Особенности оценки предметных результатов по русскому языку

СПИСОК ИТОГОВЫХ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ С УКАЗАНИЕМ ЭТАПОВ ИХ
ФОРМИРОВАНИЯ И СПОСОБОВ ОЦЕНКИ В 1 КЛАССЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
Список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их
формирования
Русскийязык 1 класс
различать слово и предложение; вычленять слова из предложений; вычленять
звуки из слова;
различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в словах
согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
различать ударные и безударные гласные звуки;
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в
слове);
различать понятия «звук» и «буква»;
определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи:
слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь
в конце слова;
правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание
последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого
списка слов;
писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и
строчные буквы, соединения букв, слова;
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в
предложении;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах
собственных (имена и фамилии людей, клички животных); перенос слов по
слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением),
ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения,
тексты объёмом не более 25 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из
3-5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не
расходится с произношением;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

Способыоценки

Безотметочно,
устно
Безотметочно,
устно
Безотметочно,
устно
Безотметочно,
устно
Безотметочно,
устно
Безотметочно,
устно, письменно
Безотметочно,
письменно
Безотметочно,
устно
Безотметочно,
письменно
Безотметочно,
письменно
Безотметочно,
письменно

Безотметочно,
письменно
Безотметочно,
письменно

Безотметочно,
письменно
пониматьпрослушанныйтекст;
Безотметочно,
устно
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением Безотметочно,
интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце устно
предложения;

находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;
устно составлять текст из 3-5 предложений по сюжетным картинкам и на
основе наблюдений;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

Безотметочно,
устно
Безотметочно,
устно, письменно
Безотметочно,
устно
Безотметочно,
устно, письменно

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Результат промежуточной аттестации в 1 классе представляет собой словесно-объяснительную
оценку без балльного оценивания:
обучающийся «освоил»/ «не освоил» базовый уровень – опорную систему знаний и учебных
действий, необходимых для продолжения обучения во 2 классе.
Диктант
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;
- пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;
- замену слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения
записано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);
- дважды записанное одно и то же слово в предложении;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же
правило;
- перенос слова.
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№

1
2

Вид работы
I четверть
Стартовая диагностическая работа
IV четверть
Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием

Дата
проведения
11.09.24
29.04.25

СПИСОК ИТОГОВЫХ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ С УКАЗАНИЕМ ЭТАПОВ ИХ
ФОРМИРОВАНИЯ И СПОСОБОВ ОЦЕНКИ во 2 КЛАССЕ

РУССКИЙ ЯЗЫК
Список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования
Русский язык 2 класс
осознавать язык как основное средство общения;
Текущая (тематическая),
устно
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный Текущая (тематическая),
парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости; устно
определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением
Текущая (тематическая),
согласных);
устно, письменно
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учётом
Текущая (тематическая),
функций букв е, ё, ю, я;
устно
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
Текущая (тематическая),
письменно
Находить однокоренные слова;
Текущая (тематическая),
устно
выделять в слове корень (простые случаи); выделять в слове окончание;
Текущая (тематическая),
письменно
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять Текущая (тематическая),
значение по учебным словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без устно
называния терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
Текущая (тематическая),
устно
распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие;
Текущая (тематическая),
устно
распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
Текущая (тематическая),
устно
Список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

Способы оценки
Текущая (тематическая),
устно
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
Текущая (тематическая),
устно
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; Текущая (тематическая),
проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне письменно
слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных,
географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными,
разделительный мягкий знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом Текущая (тематическая),
не более 50 слов;
письменно
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом Текущая (тематическая),
не более 45 слов с учётом изученных правил правописания; находить и исправлять ошибки на письменно
изученные правила, описки;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
Текущая (тематическая),
устно
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения на Текущая (тематическая),
определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной устно
интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1- Текущая (тематическая),
2 предложения); составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь устно, письменно
по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; составлять текст из Текущая (тематическая),
разрозненных предложений, частей текста; писать подробное изложение повествовательного устно, письменно
текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в
Текущая (тематическая),
процессе решения учебных задач.
устно, письменно

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Оценка устных ответов обучающихся:
Отметка «5» ставится, если обучающийся: обстоятельно, с достаточной полнотой излагает
текущий материал, дает правильные определения языковых понятий; обнаруживает полное
понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести
необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал
последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если обучающийся: дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям,
что и для отметки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний
учителя; допускает единичные погрешности в последовательности и языке изложения.
Отметка «3» ставится, если обучающийся: обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в
определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно
обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал недостаточно
последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.
Отметка «2» ставится, если обучающийся: обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изученного материала; допускает ошибки в формулировке определений и
правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Диктант
Отметка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок, допускается 1 исправление; работа написана
аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Отметка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок или 4
недочетов, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Отметка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок или 8 недочетов.
Работа написана небрежно.
Отметка "2" ставится за диктант, в котором 6 и более орфографических ошибок или более 8
недочетов, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;
- пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;
- замену слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса
За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения
записано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:

- повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);
- дважды записанное одно и то же слово в предложении;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же
правило;
- перенос слова.
Грамматические задания
Отметка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Отметка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Отметка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Словарный диктант
Отметка «5» – работа без ошибок.
Отметка «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
Отметка «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
Отметка «2» – 3–5 ошибок.
Ошибкой считается любая допущенная орфографическая ошибка, включая пропуск и замену букв.
Требования к количеству слов в словарном диктанте.
Первое полугодие
Второе полугодие
1-й класс
5-6 слов
2-й класс
8-10 слов
10-12 слов
3-й класс
10-12 слов
12-15 слов
4-й класс
12-15 слов
15-18 слов
Изложения и сочинения
К работам творческого характера относятся свободный диктант, изложение,
сочинение, рассказ по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие
работы носят обучающий характер, поэтому отрицательные оценки за них не выставляются.
Во 2-4 классах за обучающие изложения и сочинения выставляются две отметки: первая
ставится за его содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность.
Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинений, соответственно увеличиваются
на 15-20 слов для каждого класса, тексты для 4 класса - до 25-30 слов.
Отметка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
•
содержание работы полностью соответствует теме;
•
полнота раскрытия темы;
•
правильность фактического материала;
•
последовательность изложения материала;
•
работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием
используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема
изученных грамматических сведений и сведений по стилистике); достигнуто стилевое единство.
•
в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
•
б) грамотность:
•
нет грубых орфографических и пунктуационных ошибок;
допускается 1 -2 исправления.
Отметка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:

•
•
•
•
•
•
•
•

содержание работы соответствует теме;
содержание достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли;
лексический и грамматический строй речи разнообразен;
стиль работы отличается единством и выразительностью;
в работе допускается 1-2 речевых или фактических недочетов, или недочёт в содержании и
построении текста.
б) грамотность:
допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3
пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные
ошибки: при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
•
в работе допущены существенные отклонения от темы;
•
имеются отступления от авторского текста;
•
допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 1-2
предложений;
•
беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление; имеются речевые неточности;
•
3-5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
•
стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
•
б) грамотность:
3-5 орфографических и не более 2 пунктуационных ошибок, 1-2
исправления.
Отметка «2» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
•
работа не соответствует теме;
•
имеются значительные отступления от авторского текста;
•
допущено много фактических неточностей;
•
нарушена последовательность изложения мыслей;
•
отсутствует связь между частями работы, отдельными предложениями; словарь однообразен;
•
более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста;
б) грамотность:
•
более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 3-5 исправлений.
Контрольное списывание
Отметка " 5 " ставится:
- нет ошибок и исправлений;
- работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Отметка «4» –1 ошибка или 1-2 исправления (3 - 4 кл.);
Отметка «3» –2-3 ошибки и 1 исправление (3 - 4 кл.);
Отметка «2» – 4 и более ошибок (3 - 4 кл.);
За ошибку в списывании считается практически любая допущенная ошибка
орфографического и пунктуационного характера. За одну ошибку в списывании
считаются те же варианты недочетов, которые даны для оценивания диктантов.

Требования к тексту для списывания
Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов
больше, чем тексты для контрольного диктанта.
1-2 класс – списывание с печатного текста.
3-4 класс – осложнённое списывание (пропуск букв на изученные орфограммы).
График контрольных работ
I четверть
№
1
2

3
4
5
6
7
8
9

Вид работы
Входной контрольный диктант
Контрольный диктант за 1 четверть по теме
«Предложение».
II четверть
Контрольный диктант по теме «Безударный гласный».
Контрольный диктант за 2 четверть на изученные правила.
III четверть
Контрольный диктант на изученные орфограммы в корне.
Контрольный диктант на изученные орфограммы в корне.
Контрольный диктант за 3 четверть на изученные правила.
IV четверть
Проверочная работа по теме «Правила правописания».
Контрольный словарный диктант.
Итоговый контрольный диктант за 4 четверть на изученные
правила.

Дата проведения
11.09.24
17.10.24

27.11.24
18.12.24
29.01.25
26.02.25
12. 03.25
16.04.25
29.04.25

СПИСОК ИТОГОВЫХ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ С УКАЗАНИЕМ ЭТАПОВ ИХ
ФОРМИРОВАНИЯ И СПОСОБОВ ОЦЕНКИ в 3 КЛАССЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
Список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их
Способы оценки
формирования
Русский язык 3 класс
объяснять значение русского языка как государственного языка Российской
Текущая
Федерации;
(тематическая), устно
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне
Текущая
слова и в слове по заданным параметрам; производить звуко(тематическая),
буквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без
устно, письменно
транскрибирования);
определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; Текущая
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с (тематическая),
учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с устно, письменно
непроизносимыми согласными;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать Текущая
однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния (тематическая), устно
термина); различать однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами
Текущая
окончание, корень, приставку, суффикс; выявлять случаи
(тематическая),
употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и
устно, письменно
антонимы к словам разных частей речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые Текущая
случаи);
(тематическая), устно
определять значение слова в тексте;
Текущая
(тематическая), устно
распознавать имена существительные; определять грамматические признаки Текущая
имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе (тематическая),
имена существительные с ударными окончаниями;
устно, письменно
распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки Текущая
имён прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по (тематическая),
падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, устно, письменно
числом и родом имён существительных;
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что Текущая
делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: (тематическая),
форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по устно, письменно
временам (простые случаи), в прошедшем времени - по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные Текущая
местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
(тематическая),
устно, письменно
различать предлоги и приставки;
Текущая
(тематическая),
устно, письменно
Список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их
формирования
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;

Способы оценки
Текущая
(тематическая), устно
Текущая
(тематическая),
устно, письменно

распознавать распространённые и нераспространённые предложения;

Текущая
(тематическая), устно
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; Текущая
применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые (тематическая),
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); устно, письменно
непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами;
раздельное написание предлогов со словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
Текущая
писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных
(тематическая),
правил правописания; находить и исправлять ошибки на изученные правила,
письменно
описки;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
Текущая
(тематическая), устно
формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной)
Текущая
информации простые выводы (1-2 предложения);
(тематическая), устно
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5 Текущая
предложений на определённую тему, по результатам наблюдений) с (тематическая),
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать устно, письменно
небольшие устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие
приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием
норм речевого этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных
Текущая
местоимений, синонимов, союзов и, а, но); определять
(тематическая),
ключевые слова в тексте; определять тему текста и основную
устно, письменно
мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или
Текущая
предложений их смысловое содержание;
(тематическая), устно
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст; писать Текущая
подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно (тематическая),
составленному плану;
письменно
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать
Текущая
изученные понятия в процессе решения учебных задач;
(тематическая), устно
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
Текущая
(тематическая), устно
Список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их
Способы оценки
формирования
федеральный перечень.
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Оценка устных ответов обучающихся:
Отметка «5» ставится, если обучающийся: обстоятельно, с достаточной полнотой излагает
текущий материал, дает правильные определения языковых понятий; обнаруживает полное
понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести
необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал
последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если обучающийся: дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям,
что и для отметки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний
учителя; допускает единичные погрешности в последовательности и языке изложения.
Отметка «3» ставится, если обучающийся: обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в
определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно

обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал недостаточно
последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.
Отметка «2» ставится, если обучающийся: обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изученного материала; допускает ошибки в формулировке определений и
правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Диктант
Отметка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок, допускается 1 исправление; работа написана
аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Отметка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок или 4
недочетов, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Отметка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок или 8 недочетов.
Работа написана небрежно.
Отметка "2" ставится за диктант, в котором 6 и более орфографических ошибок или более 8
недочетов, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;
- пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;
- замену слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса
За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения
записано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);
- дважды записанное одно и то же слово в предложении;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же
правило;
- перенос слова.
Грамматические задания
Отметка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Отметка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Отметка "3" ставится, если ученик
правильно выполнил не менее 1/2
заданий. Отметка "2" ставится, если
ученик не справился с большинством
грамматических заданий.
Словарный диктант
Отметка «5» – работа без ошибок.
Отметка «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
Отметка «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
Отметка «2» – 3–5 ошибок.
Ошибкой считается любая допущенная орфографическая ошибка, включая пропуск и замену букв.
Требования к количеству слов в словарном диктанте.

1-й класс
2-й класс
3-й класс
4-й класс

Первое полугодие
8-10 слов
10-12 слов
12-15 слов

Второе полугодие
5-6 слов
10-12 слов
12-15 слов
15-18 слов

Изложения и сочинения
К работам творческого характера относятся свободный диктант, изложение, сочинение, рассказ по
картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят
обучающий характер, поэтому отрицательные оценки за них не выставляются.
Во 2-4 классах за обучающие изложения и сочинения выставляются две отметки: первая ставится за
его содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность. Тексты для 2-3 классов,
предназначенные для изложения и сочинений, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для
каждого класса, тексты для 4 класса - до 25-30 слов.
Отметка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
•
содержание работы полностью соответствует теме;
•
полнота раскрытия темы;
•
правильность фактического материала;
•
последовательность изложения материала;
•
работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием
используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема
изученных грамматических сведений и сведений по стилистике); достигнуто стилевое единство.
•
в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
•
б) грамотность:
•
нет грубых орфографических и пунктуационных ошибок;
допускается 1 -2 исправления.
Отметка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
•
содержание работы соответствует теме;
•
содержание достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
•
имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли;
•
лексический и грамматический строй речи разнообразен;
•
стиль работы отличается единством и выразительностью;
•
в работе допускается 1-2 речевых или фактических недочетов, или недочёт в содержании и
построении текста.
•
б) грамотность:
•
допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3
пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные
ошибки: при отсутствии орфографических ошибок.
Отметка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
•
в работе допущены существенные отклонения от темы;
•
имеются отступления от авторского текста;
•
допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 1-2
предложений;
•
беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление;
имеются речевые неточности;
•
3-5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
•
стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
•
б) грамотность:
3-5 орфографических и не более 2 пунктуационных ошибок, 1-2
исправления.

Отметка «2» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
•
работа не соответствует теме;
•
имеются значительные отступления от авторского текста;
•
допущено много фактических неточностей;
•
нарушена последовательность изложения мыслей;
•
отсутствует связь между частями работы, отдельными предложениями; словарь однообразен;
•
более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста;
б) грамотность:
•
более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 3-5 исправлений.
Контрольное списывание Отметка " 5 " ставится:
- нет ошибок и исправлений;
- работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Отметка «4» –1 ошибка или 1-2 исправления (3 - 4 кл.);
Отметка «3» –2-3 ошибки и 1 исправление (3 - 4 кл.);
Отметка «2» – 4 и более ошибок (3 - 4 кл.);
За ошибку в списывании считается практически любая допущенная ошибка
орфографического и пунктуационного характера. За одну ошибку в списывании
считаются те же варианты недочетов, которые даны для оценивания диктантов.
Требования к тексту для списывания
Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов
больше, чем тексты для контрольного диктанта.
1-2 класс – списывание с печатного текста.
3-4 класс – осложнённое списывание (пропуск букв на изученные орфограммы).
График контрольных работ по русскому языку 3 класс

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.

9.
10.
11.

Вид
работы
Входной контрольный
диктант
Текущий контрольный
диктант
Тематический
контрольный диктант
Текущий контрольный
диктант
Текущий контрольный
диктант
Тематический
контрольный диктант
Контрольное
списывание
с
грамматическим
заданием
Текущий контрольный
диктант

Тема

Контрольный словарный
диктант
Текущий контрольный
диктант
Текущий контрольный

Дата
проведения
12.09. 2024

«Проверка изученных орфограмм во 2 классе».
«Повторение и систематизация изученного.
Правописание слов с изученными орфограммами.»
«Слово в языке и речи.»

25.09. 2024

«Состав слова».

26.11.2024

«Правописание корней слова.»

10.12.2024

«Правописание частей слов.»

23.12.2024

«Правописание слов со звонкими и глухими
согласными в корне».

21.01.2025

«Правописание слов с проверяемыми безударными
гласными в корне».

19.02.2025

«Правописание
имён
существительных
непроверяемыми гласными и согласными».
«Имя прилагательное».

18.03.2025

«Глагол».

с

17.10.2024

10.04.2025
07.05.2025

диктант
12.
Итоговый контрольный «Изученные орфограммы за 3 класс».
20.05.2025
диктант
СПИСОК ИТОГОВЫХ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ С УКАЗАНИЕМ ЭТАПОВ ИХ
ФОРМИРОВАНИЯ И СПОСОБОВ ОЦЕНКИ в 4 КЛАССЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
Русский язык 4 класс
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской
Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных
ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей
культуры человека;
проводить звуко-буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в
учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным
словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять
значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами;
составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной
схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме
изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род,
число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в
единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени

Список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их
формирования
прилагательногокакчастиречи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять
грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и
будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе);
изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам
(спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной
форме: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе);

Текущая
(тематическая), устно
Текущая
(тематическая), устно
Текущая
(тематическая), устно
Текущая
(тематическая), устно,
письменно
Текущая
(тематическая), устно,
письменно
Текущая
(тематическая), устно
Текущая
(тематическая), устно
Текущая
(тематическая), устно,
письменно
Текущая
(тематическая), устно,
письменно
Текущая
(тематическая), устно,
письменно
Текущая
(тематическая), устно,

Способы оценки
письменно
Текущая
(тематическая), устно,
письменно

Текущая
(тематическая), устно,

использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в
тексте;
различать предложение, словосочетание и слово; классифицировать
предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; различать
распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с
однородными членами; использовать предложения с однородными членами в
речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из
двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные
предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения; находить место
орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье
во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных
на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в
предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без
союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных
правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на
изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит
общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию,
нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для
конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные
открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать
текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста; составлять план к
заданным текстам; осуществлять подробный пересказ текста

письменно
Текущая
(тематическая), устно
Текущая
(тематическая), устно,
письменно
Текущая
(тематическая), устно,
письменно
Текущая
(тематическая), устно,
письменно
Текущая
(тематическая),
письменно
Текущая
(тематическая), устно,
письменно

Текущая
(тематическая), устно
Текущая
(тематическая),
письменно
Текущая
(тематическая), устно,
письменно
Текущая
(тематическая), устно
Текущая
(тематическая), устно
Текущая
(тематическая), устно,
письменно
Текущая
(тематическая), устно
Текущая
(тематическая), устно,

(устно и письменно);

письменно

осуществлять выборочный пересказ текста (устно);

Текущая
(тематическая), устно
Текущая
(тематическая),
письменно
Текущая
(тематическая), устно,
письменно

писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;

осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной
(услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в
тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с
поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
Текущая
изученные понятия;
(тематическая), устно
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из
Текущая
числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в
(тематическая), устно
Список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их
Способыоценки
формирования
Федеральный перечень.
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Оценка устных ответов обучающихся:
Отметка «5» ставится, если обучающийся: обстоятельно, с достаточной полнотой излагает
текущий материал, дает правильные определения языковых понятий; обнаруживает полное
понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести
необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал
последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если обучающийся: дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям,
что и для отметки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний
учителя; допускает единичные погрешности в последовательности и языке изложения.
Отметка «3» ставится, если обучающийся: обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в
определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно
обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал недостаточно
последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.
Отметка «2» ставится, если обучающийся: обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изученного материала; допускает ошибки в формулировке определений и
правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Диктант
Отметка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок, допускается 1 исправление; работа написана
аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Отметка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок или 4
недочетов, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Отметка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок или 8 недочетов.
Работа написана небрежно. Отметка "2" ставится за диктант, в котором 6 и более орфографических
ошибок или более 8 недочетов, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;

-

пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса

За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения
записано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);
- дважды записанное одно и то же слово в предложении;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и
то же правило;
- перенос слова.
Грамматические задания
Отметка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Отметка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Отметка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Словарный диктант
Отметка «5» – работа без ошибок.
Отметка «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
Отметка «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
Отметка «2» – 3–5 ошибок.
Ошибкой считается любая допущенная орфографическая ошибка, включая пропуск и замену букв.
Требования к количеству слов в словарном диктанте.
Первое полугодие
Второе полугодие
1-й класс
5-6 слов
2-й класс
8-10 слов
10-12 слов
3-й класс
10-12 слов
12-15 слов
4-й класс
12-15 слов
15-18 слов
Изложения и сочинения
К работам творческого характера относятся свободный диктант, изложение,
сочинение, рассказ по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие
работы носят обучающий характер, поэтому отрицательные оценки за них не выставляются.
Во 2-4 классах за обучающие изложения и сочинения выставляются две отметки: первая ставится за
его содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность.
Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинений, соответственно увеличиваются
на 15-20 слов для каждого класса, тексты для 4 класса - до 25-30 слов.

Отметка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
• содержание работы полностью соответствует теме;
• полнота раскрытиятемы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения материала;
• работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием
используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема
изученных грамматических сведений и сведений по стилистике); достигнуто стилевое единство.
• в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
• б) грамотность:
• нет грубых орфографических и пунктуационных ошибок;
допускается 1 -2 исправления.
Отметка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
• содержание работы соответствует теме;
• содержание достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
• имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли;
• лексический и грамматический строй речи разнообразен;
• стиль работы отличается единством и выразительностью;
• в работе допускается 1-2 речевых или фактических недочетов, или недочёт в содержании и
построении текста.
• б) грамотность:
• допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3
пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные
ошибки: при отсутствии орфографических ошибок.
Отметка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
• в работе допущены существенные отклонения от темы;
• имеются отступления от авторского текста;
• допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 1-2
предложений;
• беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление; имеются речевые неточности;
• 3-5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
• стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. б) грамотность:
3-5 орфографических и не более 2 пунктуационных ошибок, 1-2 исправления.
Отметка «2» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
• работа не соответствует теме;
• имеются значительные отступления от авторского текста;
• допущено много фактических неточностей;
• нарушена последовательность изложения мыслей;
• отсутствует связь между частями работы, отдельными предложениями; словарь однообразен;
• более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста;
б) грамотность:

• более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 3-5 исправлений.

Контрольное списывание
Отметка" 5 " ставится:
- нет ошибок и исправлений;
- работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Отметка «4» –1 ошибка или 1-2 исправления (3 - 4 кл.);
Отметка «3» –2-3 ошибки и 1 исправление (3 - 4 кл.);
Отметка «2» – 4 и более ошибок (3 - 4 кл.);
За ошибку в списывании считается практически любая допущенная ошибка орфографического и
пунктуационного характера. За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочетов,
которые даны для оценивания диктантов.
Требования к тексту для списывания
Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов
больше, чем тексты для контрольного диктанта.
1-2 класс – списывание с печатного текста.
3-4 класс – осложнённое списывание (пропуск букв на изученные орфограммы).
График контрольных работ по русскому языку
№
Тема
Дата проведения
п/
п
1.
Входной диктант «Повторение»
13 сентября
2.
Диктант за 1 четверть «Предложение»
21 октября
3.
Проверочная работа «Состав слова»
15 ноября
4.
Тематическая
работа
«Склонение
имен
29 ноября
существительных»
5.
Тематическая работа «Правописание безударных
13 декабря
падежных окончаний»
6.
Диктант за 2 четверть «Имя существительное»
20 декабря
7.
Проверочная работа «Имя прилагательное»
13 февраля
8.
Диктант за 3 четверть «Правописание безударных
14 марта
падежных окончаний прилагательных»
9.
ВПР (русский язык 1 и 2 часть)
20 апреля
10.
Проверочная работа «Правописание падежных
24 апреля
окончаний
имен
существительных
и
прилагательных»
11.
Тематическая работа «Распознавание глаголов по
6 мая
временам»
12.
Итоговый диктант «Применение изученных правил
14 мая
правописания»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».