. 1 час 2 часа 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час. 3часа. Зарубежная 6 музыка от часов эпохи (5+1) средневековья до рубежа XIХXХ вв. 2 часа 2 часа 2 часа Русская и 6 зарубежная часов музыкальная (5+1) культура XX в. Знакомство 12 с творчеством всемирно 2 часа известных отечественных композиторов (И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов. Многообразие стилей в отечественной и 2 часа зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Отечественные и зарубежные композиторы- 2 часа песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. 6. Современная музыкальная жизнь. 4 часа (3+1) Панорама современной музыкальной жизни в 1 час России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Современные выдающиеся, композиторы, 1 час вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Классическая музыка в современных 2 часа обработках. 7. 2 часа Значение музыки в (1+1) жизни человека Воздействие музыки на человека, ее роль в 1 час человеческом обществе. Преобразующая сила музыки как вида 1 час. искусства. 6 класс № Раздел Количе ство часов 1 Музыка как 6 часов вид искусства (5+1) Тема Количеств о часов Средства музыкальной выразительности в 1 час создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, 2 часа инструментальной, вокальноинструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки. Их возможности в воплощении и развитии 2 часа музыкальных образов. 13 Круг музыкальных образов. Взаимосвязь и развитие. Программная 1 час музыка. 2. Народное музыкальное творчество 3 часа Основные жанры русской народной 1 час вокальной музыки. Музыкальный фольклор народов России. 1 час Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, 1 час музыкального фольклора разных стран. 3. Русская музыка 5 часов от эпохи (4+1) средневековья до рубежа XIXХХ вв. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Формирование русской классической музыкальной школы (М. И. Глинка). Духовная музыка русских композиторов. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. 4 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХXХ вв. 1час 1 час 2 часа 1 час 6 часов (5+1) Средневековая духовная музыка: 1 час григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской 3 часа музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно- 2 часа инструментальная и вокальная музыка.) 14 5. Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. 5 часов Знакомство с творчеством всемирно 2 часа известных отечественных композиторов (И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, Р. Щедрин, А. И. Хачатурян, А. Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и 2 часа зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз. Авторская песня. Рок-музыка и ее отдельные направления . Мюзикл. Электронная музыка. 2 часа Современные технологии записи и воспроизведения музыки. 6. Современная музыкальная жизнь 9 часов Панорама современной музыкальной 1 час жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных 3 часа (Ф. И. Шаляпин, Д. Ф. Ойстрах, А. В. Свешников; Д. А. Хворостовский, А. Ю. Нетребко, В. Т. Спиваков, Н. Л. Луганский, Д. Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) Всемирные центры музыкальной 5 часов культуры и музыкального образования. Классическая музыка в современных обработках. 7. Значение музыки в жизни человека 1 час Музыкальное искусство как 1 час воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение 15 мироощущения композитора. 7 класс № Раздел Кол-во часов 1 Музыка как вид искусства 2 часа 2 Народное музыкальное творчество 1 часа Тема Кол-во часов Интонация как носитель образного 1 час смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Различные формы построения музыки 1 час Многообразие связей музыки с различными видами искусств. Музыкальный фольклор народов России. 1 час Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. 3 Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIXХХ вв. 7часов (6+1) Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Романтизм в русской музыке. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. 4. Зарубежная 9 часов музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХXХ вв. 16 1 час 4 часа 1 час 1 час 5. 6. Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Современная музыкальная жизнь Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко. И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки. Творчество композиторов-романтиков ( Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). 1 час Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А. И. Хачатурян, А. Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы - песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведение музыки. 4 часа 4 часа 2часа 2 часа 8 часов 7+1 1 час 1 час 2 часа 6 часов (5+1) Панорама современной музыкальной 2 часа жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Современные выдающиеся, 2 часа композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной 2 часа 17 культуры и музыкального образования. Классическая музыка в современных обработках. 7. Значение 2 часа музыки в жизни человека Стиль как отражение мироощущения 1 час композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Своеобразие видения картины мира в 1 час национальных музыкальных культурах Востока и Запада. 8 класс № Раздел 1. Музыка как вид искусства5(4+1) часов Кол-во часов Тема Кол-во часов 1.Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. 2.Разнообразие вокальной, инструментальной,вокальноинструментальной,камерной, симфонической и театральной музыки. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. 3.Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. 1 час 4. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет музыке и изобразительном искусстве. 18 2 час(1+1) 1 час 1 час в 5.Картины природы в музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. 2. в 1час Народное музыкальное творчество5 часов 1 час 1.Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. 3. 2.Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. 3.Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). 1 час 4. Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. 5. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. 1 час 1.Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. 1 час 2.Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. 1 час 1 час 1 час Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIXХХ вв.-5часов (4+1) 19 4. 3.4. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. 5.Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. 2 часа (1+1) 1.Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа 1 час 2 Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен).Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерноинструментальная и вокальная музыка, 1 час 3.Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). 1 час Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХXХ вв.-5 часов 4.Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки . 5. Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет). 5. 1 час Русская и зарубежная музыкальная культура XX 20 1 час в.-5часов (4+1) 6. Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). 2 часа (1+1) 2. Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторыпесенники ХХ столетия. 3. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. 4. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. 5. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки. Современная музыкальная жизнь Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом 1 час 1.2.Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. 2 часа 1 час 1 час 1 час Современная музыкальная жизнь-5часа 21 Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. 7. Значение музыки жизни человека-5 часа (4+1) 3. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы 4. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. 5. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках. 1 час 1.Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. 1 час 2.Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. . «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов 3. 4.Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. 1 час 1 час 1 час в 5. Преобразующая сила музыки как вида искусства. 22 2 часа (1+1) 1 час