1. Актуальность разработки программы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении Профориентация — это научно обоснованная система социально- экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно- ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.Она реализуется через учебновоспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В рамках модернизации образования Российской Федерации на новый план в деятельности общеобразовательных школ выходит программа предпрофильной и профильной подготовки подрастающего поколения, которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией всей системы профориентационной работы в школе. Ситуация по данной проблеме в школе характеризуется следующими проблемами: -отсутствием системной работы по организации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки учащихся; -необеспеченностью образовательных учреждений необходимыми средствами: методиками, информационными материалами, кадрами, специальными программами, учебно-наглядными пособиями, видеофильмами ит.д.; -неготовностью учащихся и решению проблемы продолжения образования после школы; -отсутствием психолого-педагогической поддержки, профориентационной, предпрофильной, профильной работы; -низкой мотивацией, несформированностью у учащихся профессионального прогнозирования. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональныхнамерений личности и пути ее реализации. 2. Нормативно-правовое обеспечение программы Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (ред. от 01.03.2020) (п.2 ст.42; п.3 ст.66; п.1 ст. 75); Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п.1 от 23.02.2018 года, Пр-2182 от 20.12.2020 года”; Письмо Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 г. № ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций"; примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22); Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (Приказ от 17.12.2010 №1897 в ред. От 08.11.2022) и среднего общего образования (Приказ от 17.05.2012 №413 в ред. от 12.08.2022); Программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 29 сентября 2022 г. № 7/22); Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профориентация» (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 5/22 от 25.08.2022 г.) 3. Цели и задачи профориентационной работы Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Задачи: 1. Формирование у обучающихся ценностного отношения к труду и понимания значимости для личности осознанного выбора профессии. 2. Реализация Всероссийского проекта «Единая модель профориентации (профориентационный минимум)» для учащихся 6-11 классов. 3. Реализация школьного проекта «Профориентационная деятельность в рамках профильного обучения старшеклассников», нацеленного на создание системы действенной профориентационной работы с учащимися профильных 10-11 классов. 4. Способствование проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов. 4. Аспекты и этапы реализации программы профориентационной работы Профессиональная ориентация — это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, так как только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психологопедагогический, медико-физиологический. Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы. Экономический аспект- это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда). Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору). Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов. Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы содержания профориентационной работы в школе: 1 - 5 классы: -формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; -развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. 6 - 7 классы (мотивационно-личностный аспект): -развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; - формирование представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); - приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. 8-9 классы (когнитивный аспект): -уточнение образовательного запроса в ходе внеурочных занятий и других курсов по выбору; -групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; -формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям; - выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. 10-11 классы (деятельностный аспект): - обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию; - формирование профессиональных качеств в избранном виде труда; - коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. 5. Содержание профориентации в условиях непрерывного образования Статус МБОУСОШ № 5 в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по реализации профориентационного минимума определен как «основной». Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной,коммуникативной, игровой, производительном труде). Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел трудовое воспитание (профориентация). Ответственными за профориентационную работу в школе являетсязаместитель директора по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают педагог-организатор, социальный педагог, психолог, педагог-навигатор программы «Билет в будущее», учителя-предметники. Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 6 - 11 классов, которую проводится в ходе реализации проекта «Билет в будущее». На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители. 6. Направления и формы работы Организационно-методическая деятельность: -работа координаторов по профориентационной работе с учащимися; -методическая помощь учителям в реализации программы по профориентации. Работа с учащимися: -комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры; -консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые); -анкетирование; -организация и проведение экскурсий в профессиональные учебные заведения и предприятия; -встречи с представителями предприятий, учебных заведений. Работа с родителями -проведение родительских собраний, (общешкольных, классных,совместно с учащимися); -лектории для родителей; -индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников; -анкетирование родителей учащихся; -привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимисяс беседами; -привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций; -помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях; -помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время. Профориентационная работа в соответствие с основным уровнем профминимума рассчитана на 60 часов и реализуется в следующих форматах: УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ На выбор: - Уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности. Используется интерактивный сервис "Конструктор будущего" в рамках проекта "Билет в будущее" или другие программы. - Уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета "Технология". Рекомендованное количество: от 9 часов ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Диагностический конструктор (2 этапа): несколько вариантов профориентационных онлайн-диагностик исходя из потребностей обучающихся 4 часа Профориентационный урок - 2 часа Урок "Россия - мои горизонты" - 2 часа Рефлексивный урок - 4 часа Мероприятия на выбор: - Профориентационные программы внеурочной деятельности; - Дополнительные профориентационные уроки; - Онлайн-уроки "Шоу профессий"; - Проектная деятельность. Рекомендованное количество: 34 часа ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА - Выставка "Лаборатория будущего" - 4 часа - Профессиональные пробы на базе Площадки или на базе Платформы - 6 часов Мероприятия на выбор: - Экскурсии в образовательные организации ВО или СПО; - Экскурсии на производство; - Конкурсы профориентационной направленности; - Образовательные выставки. Рекомендованное количество: от 12 часов Может быть реализована в рамках внеурочной деятельности. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей обучающегося. Рекомендованное количество: от 3 часов ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) - Родительское собрание (ознакомительное или итоговое) Рекомендуемое количество: от 2 часов Профориентационные мероприятия на основном уровне: - Профориентационные уроки; - Онлайн-диагностика, направленная на выявление интересов и способностей обучающихся, уровня готовности к выбору профессионально-образовательной траектории, ценностных ориентиров, мотивации обучающихся и получение индивидуальных рекомендаций на этой основе; - Групповой разбор результатов профориентационных диагностик (с использованием видеоматериалов), рефлексивный урок; - Информационное сопровождение обучающихся и их родителей о возможностях открытого сегмента Платформы основного уровня Профориентационного минимума и организует регистрацию участников; - Профессиональные пробы практического и/или моделирующего уровней (в онлайн или офлайн-формате); - Профориентационные мероприятия по выбору: посещение мультимедийной выставки; посещение организаций территориальной образовательной и профессиональной среды (профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и работодателей); организация проектной деятельности с учетом предпочитаемых обучающимися профессиональных сфер и профилей обучения; участие в профориентационных мероприятиях федерального и регионального уровня. Основные формы профориентационной работы по возрастам. Этап Возрастные особенности Пропедевтичес Повышенная кий чувствительностьк внешним 1-5 классы воздействиям. Ведущая деятельность учебная. В овладении УУД руководитмотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волеваясфера, мышление носит нагляднодейственный характер. Самооценка, уверенность в себеформируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. Формы профориентационной работы Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей. Проигрывание профессий, сюжетноролевые игры. Методика «Кем быть» Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись. Профпросвещение встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки) показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детскихподелок костюмированные карнавалы профессий сочинения на тему «Пусть меня научат» игра «Чей это инструмент?» трудовые поручения какие профессии живут в нашем доме (экскурсии) Темы классных часов кто работает в нашей школе? (экскурсия) как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка) беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома экскурсия в школьные мастерские беседа: мое любимое занятие в свободное время Поисковозондирующий 6-7 классы Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людяхпожилого возраста. Это сензитивный возраст дляформирования профессионально ориентированных ЗУН Период Развитие развития профессионального профессиональ самосознания, ного формированиеличностного самоопределения смысла выбора профессии 8-9 классы Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка 1. Уроки «Россия – мои горизонты». 2. Профориентационные уроки 3. Встречи с интересными людьми (профессионалами) 4. Взаимодействие с родителями учащихся 5. Экскурсии 6. Ролевые игры 7. Конкурсы 8. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа. 6.Создание Портфолио Классные часы 1. Предприятия нашего поселка, района, края. (походы, экскурсии) 2. Всякий труд надо уважать Участие в проектах «Билет в будущее», «ПроеКТОриЯ». Участие в Неделях профориентации Организация профильной. профориентационной смены в рамках Летнего пришкольного лагеря. Уроки «Россия-мои горизонты», урочные профориентационные занятия, элективные курсы. Взаимодействие с родителями учащихся в области профориентационной направленности. Информирование об экономических особенностях и востребованных профессиях Приморского края. Знакомство с правилами выбора профессии. Экскурсии на предприятия и организации пгт. Сибирцево. участие в Днях открытых дверей ОУ среднего профессионального образования; -осуществление профессиональных проб; формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией; моделирование индивидуального учебного плана в рамках выбора траектории обучений на средней образовательной ступени; конкурс Портфолио; организация работы школьной стройбригады Участие в проектах «Билет в будущее», «ПроеКТОриЯ». Участие в Неделях профориентации. Период уточнения социальнопрофессиональ ного статуса. 10-11 классы Уроки «Россия-мои горизонты», урочные Решение вопросов о выборе профессии, учебного профориентационные занятия, элективные курсы. Взаимодействие с родителями учащихся в заведения и выборе области профориентационной направленности. подготовительных курсов. Дискуссии, круглые столы, Акцентирование внимания Посещение ВУЗов и предприятий, на ценностно-смысловую экскурсии в колледжи. сторону самоопределения Встречи с представителями учебных заведений, студентами на базе школы. Участие в проектах «Билет будущее» Онлайн уроки «Шоу профессий». Организация работы школьной стройбригады Участие в Неделях профориентации. Организация профориентационной работы в профильных классах в соответствие с Проектом «Профориентационная деятельность в рамках профильного обучения старшеклассников» 7. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе Координатор деятельности - заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят: -выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности; -поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и средней школы; -планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения; -осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательнойработы, направленной на самоопределение учащихся. Педагог-навигатор: отвечает за реализацию проекта «Билет в будущее»; осуществляет педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и дальнейшей реализации их индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий; оказывает помощь классным руководителям в подготовке мероприятий по профминимуму; координирует работу всех задействованных в реализации профминимума. Классный руководитель: -конструирует и проводит еженедельные профориентационные занятия; -организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; -помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственное портфолио; -организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; -организует взаимодействие с родителями в области профориентационной направленности; -организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений и профессионалами. Учитель-предметник: -способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.; -обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; -способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; -проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся; -адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся. Педагог -библиотекарь: -регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе; -изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу,помогающую в выборе профессии; -организует выставки книг о профессиях и читательские диспутыконференции на темы выбора профессии; -обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); -регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д). Социальный педагог: -способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки; -оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; -осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам; -оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника. Педагог психолог: - индивидуальные и групповые консультации по профессиональному самоопределению. 8. Ожидаемые результаты Реализация данной Программы позволит: - повысить мотивацию подрастающего поколения и молодежи к труду; - оказать адресную психологическую помощь учащимся ОУ в осознанном выборе будущейпрофессии; - обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры инавыкам поведения на рынке труда; - сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях - сформировать универсальные компетенции, касающиеся всего цикла профессионального самоопределения и охватывающие одновременно его уровни: целевой (наличие целевых установок, значимых для процесса профессионального самоопределения); мотивационный (сформированность профессионально-трудовой мотивации и ценностных ориентаций); информационный (профессионально-образовательная информированность, карьерная грамотность); деятельностный (опыт профориентационно значимой деятельности, ведущий к получению профориентационно значимых результатов); рефлексивный (осознание и самооценка процесса своего профессионального самоопределения и его результатов). - 9. План реализации профориентационной работы на 2023-2024 учебный год Содержание деятельности 1 2 3 4 5 Организационная работа в школе Создание школьного совета по Сентябрь профориентационной работе (СПР ОУ). Оформление уголка по профориентации. Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные уч. завед. выпускников IX, XI кл.) Разработка плана профориентационной работы с учетом уровня профминимума Представление на школьном Педагогическом совете Единой модели профориентации Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации. 7 Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентациии трудовому обучению. Вовлечение учащихся 8 вобщественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами. 9 Осуществление взаимодействия с учреждениями доп. образования, Центром занятости. 10 Привлечение родительской общественности к участию в профориентационной работе Организация работы школьной 11 стройбригады 6 Размещение информации на сайте школы и мессенджерах по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. Подготовка к организации сетевого 13 взаимодействия с Черниговским сельскохозяйственным колледжем 12 Сроки Октябрь Сентябрь Август Ответственн ые Примечание Зам. директора по ВР Приказ СПР ОУ Зам. директора по УВР Зам.директор а по УВР и ВР Зам. Директора по ВР, педагог навигатор В течение Педагоггода библиотекарь 31 августа В течение Педагоггода библиотекарь В течение Классные года руководители В течение года Зам.директор а по ВР В течение года Администрац ия, кл. руководители Директор Июнь В течение года Медиацентр Октябрь Директор справка 1 2 Работа с педагогическими кадрами. Декабрь Заместители Организация и проведение директора по УВР семинара по теме и ВР, “Особенности реализации проекте Руководитель МО «Единая модель классных профориентации»" в МБОУСОШ руководителей № 5» Включение в план работы Руководители методических объединений МО педагогов рассмотрение вопросов методики профориентацнонной работы, обмен опытом ее проведения. (“Подготовка учащихся ккомпетентному выбору профессии”; “Система образования в России”; “Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками”; “Работа с учащимися по интересам”; “Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”.) 3 Сопровождение участия школьников в проекте «Билет в будущее» Сентябрьдекабрь 4 Координация деятельности учителей, работающих в классе, психолога, медика и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися. В течение года Педагогнавигатор, классные руководители Зам. директора по ВР Работа с родителями Проведение индивидуальных 1 консультаций с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, элективных курсов. “Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования”. 2 Привлечение родителей к участию в проведении мероприятий профориентационной направленности. 3 Проведение родительских собраний: 9 класс «Организация обучения и пути дальнейшего образования». 11 класс «Самоопределение выпускников 11 класса 2024 года». Работа с учащимися 1 Элективные курсы и курсы в рамках внеурочной деятельности в 9-11 классах «Мир экономических профессий» «Менеджмент» «Маркетинг» «Путь к карьере» «Познай себя» Проведение экскурсий на 2 предприятия и в учебные заведения Приморского края 3 Организация проектноисследовательской деятельности профориентационной направленности 4 Осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся. В течение года Классные руководител и В течение года Классные руководител и Классные руководите ли Декабрь, январь По расписанию В течение года Руководител и курсов Классные Руководител и Педагогорганизатор По плану Зам. директора по УВР, руководители проектов Классные По запросу руководите ли, Зам. директора по ВР, школьный психолог 5 Проведение в рамках Недели профориентации потехнологии конференций, интеллектуальных игр, бесед,викторин и др. Праздник “Город Мастеров”, “Встреча с Самоделкиным” Конкурс рисунков “Моя будущая профессия”, “Мама, папа на работе”, “Фестиваль профессий” 6 Проведение уроков «Россия – мои По плану горизонты». 6-11 Проведение профориентационных классы уроков Проведение тематических классных 1-11 часов классы Организация и проведение встреч с По представителями различных договоренно профессий, студентами учебных сти заведений. Обеспечение участия По старшеклассников в днях графику открытых дверей учебных заведений Обеспечение участия учащихся в март работе ярмарки профессий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда Приморского края. 7 8 9 10 Реализация будущее» проекта «Билет в 11 Индивидуальные и групповые консультации по профессиональному самоопределению. Последни е недели четверти В течение года Зам директора по ВР, педагогорганизатор, Классные руководители Классные руководители Педагогорганизатор Классные руководители Классные руководители Классные руководители Зам. директора по ВР Педагогнавигатор, педагогорганизатор По плану Педагог-психолог педагога психолога; по запросу Приложение 1. Проект «Профориентационная деятельность в рамках профильного обучения старшеклассников» Пояснительная записка Профессиональное самоопределение –процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности –кем стать, к какой социальной группе принадлежать и с кем работать. Данный проект является составной частью Программы профориентационной работы МБОУСОШ № 5 и отражает механизм действий по реализации системы работы по профориентационной направленности в профильных классах на уровне среднего общего образования. В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации указывается, что для развития рынка труда как важнейшей составляющей инновационной экономики необходимо развитие системы профессиональной ориентации, психологической поддержки населения, в т.ч. профессиональной ориентации школьников, повышении их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда. Во ФГОС СОО указывается на то, что профессиональное самоопределение школьника, наряду с личностным, является важной составной частью самоопределения жизненного пути. Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы в старшей школе. Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организацию элективных курсов. Таким образом, можно выделить следующие аспекты профориентации: социальный, экономический, психологопедагогический. Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентаций молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы. Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда). Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору). Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов. Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата. Таким образом, программа профориентации представляет собой систему научнообоснованных мероприятий, направленных на подготовку учащихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учетом желания, возможностей личности и потребности рынка труда. Цель и задачи Проекта Цель: создание системы действенной профориентационной работы с учащимися профильных 10-11 классов, способствующей дальнейшему осознанному выбору собственной карьеры, формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации на рынке труда. Задачи: 1. Разработать и внедрить систему профориентационной работы с учащимися через урочную и внеурочную деятельность. 2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику и профконсультацию учащихся. 3. Обеспечить широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе. 4. Сформировать у старшеклассников знания об особенностях социально-экономического развития Приморского края, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки. 5. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и школы по вопросам профессионального самоопределения молодежи. 6. Наладить сотрудничество с родителями, образовательными профессиональными организациями, предприятиями, готовыми стать площадками для осуществления школьниками профессиональных проб. 7. Сформировать единое информационное пространство по профориентации. 8. Обеспечить условия для участия старшеклассников во Всероссийских проектах «Билет в будущее» и «Проектория». 9.Содействовать вовлечению учащихся профильных классов в конкурсное движение профориентационной направленности. 10. Организовать внеурочную проектно-исследовательскую деятельность, направленную на решение производственных задач. III. Этапы реализации проекта Сроки реализации Проекта: 2022 - 2025 годы I этап: подготовительный – 2022 год. Цель: подготовка условий профориентационной работы. Задачи: 1.Изучить нормативную базу. 2.Разработать и утвердить программу по профориентации учащихся. 3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. II этап: практический – 2023г., 2023- 2024, 2024-2025 учебные годы Цель: реализация программы по профориентации. Задачи: 1.Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы профориентационной работы в профильных классах. 2.Обогатить содержание профпросвещения. 3.Систематизировать участие старшеклассников в проектах «Билет в будущее и Проектория». 4.Разработать методические рекомендации по профориентации. 5.Расширять и укреплять связи и отношения школы с партнерами. 6.Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности. 7.Проводить мониторинг реализации программы. 8.Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города. III этап: аналитический 2025 (второе полугодие) год. Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: 1.Обобщить результаты работы школы. 2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3.Спланировать работу на следующий период. Программа действий Этап Мероприятия Сроки Ответственные Подготовитель Анализ внешней и июнь, сентябрь Администрация ный внутренней среды. Выявление и 2022г. изучение проблемы. Поиск путей решения проблемы. Создание модели управления подпрограммой Создание нормативноправовой базы Заключение договоров сетевого сотрудничества с ВУЗами, колледжами, предприятиями края в течение года Обучение педагогов Обеспечение научноконсультативной поддержки и мониторинга реализации подпроекта Практический Информирование учащихся 9-х классов о профильных программах и особенностях поступления в соответствие с выбранным профилем Информирование обучающих и родителей о профессиональных образовательных ресурсах края, страны в соответствие с выбранным профилем. Проведение классных часов на тему «Мир профессий» (в соответствие с профилем) с использованием ресурсов проекта «Билет в будущее», «Проектория» Профпросвещение на уроках в рамках предметной области (в соответствие с профилем) январь, май, ежегодно Заместитель директора по УВР Капустина Л.В. сентябрь, ежегодно в течение года, по плану в течение года, в соответствие с календарнотематическим планированием Классные руководители 10, 11 классов Учителя предметники Заместитель ежегодно Организация работы элективных курсов профориентационной направленности ежегодно Участие в фестивалях, конкурсах, конференциях, олимпиадах Экскурсии в ВУЗы, колледжи края ежегодно по плану работы школы Посещение Дней открытых дверей в ВУЗах, колледжах Экскурсии на предприятия района, края Виртуальные экскурсии на предприятия России Неделя профориентации (комплекс мероприятий профориентационной направленности, включающий встречи с профессионалами, мероприятия интеллектуальнопознавательного цикла, осуществление профессиональных проб) Заключение договоров с предприятиями - партнерами Аналитический Организация итогового контроля Анализ результативности системы профориентации в рамках профильного обучения Мониторинг эффективности процесса самоопределения выпускников профильных классов Трансляция опыта. Разработка и проведение ПРкомпании. в течение года С 2022г. март (ежегодно) 2023-2024гг. май, сентябрь 2025г. В течение года 2025г. директора по УВР Капустина Л.В., руководители курсовой подготовки Заместитель директора по УВР Капустина Л.В. Учителя предметники Заместитель директора по УВР, Классные руководители 10, 11 классов Заместитель директора по УВР, Классные руководители 10, 11 классов Заместитель директора по УВР, Классные руководители 10, 11 классов, учителя предметники Администрация школы Приложение 2. Положение о проведении дней профессиональной ориентации и самоопределения учащихся МБОУСОШ №5 пгт. Сибирцево. 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует цели, задачи, состав участников, содержание, организацию, порядок подготовки и проведения Дня профессионального самоопределения учащихся 2. Цель и задачи: Цель: вовлечение обучающихся в продуктивные виды деятельности по ознакомлению с миром профессий, рынком труда и овладению навыками профессионального самоопределения. Задачи: - расширить представления обучающихся о профессиях и специальностях, востребованных на рынке труда ДФО; - пробудить у обучающихся интерес к профессиональной деятельности; - актуализировать представления о собственных интересах и возможностях; - формировать способность делать осознанный выбор профессии и нести за него ответственность; - апробировать различные формы проведения Дня профориентации в условиях социального партнерства и межведомственного взаимодействия. 3. Сроки проведения: Дни профессиональной ориентации и профессионального самоопределения проводятся в последнюю неделю каждой учебной четверти. 4. Участники: Участниками Дней профессиональной ориентации и профессионального самоопределения являются обучающиеся 1-11 классов школы, родители (законные представители), педагоги школы, школьный психолог, социальный педагог. При проведении мероприятий возможно привлечение специалистов центров занятости населения, учреждений здравоохранения, культуры, общественных организаций, предприятий поселка и района, СМИ и т.д. 5. Содержание и формы организации Дней профориентации. 5.1. Организаторами Дней профориентации являются заместители директора школы по методической и воспитательной работе, педагог-организатор, а так же учащиеся 10 – 11 классов 5.2. Дни профориентации проводятся в рамках реализации Программы профориентационной работы школы. 5.3. Дни профориентации могут быть посвящены как одной профессии, так и целому ряду разнообразных профессий или профессиям востребованным в поселке, районе, крае, Дальневосточном Федеральном округе. 5.4. Организаторы Дней профориентации вправе использовать разнообразные формы работы в зависимости от своих возможностей и созданных условий. Ими могут быть: - Проведение тематических классных часов, бесед, викторины о профессиях, онлайн-рассказы профессионалов о своей работе; - Экскурсии на предприятия, в музеи, библиотеки и др.; - Игры-путешествия в мир профессий; - Командные и интеллектуальные игры с использованием Атласа профессий; - Профориентационные игры; - Просмотры фильмов и мультфильмов о профессиях с обсуждением; - Прохождение профессиональных проб на предприятиях и в организациях района и края; - Встречи с людьми различных профессий; - Психологическое тестирование; - Групповые и индивидуальные консультации по вопросам выбора профессии; - Интерактивные уроки (просмотры презентаций, видеороликов о ВУЗах, колледжах, онлайнпрофдиагностика); -Просмотр видеороликов о профессиях в рамках программ «ПроеКТОриЯ», «Шоу профессий». - Онлайн-экскурсии в высшие и средние учебные заведения. Приложение 3. Тематика классных часов по профориентации на 2023-2024 учебный год № 1 – 5 классы 1 Профессии моих родителей 2 В гостях у писателя 3 В мире книг (в библиотеке) Как рождается книга 4 Вкусная профессия – кондитер 5 Путешествие в мир театра 6 Профессия –пожарный 7 Такие разные профессии 8 Профессия – военный 9 Моя мама работает…. 10 Все работы хороши, выбирай на вкус 11 Кто делает хлеб 12 Труд и человек 13 Кто делает праздник 14 Электричество и труд 6 – 9 классы 1 Мир моих увлечений 2 Труд кормит, а лень портит 3 Как правильно выбирать профессию 4 Профессия – Родину защищать! 5 Женщина в космосе 6 В мире профессий. Популярные профессии 7 Хорошо, что мы такие разные 8 Хочу – Могу - Надо! 9 Возможности человека 10 Вверх по лестнице жизни или мои жизненные ценности 10 – 11 классы 1 Как выбрать профессию. Я в мире профессий 2 Профессии моей семьи 3 Профессия – это серьѐзно, важно и необходимо 4 Мои планы на будущее 5 Формула выбора профессии 6 Основные ВУЗы Оренбурга 1 часть 7 Основные ВУЗы Оренбурга 2 часть 8 Здоровье и выбор профессии 9 Способности человека