1.Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основной школы, авторской программы Босовой Л.Л.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015., допущенной Министерством образования и науки РФ к изучению в общеобразовательных учреждениях, а также с учетом примерной основной образовательной программы, целей и задач основной образовательной программы МБОУСОШ № 5. Изучение курса Информационные технологии в 5 классах направлено на достижение следующих целей: формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «информация», «текстовый редактор», «графический редактор» , «презентация»; развитие креативного мышления; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения курса Информационные технологии в 5 классе необходимо решить следующие задачи: показать учащимся роль информации в их жизни и в окружающем мире; организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов; работа в среде программы создания и просмотра презентаций; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности; организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности. Изучение Информационные технологии ведется в 5 классе за счет компонента образовательного учреждения. Программа рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю). Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности. Для изучения курса Информационные технологии на уровне основного общего образования в 5 классе используется предметная линия учебников : Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 2. Планируемые результаты изучения учебного курса Раздел 1. Цифровая грамотность По окончанию учебного года ученик научится: соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете; называть основные компоненты персональных компьютеров, объяснять их назначение; понимать содержание понятий «файл», «папка»; осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку); критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации; запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу; По окончанию учебного года ученик получит возможность научиться: ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу); Раздел 2. Информация вокруг нас По окончанию учебного года ученик научится: понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный процесс»; приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; По окончанию учебного года ученик получит возможность научиться: сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; Раздел 3. Информационные технологии По окончанию учебного года ученик научится: запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу; создавать, сохранять файлы; вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами; использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов; создавать, форматировать и заполнять данными таблицы; применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков; научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения); научится сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий; соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ. По окончанию учебного года ученик получит возможность научиться: овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма; создавать текстовые документы, включающие таблицы, рисунки; оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; создавать графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий. 3. Содержание учебного курса Раздел 1. Цифровая грамотность ( 7 часов) Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения. Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Файлы и папки. Имя файла (папки, каталога). Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Электронная почта. Поиск информации на веб-странице. Поисковые системы. Поиск информации. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного поведения в Интернете. Кибербуллинг. Раздел 2. Информация вокруг нас ( 5 часов) Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Поиск информации. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Раздел 3. Информационные технологии ( 20 часов) Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Вставка в документ картинок. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации. Создание мультимедийных презентаций. Возможности и область использования приложения PowerPoint. Типовые объекты презентации. Группы инструментов среди PowerPoint. Запуск и настройка приложения PowerPoint. Назначение панелей инструментов. Оформление презентации. Дизайн, цветовая схема слайда, фон слайда. Изменение шрифтов. Изменение верхнего и нижнего колонтитулов. Сортировка слайдов. Перестановка слайдов. Изменение дизайна слайда. Практикум: Практическая работа №1 «Изучаем клавиатуру». Практическая работа №2 «Создание и сохранение файлов». Практическая работа №3 «Работа с электронной почтой: регистрация почтового ящика». Практическая работа №4, №5 «Поиск информации в сети Интернет». Практическая работа №6, № 7 «Ввод текста». Практическая работа №8 «Редактирование текста». Практическая работа №9, №10 «Работа с фрагментами текста». Практическая работа №11, №12 «Форматирование текста». Практическая работа №13 «Вставка картинок в текстовый документ». Практическая работа №14, №15 «Создание простейших таблиц» . Практическая работа №16 «Изучаем инструменты графического редактора». Практическая работа №17 «Работа с графическими фрагментами». Практическая работа №18 «Планируем работу в графическом редакторе». Практическая работа №19 «Создание изображения в графическом редакторе». Практическая работа № 20 «Работа с готовой презентацией в среде Power Point». Практическая работа №21 «Создаем анимацию». Практическая работа № 22 «Создаем слайд-шоу». Практическая работа №23 «Создание анимации по собственному замыслу». (творческое задание) Таблица 1. Распределение часов по разделам Раздел Цифровая грамотность. Информация вокруг нас. Информационные технологии. Резерв Итого Часы 7 5 20 2 34