Рабочая программа по музыке 5-8 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка»
для 5-8 классов составлена в
соответствии с ФГОС, с учетом примерной основной образовательной программы, целей и
задач основной образовательной программы МБОУСОШ № 5, авторской программы
«Музыка» под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой
части духовной культуры.
Задачи:
- приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственноэстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих
духовный опыт поколений;
расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников;
воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других
народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения,
позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной
деятельности;
- развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать
произведения искусства по законам гармонии и красоты;
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического
пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства
и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы
(поэтических и прозаических), изобразительного искусства и архитектуры, театрального
искусства, хореографии, а также других видов искусств-кино, мультипликации и
фотографии. А также научных знаний, основанных на межпредметных связях и с такими
предметами: « География», «Математика» и др.
Предмет «Музыка» изучается на уровне основного общего образования в качестве
обязательного предмета в 5–8 классах в общем объеме 140 учебных часов. В 5-8 классах по
35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под
редакцией Сергеевой Г. П., Критской Е.Д. Кашекова И.Э «Музыка. Искусство. 5-8 классы»
издательства «Просвещение», 2010 г.
2. Планируемые результаты изучения предмета «Музыка» в 5-8 классах
5 класс. Обучающийся научится:
- понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
- анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп,
динамику, лад;
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных
жанров;
- определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни,
частушки, разновидности обрядовых песен
- понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного
музыкального творчества;
- узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
- определять тембры музыкальных инструментов;
- называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных,
ударных, современных электронных;
- определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра
народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
- владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
- эмоционально-образно
воспринимать
и
характеризовать музыкальные
произведения;
2

- определять характерные признаки современной популярной музыки;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки,
изобразительного искусства и литературы;
- сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные
формы индивидуального и группового музицирования;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально- эстетической
деятельности;
- различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
- называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано,
меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
- применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным
сопровождением и без сопровождения (a cappella);
- эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных произведениях;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
5 класс. Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки,
традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
- структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки
и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию,
полученную из других источников.
- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том
числе с ориентацией на нотную запись;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкальноэстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные
гостиные, концерты для младших школьников и др.);
6 класс. Обучающийся научится:
- определять характер музыкальных образов (лирических, драматических,
героических, романтических, эпических);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
- различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
- анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных
образов;
- определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в
русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
-определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и
национальных школ в западноевропейской музыке;
- узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и
зарубежных композиторов;
-выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний о стилевых направлениях;
3

-различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерно-инструментальной, симфонической музыки;
-называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн,
романс, этюд и т.п.) и крупные формы, такие как кантата, концерт и т.п.);
- узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
- владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- определять характерные особенности музыкального языка;
- анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
- анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в
различных музыкальных образах;
- творчески
интерпретировать
содержание
музыкальных произведений
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя
исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- определять характерные признаки современной популярной музыки;
- называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-опера;
- анализировать творчество исполнителей авторской песни;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
- понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные
формы индивидуального и группового музицирования;
- понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и
общества;
- эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных произведениях;
-применять
современные
информационно-коммуникационные технологии для
записи и воспроизведения музыки;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
6 класс. Обучающийся получит возможность научиться:
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о
нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального
искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
- понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала,
мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
- понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной
культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
- определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
- распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной
музыки;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о
концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с
художественно-эстетической точки зрения.
7 класс. Обучающийся научится:
- понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
4

- понимать основной принцип построения и развития музыки;
- анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях;
- распознавать художественные направления, стили и жанры классической и
современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
- определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в
русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
- применять современные информационно-коммуникационные технологии для
записи и воспроизведения музыки;
- обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
- определять характерные признаки современной популярной музыки;
- называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и
др.;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусств;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической);
- владеть навыками вокально-хорового музицирования;
- применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным
сопровождением и без сопровождения (a cappella);
- передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
- приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и
зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
- применять современные информационно-коммуникационные технологии для
записи и воспроизведения музыки;
7 класс. Обучающийся получит возможность научиться:
- различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосныхпроизведениях, в том
числе с ориентацией на нотную запись;
- активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.);
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о
нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального
искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.
- воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной
деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных
спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
8 класс. Обучающийся научится:
-выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
5

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях;
- определять характерные признаки современной популярной музыки;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета
в творчестве различных композиторов;
- применять современные информационно-коммуникационные технологии для
записи и воспроизведения музыки;
- обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
8 класс. Обучающийся получит возможность научиться:
-выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
- понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты
и
признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о
нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах узыкального
искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.
- воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной
деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных
спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
3. Содержание учебного предмета «Музыка»
Сводная таблица распределения учебных часов
Раздел

Количество
часов
Музыка как 19
вид искусства
14
Народное
музыкальное
творчество
23
Русская
музыка
от
эпохи
средневековья
до
рубежа
XIX-ХХ вв.
26
Зарубежная
музыка
от
эпохи
средневековья
до
рубежа
XIХ-XХ вв.

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

5+1

5+1

2

4+1

5

3

1

5

5+1

4+1

6+1

4+1

5+1

5+1

8+1

5

6

5+1
4+1
7+1
4+1
Русская
и 24
зарубежная
музыкальная
культура XX
в.
3+1
9
5+1
5
Современная 24
музыкальная
жизнь
9
1+1
1
1+1
4+1
Значение
музыки
в
жизни
человека
19
6
4
5
4
Вариатив
140
35
35
35
35
Всего
Со знаком «+» показаны часы из вариативной части
5 класс (35 часов)
Музыка как вид искусства- 6 часов
Интонация как носитель образного смысла, образных построений. Средства
музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки.
Разнообразие
вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной,
симфонической и театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в
музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет
в музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество-5 часов
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа.
Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной
вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое,
соревновательное,
сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Картины
природы в музыке и в изобразительном искусстве.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв., -6 часов
Древнерусская духовная музыка. Формирование русской классической музыкальной
школы (М. И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам.
Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М. И. Глинка, М. П.
Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов).
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.-6 часов
И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Развитие жанров светской музыки
(камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет). Венская
классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт,Л.ван Бетховен.
Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р.Шуман, Э Григ.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.-6 часов
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И. Ф.
Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов.
Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века
(импрессионизм).
Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное
представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках.
Современная музыкальная жизнь-4 часа
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты,
конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).
Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В.
Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков.
7

Современные
выдающиеся,
композиторы,
вокальные
исполнители
и
инструментальные коллективы. Может ли современная музыка считаться классической?
Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека - 2 часа
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные»
проблемы жизни в творчестве композиторов. Преобразующая сила музыки как вида
искусства.
6 класс (35 часов)
Музыка как вид искусства - 6 часов
Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и
характера
музыки.
Разнообразие
вокальной, инструментальной, вокальноинструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы
построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический
цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг
музыкальных
образов (лирические, драматические, героические, романтические,
эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка.
Народное музыкальное творчество – 3 часа
Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские
типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).
Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой,
народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие,
музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.-5часов
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской
храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант,
хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М. И.
Глинка). Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М. И. Глинка, М. П.
Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов).
Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная
музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты
русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.-6 часов
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной
духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса,
реквием, шансон). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерноинструментальная и вокальная музыка.)
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.-5 часов
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И. Ф.
Стравинский, С. С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, Р. Щедрин, А. И.
Хачатурян, А. Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф,
М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной
музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие
композиторы и исполнители. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее
отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл.
Электронная
музыка.
Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь-9часа
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты,
конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).
Наследие выдающихся отечественных (Ф. И. Шаляпин, Д. Ф. Ойстрах, А. В.
Свешников; Д. А. Хворостовский, А. Ю. Нетребко, В. Т. Спиваков, Н. Л. Луганский, Д. Л.
8

Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М.
Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.)
Всемирные
центры музыкальной культуры и музыкального образования.
Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека-1 час
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.
Стиль как отражение мироощущения композитора.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные»
проблемы жизни в творчестве композиторов.
7 класс (35 часов)
Музыка как вид искусства- 2часа
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно- образных
построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и
характера
музыки.
Разнообразие
вокальной, инструментальной, вокальноинструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы
построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический
цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов.
Многообразие связей музыки с изобразительным искусством.
Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество-1 час
Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой,
народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие,
музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв -7 часов.
Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм
в русской музыке.
Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М. И. Глинка, М. П.
Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов).
Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная
музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты
русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.-9 часов
Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко.
И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В.
Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р.
Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе,
Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерноинструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки
Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная
и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная
инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.-8часов
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И. Ф.
Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А. И.
Хачатурян, А. Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф,
М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенб ерг). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие
композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы- песенники ХХ
столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных
признаках. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Электронная
музыка. Современные технологии записи и воспроизведение музыки.
9

Современная музыкальная жизнь-6 часа
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты,
конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Современные выдающиеся,
композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные
центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка
считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека-2 часа
Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека,
ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и
Запада.
8 класс (35 часов)
Музыка как вид искусства-5 часов
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных
построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и
характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерной, симфонической и театральной музыки. Круг музыкальных образов (лирические,
драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие.
Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в
музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным
искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в
изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество- 5 часов
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные
черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки.
Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное,
сказительное).
Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой,
народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие,
музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.-5часов
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской
храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант,
хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И.
Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.
Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов
(М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский,
С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального
искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной
классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.-5 часов
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной
духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса,
реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая
школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен,
Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ).
Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные
жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка,
опера, балет).
10

Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века
(соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие
жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт,
симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.-5часов
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф.
Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян,
А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б.
Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века
(импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и
исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы- песенники ХХ столетия.
Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных
признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления
(рок-опера, рок-н-ролл.).
Мюзикл.
Электронная
музыка.
Современные
технологии
записи
и
воспроизведения музыки. Современная музыкальная жизнь Панорама современной
музыкальной жизни в России и за рубежом
Современная музыкальная жизнь - 5часа
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты,
конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).
Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В.
Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л.
Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье,
В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.)
Современные
выдающиеся,
композиторы,
вокальные
исполнители
и
инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального
образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в
современных обработках.
Значение музыки в жизни человека-5 часа
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.
Стиль как отражение мироощущения композитора.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные»
проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в
национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки
как вида искусства.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
5 класс
№

Раздел

Кол-во
часов

1

Музыка как
вид искусства

6 (5+1)

Тема

Кол-во
часов

Интонация как носитель образного смысла, 1 час
образных построений. Средства музыкальной
выразительности в создании музыкального
образа и характера музыки.
Разнообразие вокальной, инструментальной, 2 часа
вокально-инструментальной,
камерной,
11

симфонической и театральной музыки.
Взаимодействие музыки и литературы в 2 часа
музыкальном театре. Многообразие связей
музыки с изобразительным искусством.
Символика
скульптуры,
архитектуры, 1 час
музыки.
2

3

4

5

Народное
музыкальное
творчество

5
часов

Русская
6часов
музыка
от (5+1)
эпохи
средневековья
до рубежа XIXХХ вв.,

Устное народное музыкальное творчество в
развитии общей культуры народа.
Характерные черты русской народной
музыки. Основные жанры русской народной
вокальной музыки Картины природы в
музыке и в изобразительном искусстве.
Различные
исполнительские
типы
художественного
общения
(хоровое,
соревновательное, сказительное
Музыкальный фольклор народов России.
Древнерусская духовная музыка.
Формирование
русской
классической
музыкальной школы (М. И. Глинка).
Обращение композиторов к народным
истокам.
Стилевые особенности в творчестве русских
композиторов (М. И. Глинка, М. П.
Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. РимскийКорсаков, П. И. Чайковский, С. В.
Рахманинов).

1 час

И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи
Барокко.
Развитие жанров светской музыки (камерная
инструментальная и вокальная музыка,
концерт, симфония, опера, балет).
Венская классическая школа (Й. Гайдн, В.
Моцарт, Л.ван Бетховен.
Творчество композиторов-романтиков Ф.
Шопен, Ф. Лист, Р.Шуман, Э Григ.

1 час

2 часа

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час.
3часа.

Зарубежная
6
музыка от
часов
эпохи
(5+1)
средневековья
до рубежа XIХXХ вв.
2 часа
2 часа
2 часа

Русская
и 6
зарубежная
часов
музыкальная
(5+1)
культура XX
в.
Знакомство
12

с

творчеством

всемирно 2 часа

известных отечественных композиторов (И.
Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д.
Шостакович, Г. В. Свиридов.
Многообразие стилей в отечественной и 2 часа
зарубежной
музыке
ХХ
века
(импрессионизм).
Отечественные и зарубежные композиторы- 2 часа
песенники ХХ столетия. Обобщенное
представление о современной музыке, ее
разнообразии и характерных признаках.
6.

Современная
музыкальная
жизнь.

4 часа
(3+1)
Панорама современной музыкальной жизни в 1 час
России и за рубежом: концерты, конкурсы и
фестивали (современной и классической
музыки).
Современные выдающиеся, композиторы, 1 час
вокальные исполнители и инструментальные
коллективы.
Классическая
музыка
в
современных 2 часа
обработках.

7.

2 часа
Значение
музыки
в (1+1)
жизни человека
Воздействие музыки на человека, ее роль в 1 час
человеческом обществе.
Преобразующая сила музыки как вида 1 час.
искусства.
6 класс

№

Раздел

Количе
ство
часов

1

Музыка
как
6 часов
вид искусства
(5+1)

Тема

Количеств
о часов

Средства музыкальной выразительности в 1 час
создании музыкального
образа
и
характера музыки.
Разнообразие
вокальной, 2 часа
инструментальной,
вокальноинструментальной,
камерной,
симфонической и театральной музыки.
Различные формы построения музыки. Их
возможности в воплощении и развитии 2 часа
музыкальных образов.
13

Круг
музыкальных
образов.
Взаимосвязь и развитие. Программная 1 час
музыка.
2.

Народное
музыкальное
творчество

3 часа
Основные жанры русской народной
1 час
вокальной музыки.
Музыкальный фольклор народов России. 1 час
Знакомство с музыкальной культурой,
народным музыкальным творчеством
своего региона.
Истоки и интонационное своеобразие,
1 час
музыкального фольклора разных стран.

3.

Русская музыка 5 часов
от эпохи
(4+1)
средневековья
до рубежа XIXХХ вв.
Древнерусская
духовная
музыка.
Знаменный
распев
как
основа
древнерусской храмовой музыки.
Формирование русской классической
музыкальной школы (М. И. Глинка).
Духовная музыка русских композиторов.
Стилевые особенности в творчестве
русских композиторов (М. И. Глинка, М.
П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А.
Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С.
В. Рахманинов). Роль фольклора в
становлении
профессионального
музыкального искусства.
Традиции
русской
музыкальной
классики, стилевые черты русской
классической музыкальной школы.

4

Зарубежная
музыка от
эпохи
средневековья
до рубежа XIХXХ вв.

1час
1 час
2 часа

1 час

6 часов
(5+1)

Средневековая
духовная
музыка: 1 час
григорианский хорал.
Жанры зарубежной духовной и светской 3 часа
музыки в эпохи Возрождения и Барокко
(мадригал, мотет, фуга, месса, реквием,
шансон).
Основные жанры светской музыки
(соната,
симфония,
камерно- 2 часа
инструментальная и вокальная музыка.)
14

5.

Русская и
зарубежная
музыкальная
культура XX в.

5 часов

Знакомство с творчеством всемирно 2 часа
известных отечественных композиторов
(И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев,
Д.Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, Р.
Щедрин,
А. И. Хачатурян,
А. Г.
Шнитке) и зарубежных композиторов
ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М.
Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг).
Многообразие стилей в отечественной и 2 часа
зарубежной
музыке
ХХ
века
(импрессионизм). Джаз. Авторская песня.
Рок-музыка и ее отдельные направления .
Мюзикл.
Электронная
музыка. 2 часа
Современные технологии записи и
воспроизведения музыки.

6.

Современная
музыкальная
жизнь

9 часов
Панорама современной музыкальной 1 час
жизни в России и за рубежом: концерты,
конкурсы и фестивали (современной и
классической музыки).
Наследие выдающихся отечественных 3 часа
(Ф. И. Шаляпин, Д. Ф. Ойстрах, А. В.
Свешников; Д. А. Хворостовский, А. Ю.
Нетребко,
В. Т. Спиваков, Н. Л.
Луганский, Д. Л. Мацуев и др.) и
зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М.
Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В.
Клиберн, В. Кельмпфф и др.)
Всемирные
центры
музыкальной 5 часов
культуры и музыкального образования.
Классическая музыка в современных
обработках.

7.

Значение
музыки в
жизни человека

1 час
Музыкальное
искусство
как 1 час
воплощение жизненной красоты и
жизненной правды. Стиль как отражение
15

мироощущения композитора.

7 класс
№

Раздел

Кол-во
часов

1

Музыка как
вид искусства

2 часа

2

Народное
музыкальное
творчество

1 часа

Тема

Кол-во
часов

Интонация как носитель образного 1 час
смысла.
Средства
музыкальной
выразительности
в
создании
музыкального образа и характера
музыки.
Различные формы построения музыки 1 час
Многообразие
связей
музыки
с
различными видами искусств.

Музыкальный фольклор народов России. 1 час
Знакомство с музыкальной культурой,
народным музыкальным творчеством
своего региона. Истоки и интонационное
своеобразие, музыкального фольклора
разных стран.
3

Русская музыка
от эпохи
средневековья
до рубежа XIXХХ вв.

7часов
(6+1)

Обращение композиторов к народным
истокам профессиональной музыки.
Стилевые особенности в творчестве
русских композиторов (М. И. Глинка, М.
П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А.
Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С.
В. Рахманинов). Роль фольклора в
становлении
профессионального
музыкального искусства. Романтизм в
русской музыке.
Духовная музыка русских композиторов.
Традиции
русской
музыкальной
классики, стилевые черты русской
классической музыкальной школы.
4.

Зарубежная
9 часов
музыка от эпохи
средневековья
до рубежа XIХXХ вв.
16

1 час
4 часа

1 час
1 час

5.

6.

Русская и
зарубежная
музыкальная
культура XX в.

Современная
музыкальная
жизнь

Жанры зарубежной духовной и светской
музыки в эпохи Возрождения и Барокко.
И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи
Барокко.
Венская классическая школа (Й. Гайдн,
В.
Моцарт,
Л.
Бетховен).
инструментальная и вокальная музыка,
опера, балет). Развитие жанров светской
музыки.
Творчество композиторов-романтиков (
Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф.
Шуберт, Э. Григ).
Оперный
жанр
в
творчестве
композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж.
Верди).

1 час

Знакомство с творчеством всемирно
известных отечественных композиторов
(И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д.
Д. Шостакович, Г.В. Свиридов,
Р.
Щедрин,
А. И. Хачатурян,
А. Г.
Шнитке) и зарубежных композиторов
ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М.
Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг).
Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз –
наиболее
яркие
композиторы
и
исполнители.
Отечественные
и
зарубежные
композиторы - песенники ХХ столетия.
Обобщенное
представление
о
современной музыке.
Рок-музыка и ее отдельные направления
(рок-опера, рок-н-ролл.). Электронная
музыка.
Современные
технологии
записи и воспроизведение музыки.

4 часа

4 часа

2часа
2 часа

8 часов
7+1

1 час
1 час

2 часа

6 часов
(5+1)
Панорама современной музыкальной 2 часа
жизни в России и за рубежом: концерты,
конкурсы и фестивали (современной и
классической музыки).
Современные
выдающиеся, 2 часа
композиторы, вокальные исполнители и
инструментальные коллективы.
Всемирные
центры музыкальной 2 часа
17

культуры и музыкального образования.
Классическая музыка в современных
обработках.
7.

Значение
2 часа
музыки в жизни
человека
Стиль как отражение мироощущения 1 час
композитора. Воздействие музыки на
человека, ее роль в человеческом
обществе.
Своеобразие видения картины мира в 1 час
национальных музыкальных культурах
Востока и Запада.
8 класс

№

Раздел

1.

Музыка
как
вид искусства5(4+1) часов

Кол-во
часов

Тема

Кол-во
часов

1.Интонация
как
носитель
образного
смысла. Многообразие
интонационно-образных
построений.
Средства музыкальной выразительности
в создании музыкального образа и характера
музыки.
2.Разнообразие вокальной,
инструментальной,вокальноинструментальной,камерной, симфонической
и
театральной музыки. Круг
музыкальных
образов
(лирические,
драматические, героические,
романтические, эпические и др.), их
взаимосвязь и развитие.
3.Взаимодействие музыки и литературы в
музыкальном театре. Программная музыка.

1 час

4. Многообразие связей музыки с
изобразительным искусством. Портрет
музыке и изобразительном искусстве.

18

2 час(1+1)

1 час

1 час
в

5.Картины природы в музыке и
изобразительном искусстве. Символика
скульптуры, архитектуры, музыки.
2.

в

1час

Народное
музыкальное
творчество5 часов
1 час
1.Устное
народное
музыкальное
творчество в развитии общей культуры
народа.

3.

2.Характерные черты русской народной
музыки. Основные жанры
русской народной вокальной музыки.
3.Различные исполнительские типы
художественного
общения
(хоровое,
соревновательное, сказительное).

1 час

4. Музыкальный фольклор народов России.
Знакомство с музыкальной
культурой,
народным
музыкальным
творчеством своего региона.
5. Истоки и
интонационное своеобразие, музыкального
фольклора разных стран.

1 час

1.Древнерусская
духовная
музыка.
Знаменный распев как основа
древнерусской храмовой музыки. Основные
жанры профессиональной музыки
эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт,
литургия.

1 час

2.Формирование русской
классической музыкальной школы (М.И.
Глинка). Обращение композиторов к
народным
истокам
профессиональной
музыки. Романтизм в русской музыке.

1 час

1 час

1 час

Русская
музыка
от
эпохи
средневековья
до рубежа XIXХХ вв.-5часов
(4+1)

19

4.

3.4. Стилевые особенности в творчестве
русских композиторов (М.И. Глинка,
М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А.
Римский-Корсаков, П.И. Чайковский,
С.В. Рахманинов). Роль фольклора в
становлении профессионального
музыкального искусства.
5.Духовная музыка русских композиторов.
Традиции
русской музыкальной классики, стилевые
черты русской классической
музыкальной школы.

2 часа
(1+1)

1.Средневековая
духовная
музыка:
григорианский хорал. Жанры
зарубежной духовной и светской музыки в
эпохи Возрождения и Барокко
(мадригал, мотет, фуга, месса, реквием,
шансон). И.С. Бах – выдающийся
музыкант
эпохи
Барокко.
Венская
классическая школа

1 час

2 Й. Гайдн, В. Моцарт,
Л. Бетховен).Основные жанры светской
музыки XIX
века
(соната,
симфония,
камерноинструментальная и вокальная музыка,

1 час

3.Творчество композиторов-романтиков Ф.
Шопен, Ф. Лист,
Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ).

1 час

Зарубежная
музыка
от
эпохи
средневековья
до рубежа XIХXХ вв.-5 часов

4.Оперный жанр в творчестве композиторов
XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные
жанры светской музыки .
5. Развитие жанров светской музыки
(камерная
инструментальная и вокальная музыка,
концерт, симфония, опера, балет).
5.

1 час

Русская
и
зарубежная
музыкальная
культура XX
20

1 час

в.-5часов
(4+1)

6.

Знакомство с творчеством всемирно
известных отечественных
композиторов (И.Ф. Стравинский,
С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В.
Свиридов,
Р.
Щедрин,
А.И.
Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных
композиторов ХХ столетия (К.
Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А.
Шенберг).

2 часа
(1+1)

2. Многообразие стилей в отечественной и
зарубежной музыке ХХ
века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл,
блюз, симфоджаз – наиболее яркие
композиторы и исполнители. Отечественные
и зарубежные композиторыпесенники ХХ столетия.
3. Обобщенное представление о современной
музыке,
ее разнообразии и характерных признаках.
Авторская песня: прошлое и
настоящее.
4. Рок-музыка и ее отдельные направления
(рок-опера, рок-н-ролл.).
Мюзикл.
5. Электронная
музыка.
Современные
технологии записи и
воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в
России и за рубежом

1 час

1.2.Панорама современной музыкальной
жизни в России и за рубежом:
концерты,
конкурсы
и
фестивали
(современной и классической музыки).
Наследие
выдающихся
отечественных
(Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах,
А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю.
Нетребко, В.Т. Спиваков,
Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и
зарубежных исполнителей (Э. Карузо,
М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В.

2 часа

1 час

1 час

1 час

Современная
музыкальная
жизнь-5часа

21

Клиберн, В. Кельмпфф и др.)
классической музыки.

7.

Значение
музыки
жизни
человека-5
часа
(4+1)

3. Современные выдающиеся, композиторы,
вокальные
исполнители
и
инструментальные
коллективы
4. Всемирные центры
музыкальной культуры и музыкального
образования.
5. Может ли современная
музыка
считаться
классической?
Классическая музыка в современных
обработках.

1 час

1.Музыкальное искусство как воплощение
жизненной красоты и
жизненной правды.

1 час

2.Воздействие музыки на человека, ее роль в
человеческом обществе. . «Вечные»
проблемы жизни в творчестве композиторов
3. 4.Своеобразие видения картины
мира
в
национальных
музыкальных
культурах Востока и Запада.

1 час

1 час

1 час

в

5. Преобразующая сила музыки как вида
искусства.

22

2 часа
(1+1)
1 час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».