Рабочая программа по ОБЗР 8-9 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины»
на уровень основного общего образования для обучающихся 8–9-х классов МБОУСОШ № 5
пгт. Сибирцево, разработана в соответствии с требованиями:















Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам — образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования»;
СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
концепции
преподавания
учебного
предмета
«Основы
безопасности
жизнедеятельности», утвержденной решением коллегии Минпросвещения 24.12.2018;
учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МБОУСОШ
№ 5 пгт. Сибирцево от 29.08.2024 № 298-а «О внесении изменений в основную
образовательную программу основного общего образования»;
положения о рабочей программе МБОУСОШ № 5 пгт. Сибирцево ;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Основы безопасности
и защиты Родины».

Целью изучения ОБЗР на уровне основного общего образования является формирование
у обучающихся готовности к выполнению обязанности по защите Отечества и базового уровня
культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями
личности, общества и государства, что предполагает:
способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе
понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов
возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных
ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства и приемы
рационального и безопасного поведения при их проявлении;
 сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости
личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества
и государства;
 знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера.


Изучение учебного предмета ОБЗР предусматривается в течение двух лет в 8–9-х классах
по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета ОБЗР отводится 68 часов, из них по 34 часа –
в каждом классе.

Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858:


Основы безопасности жизнедеятельности (в 2 частях), 8–9-е классы/Рудаков Д.П. и др.,
под научной редакцией Шойгу Ю.С., АО «Издательство "Просвещение"»;

Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования приказом Минпросвещения от 04.10.2023
№ 738:






электронный образовательный ресурс «Домашние задания. Основное общее
образование. Основы безопасности жизнедеятельности», 5–9-й класс, АО
«Издательство "Просвещение"» Приказ № 1897; Приказ № 287 до 27.07.2027 года;
Уроки по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности", 9 класс,
приказ № 287 и № 370 до 15.07.2028
Уроки по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности", 8 класс,
приказ № 287 и № 370 до 15.07.2028
Комплект проектных заданий, разработанный в соответствии с содержанием учебного
предмета "Основы безопасности жизнедеятельности» 8-9 класс: приказ № 287 и 370 до
15.07.2028

Содержание учебного предмета
Модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»:










фундаментальные ценности и принципы, формирующие основы российского
общества, безопасности страны, закрепленные в Конституции Российской Федерации;
стратегия
национальной
безопасности,
национальные
интересы
и угрозы
национальной безопасности;
чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера;
информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, система
ОКСИОН;
история развития гражданской обороны;
сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении;
средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок пользования
фильтрующим противогазом;
эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий населения
при объявлении эвакуации;
современная армия, воинская обязанность и военная служба, добровольная
и обязательная подготовка к службе в армии.

Модуль № 2 «Военная подготовка. Основы военных знаний»:






история возникновения и развития Вооруженных Сил Российской Федерации;
этапы становления современных Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные направления подготовки к военной службе;
организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации;
функции и основные задачи современных Вооруженных Сил Российской Федерации;


























особенности видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации;
воинские символы современных Вооруженных Сил Российской Федерации;
виды, назначение и тактико-технические характеристики основных образцов
вооружения и военной техники видов и родов войск Вооруженных Сил Российской
Федерации (мотострелковых и танковых войск, ракетных войск и артиллерии,
противовоздушной обороны);
организационно-штатная структура и боевые возможности отделения, задачи
отделения в различных видах боя;
состав, назначение, характеристики, порядок размещения современных средств
индивидуальной бронезащиты и экипировки военнослужащего;
вооружение
мотострелкового
отделения,
назначение
и тактико-технические
характеристики основных видов стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-74,
ручной пулемет Калашникова (РПК), ручной противотанковый гранатомет РПГ-7В,
снайперская винтовка Драгунова (СВД));
назначение и тактико-технические характеристики основных видов ручных гранат
(наступательная ручная граната РГД-5, ручная оборонительная граната Ф-1, ручная
граната оборонительная (РГО), ручная граната наступательная (РГН));
история создания общевоинских уставов;
этапы становления современных общевоинских уставов;
общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав и основные
понятия, определяющие повседневную жизнедеятельность войск;
сущность единоначалия;
командиры (начальники) и подчиненные;
старшие и младшие;
приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения;
воинские звания и военная форма одежды;
воинская дисциплина, ее сущность и значение;
обязанности военнослужащих по соблюдению требований воинской дисциплины;
способы достижения воинской дисциплины;
положения Строевого устава;
обязанности военнослужащих перед построением и в строю;
строевые приемы и движение без оружия, строевая стойка, выполнение команд
«Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить»,
«Головные уборы (головной убор) — снять (надеть)», повороты на месте.

Модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:







безопасность жизнедеятельности: ключевые понятия и значение для человека;
смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности
жизнедеятельности»;
источники и факторы опасности, их классификация;
общие принципы безопасного поведения;
понятия опасной и чрезвычайной ситуации, сходство и различия опасной
и чрезвычайной ситуации;
механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль № 4 «Безопасность в быту»:





основные источники опасности в быту и их классификация;
защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания;
бытовые отравления и причины их возникновения;
признаки отравления, приемы и правила оказания первой помощи;

















правила комплектования и хранения домашней аптечки;
бытовые травмы и правила их предупреждения, приемы и правила оказания первой
помощи;
правила обращения с газовыми и электрическими приборами;
приемы и правила оказания первой помощи;
правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них;
пожар и факторы его развития;
условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приемы
и правила оказания первой помощи;
первичные средства пожаротушения;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность
за ложные сообщения;
права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
ситуации криминогенного характера;
правила поведения с малознакомыми людьми;
меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения
при попытке проникновения в дом посторонних;
классификация аварийных ситуаций на коммунальных системах жизнеобеспечения;
правила предупреждения возможных аварий на коммунальных системах, порядок
действий при авариях на коммунальных системах.

Модуль № 5 «Безопасность на транспорте»:




















правила дорожного движения и их значение;
условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;
правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
«дорожные ловушки» и правила их предупреждения;
световозвращающие элементы и правила их применения;
правила дорожного движения для пассажиров;
обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень безопасности
и правила его применения;
порядок действий пассажиров в маршрутных транспортных средствах при опасных
и чрезвычайных ситуациях;
правила поведения пассажира мотоцикла;
правила дорожного движения для водителя велосипеда, мопеда и иных средств
индивидуальной мобильности;
дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
правила подготовки велосипеда к пользованию;
дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения;
основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий;
порядок действий очевидца дорожно-транспортного происшествия;
порядок действий при пожаре на транспорте;
особенности различных видов транспорта (внеуличного, железнодорожного, водного,
воздушного);
обязанности и порядок действий пассажиров при различных происшествиях
на отдельных видах транспорта, в том числе вызванных террористическим актом;
приемы и правила оказания первой помощи при различных травмах в результате
чрезвычайных ситуаций на транспорте.

Модуль № 6 «Безопасность в общественных местах»:


общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности
в общественных местах;

правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
массовые мероприятия и правила подготовки к ним;
порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей;
порядок действий при попадании в толпу и давку;
порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах,
порядок действий при их возникновении;
 порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей
и предметов, а также в случае террористического акта, в том числе при захвате
и освобождении заложников;
 порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами.








Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:
























природные чрезвычайные ситуации и их классификация;
опасности в природной среде: дикие животные, змеи, насекомые и паукообразные,
ядовитые грибы и растения;
автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному
автономному существованию;
порядок действий при автономном пребывании в природной среде;
правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;
природные пожары, их виды и опасности, факторы и причины их возникновения,
порядок действий при нахождении в зоне природного пожара;
правила безопасного поведения в горах;
снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимый для
снижения риска попадания в лавину;
камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимых для
снижения риска попадания под камнепад;
сели, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в зону селя;
оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале оползня;
общие
правила
безопасного
поведения
на водоемах,
правила
купания
на оборудованных и необорудованных пляжах;
порядок действий при обнаружении тонущего человека;
правила поведения при нахождении на плавсредствах;
правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружении
человека в полынье;
наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий при наводнении;
цунами, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождении в зоне
цунами;
ураганы, смерчи, их характеристики и опасности, порядок действий при ураганах,
бурях и смерчах;
грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в грозу;
землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности, порядок
действий при землетрясении, в том числе при попадании под завал, при нахождении
в зоне извержения вулкана;
смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение экологии для
устойчивого развития общества;
правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
(загрязнении атмосферы).

Модуль № 8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»:

















смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для
человека;
факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек;
элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;
понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения;
механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики
и защиты от них;
порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального
происхождения (эпидемия, пандемия);
мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения при
угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения
(эпидемия, пандемия, эпизоотия, панзоотия, эпифитотия, панфитотия);
понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска
неинфекционных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них;
диспансеризация и ее задачи;
понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие»;
стресс и его влияние на человека, меры профилактики стресса, способы саморегуляции
эмоциональных состояний;
понятие «первая помощь» и обязанность по ее оказанию, универсальный алгоритм
оказания первой помощи;
назначение и состав аптечки первой помощи;
порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях, приемы
психологической поддержки пострадавшего.

Модуль № 9 «Безопасность в социуме»:













общение и его значение для человека, способы эффективного общения;
приемы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного
взаимодействия в группе, признаки конструктивного и деструктивного общения;
понятие «конфликт» и стадии его развития, факторы и причины развития конфликта;
условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов,
безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
правила поведения для снижения риска конфликта и порядок действий при его
опасных проявлениях;
способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (медиатора);
опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг;
манипуляции в ходе межличностного общения, приемы распознавания манипуляций
и способы противостояния им;
приемы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество,
вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред
жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную
деятельность) и способы защиты от них;
современные молодежные увлечения и опасности, связанные с ними, правила
безопасного поведения;
правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.

Модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»:


понятие «цифровая среда», ее характеристики и примеры информационных
и компьютерных угроз, положительные возможности цифровой среды;











риски и угрозы при использовании интернета;
общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения
возникновения опасных ситуаций в личном цифровом пространстве;
опасные явления цифровой среды: вредоносные программы и приложения
и их разновидности;
правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения опасных
ситуаций в цифровой среде;
основные виды опасного и запрещенного контента в интернете и его признаки, приемы
распознавания опасностей при использовании интернета;
противоправные действия в интернете;
правила цифрового поведения, необходимого для снижения рисков и угроз при
использовании интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации
и группы);
деструктивные течения в интернете, их признаки и опасности, правила безопасного
использования интернета по предотвращению рисков и угроз вовлечения в различную
деструктивную деятельность.

Модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:







понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные варианты
проявления и последствия;
цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни
террористической опасности;
основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму
и терроризму, контртеррористическая операция и ее цели;
признаки
вовлечения
в террористическую
деятельность,
правила
антитеррористического поведения;
признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий при
их обнаружении;
правила безопасного поведения в случае теракта (нападение террористов и попытка
захвата заложников, попадание в заложники, огневой налет, наезд транспортного
средства, подрыв взрывного устройства).

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности
и проявляются в индивидуальных социально значимых качествах, которые выражаются прежде
всего в готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе
и личностному самоопределению, осмысленному ведению здорового и безопасного образа
жизни и соблюдению правил экологического поведения, к целенаправленной социально
значимой деятельности, принятию внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом.

Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЗР,
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.
1. Патриотическое воспитание:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
 уважение к символам государства, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране;
 формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения
к выполнению конституционного долга — защите Отечества.


2. Гражданское воспитание:














готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края,
страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и правилах
межличностных
отношений
в поликультурном
и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия
в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли государства в обеспечении государственной
и международной безопасности, обороны, осмысление роли государства и общества
в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам
современности:
терроризму,
экстремизму,
незаконному
распространению
наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации,
формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному диалогу
с другими людьми.

3. Духовно-нравственное воспитание:



ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства;
 развитие
ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда
собственному здоровью и здоровью окружающих;
 формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения
к личной безопасности и безопасности других людей.


4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить
и создавать прекрасное в повседневной жизни;
 понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного
поведения в повседневной жизни.


5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
 формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов
возникновения и последствий распространенных видов опасных и чрезвычайных
ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах
(бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа,
коммуникационные связи и каналы);
 установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью
оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать
обоснованные решения в опасных или чрезвычайных ситуациях с учетом реальных
условий и возможностей.


6. Физическое воспитание,
благополучия:











формирование

культуры

здоровья

и эмоционального

понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЗР, его значения для
безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения
в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт
и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других людей, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние свое и других людей, уметь управлять
собственным эмоциональным состоянием;



сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.

7. Трудовое воспитание:













установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учебе, способности применять меры
и средства индивидуальной защиты, приемы рационального и безопасного поведения
в опасных и чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания,
остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние
дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях,
отравлениях;
установка
на овладение
знаниями
и умениями
предупреждения
опасных
и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении,
на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при
коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).

8. Экологическое воспитание:








ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной
безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных
рисков на территории проживания.

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют
связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира)
и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные),
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике. Выражаются
в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности

и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории, овладению навыками работы с информацией:
восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе
в цифровой среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЗР,
должны отражать:
1. Овладение познавательными универсальными действиями.
Базовые логические действия:









выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления)
повседневной жизни;
 обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы,
аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам
исследования;
 проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного
объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.


Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи
и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
 самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления информации
и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;


оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.


Овладение
системой
универсальных
познавательных
сформированность когнитивных навыков обучающихся.

действий

обеспечивает

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:







уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать
эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки
возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для
их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков
и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной
задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать
наиболее
целесообразный
формат
выступления
и готовить
различные
презентационные материалы.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных
ситуациях;
 аргументированно
определять
оптимальный
вариант
принятия
решений,
самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной
задачи с учетом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
 составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при
необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность
за принятое решение.


Самоконтроль, эмоциональный интеллект:









давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять
и анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку
свою и чужую;



быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.

Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной учебной задачи;
 планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать
свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс
и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения,
договариваться о результатах);
 определять свои действия и действия партнера, которые помогали или затрудняли
нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт
по заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности
и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.


Предметные результаты
8-й класс
Модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»:















объяснять значение Конституции Российской Федерации;
раскрывать содержание статей 2, 4, 20, 41, 42, 58, 59 Конституции Российской
Федерации, пояснять их значение для личности и общества;
объяснять значение Стратегии национальной безопасности Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400;
раскрывать
понятия
«национальные
интересы»
и «угрозы
национальной
безопасности», приводить примеры;
раскрывать классификацию чрезвычайных ситуаций по масштабам и источникам
возникновения, приводить примеры;
раскрывать способы информирования и оповещения населения о чрезвычайных
ситуациях;
перечислять основные этапы развития гражданской обороны, характеризовать роль
гражданской обороны при чрезвычайных ситуациях и угрозах военного характера;
выработать навыки безопасных действий при получении сигнала «Внимание всем!»,
изучить средства индивидуальной и коллективной защиты населения, вырабатывать
навыки пользования фильтрующим противогазом;
объяснять порядок действий населения при объявлении эвакуации;
характеризовать современное состояние Вооруженных Сил Российской Федерации;
приводить примеры применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе
с неонацизмом и международным терроризмом;
раскрывать понятия «воинская обязанность», «военная служба»;
раскрывать содержание подготовки к службе в армии.

Модуль № 2 «Военная подготовка. Основы военных знаний»:
иметь представление об истории зарождения и развития Вооруженных Сил Российской
Федерации;
 владеть информацией о направлениях подготовки к военной службе;
 понимать необходимость подготовки к военной службе по основным направлениям;




























осознавать значимость каждого направления подготовки к военной службе в решении
комплексных задач;
иметь представление о составе, предназначении видов и родов Вооруженных Сил
Российской Федерации;
понимать функции и задачи Вооруженных Сил Российской Федерации на современном
этапе;
понимать значимость военной присяги для формирования образа российского
военнослужащего — защитника Отечества;
иметь представление об основных образцах вооружения и военной техники;
иметь представление о классификации видов вооружения и военной техники;
иметь представление об основных тактико-технических характеристиках вооружения
и военной техники;
иметь представление об организационной структуре отделения и задачах личного
состава в бою;
иметь представление о современных элементах экипировки и бронезащиты
военнослужащего;
знать алгоритм надевания экипировки и средств бронезащиты;
иметь представление о вооружении отделения и тактико-технических характеристиках
стрелкового оружия;
знать основные характеристики стрелкового оружия и ручных гранат;
знать историю создания уставов и этапов становления современных общевоинских
уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;
знать структуру современных общевоинских уставов и понимать их значение для
повседневной жизнедеятельности войск;
понимать принцип единоначалия, принятый в Вооруженных Силах Российской
Федерации;
иметь представление о порядке подчиненности и взаимоотношениях военнослужащих;
понимать порядок отдачи приказа (приказания) и его выполнения;
различать воинские звания и образцы военной формы одежды;
иметь представление о воинской дисциплине, ее сущности и значении;
понимать принципы достижения воинской дисциплины;
уметь оценивать риски нарушения воинской дисциплины;
знать основные положения Строевого устава;
знать обязанности военнослужащего перед построением и в строю;
знать строевые приемы на месте без оружия;
выполнять строевые приемы на месте без оружия.

Модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:










характеризовать значение безопасности жизнедеятельности для человека;
раскрывать смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура
безопасности жизнедеятельности»;
классифицировать и характеризовать источники опасности;
раскрывать и обосновывать общие принципы безопасного поведения;
моделировать реальные ситуации и решать ситуационные задачи;
объяснять сходство и различия опасной и чрезвычайной ситуаций;
объяснять механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию;
приводить примеры различных угроз безопасности и характеризовать их;
раскрывать и обосновывать правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль № 4 «Безопасность в быту»:


объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;































классифицировать основные источники опасности в быту;
объяснять права потребителя, выработать навыки безопасного выбора продуктов
питания;
характеризовать бытовые отравления и причины их возникновения;
характеризовать правила безопасного использования средств бытовой химии;
иметь навыки безопасных действий при сборе ртути в домашних условиях в случае,
если разбился ртутный термометр;
раскрывать признаки отравления, иметь навыки профилактики пищевых отравлений;
знать правила и приемы оказания первой помощи, иметь навыки безопасных действий
при отравлениях, промывании желудка;
характеризовать бытовые травмы и объяснять правила их предупреждения;
знать правила безопасного обращения с инструментами;
знать меры предосторожности от укусов различных животных;
знать правила и иметь навыки оказания первой помощи при ушибах, переломах,
растяжении, вывихе, сотрясении мозга, укусах животных, кровотечениях;
владеть правилами комплектования и хранения домашней аптечки;
владеть правилами безопасного поведения и иметь навыки безопасных действий при
обращении с газовыми и электрическими приборами;
владеть правилами безопасного поведения и иметь навыки безопасных действий при
опасных ситуациях в подъезде и лифте;
владеть правилами и иметь навыки приемов оказания первой помощи при отравлении
газом и электротравме;
характеризовать пожар, его факторы и стадии развития;
объяснять условия и причины возникновения пожаров, характеризовать их возможные
последствия;
иметь навыки безопасных действий при пожаре дома, на балконе, в подъезде, в лифте;
иметь навыки правильного использования первичных средств пожаротушения,
оказания первой помощи;
знать права, обязанности и иметь представление об ответственности граждан в области
пожарной безопасности;
знать порядок и иметь навыки вызова экстренных служб;
знать порядок взаимодействия с экстренными службами;
иметь представление об ответственности за ложные сообщения;
характеризовать меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом;
характеризовать ситуации криминогенного характера;
знать правила поведения с малознакомыми людьми;
знать правила поведения и иметь навыки безопасных действий при попытке
проникновения в дом посторонних;
классифицировать аварийные ситуации на коммунальных системах жизнеобеспечения;
иметь навыки безопасных действий при авариях на коммунальных системах
жизнеобеспечения.

Модуль № 5 «Безопасность на транспорте»:










знать правила дорожного движения и объяснять их значение;
перечислять и характеризовать участников дорожного движения и элементы дороги;
знать условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;
знать правила дорожного движения для пешеходов;
классифицировать и характеризовать дорожные знаки для пешеходов;
знать «дорожные ловушки» и объяснять правила их предупреждения;
иметь навыки безопасного перехода дороги;
знать правила применения световозвращающих элементов;
знать правила дорожного движения для пассажиров;


















знать обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств;
знать правила применения ремня безопасности и детских удерживающих устройств;
иметь навыки безопасных действий пассажиров при опасных и чрезвычайных
ситуациях в маршрутных транспортных средствах;
знать правила поведения пассажира мотоцикла;
знать правила дорожного движения для водителя велосипеда, мопеда, лиц,
использующих средства индивидуальной мобильности;
знать дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
знать правила подготовки и выработать навыки безопасного использования
велосипеда;
знать требования правил дорожного движения к водителю мотоцикла;
классифицировать дорожно-транспортные происшествия и характеризовать причины
их возникновения;
иметь навыки безопасных действий очевидца дорожно-транспортного происшествия;
знать порядок действий при пожаре на транспорте;
знать особенности и опасности на различных видах транспорта (внеуличного,
железнодорожного, водного, воздушного);
знать обязанности пассажиров отдельных видов транспорта;
иметь навыки безопасного поведения пассажиров при различных происшествиях
на отдельных видах транспорта;
знать правила и иметь навыки оказания первой помощи при различных травмах
в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте;
знать способы извлечения пострадавшего из транспорта.

Модуль № 6 «Безопасность в общественных местах»:















классифицировать общественные места;
характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах;
знать правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
уметь планировать действия в случае возникновения опасной или чрезвычайной
ситуации;
характеризовать риски массовых мероприятий и объяснять правила подготовки
к посещению массовых мероприятий;
иметь навыки безопасного поведения при беспорядках в местах массового пребывания
людей;
иметь навыки безопасных действий при попадании в толпу и давку;
иметь навыки безопасных действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
знать правила и иметь навыки безопасных действий при эвакуации из общественных
мест и зданий;
знать навыки безопасных действий при обрушениях зданий и сооружений;
характеризовать опасности криминогенного и антиобщественного характера
в общественных местах;
иметь представление о безопасных действиях в ситуациях криминогенного
и антиобщественного характера, при обнаружении бесхозных (потенциально опасных)
вещей и предметов, а также в случае террористического акта, в том числе при захвате
и освобождении заложников;
иметь навыки действий при взаимодействии с правоохранительными органами.

9-й класс
Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:

































классифицировать и характеризовать чрезвычайные ситуации природного характера;
характеризовать опасности в природной среде: дикие животные, змеи, насекомые
и паукообразные, ядовитые грибы и растения;
иметь представление о безопасных действиях при встрече с дикими животными,
змеями, насекомыми и паукообразными;
знать правила поведения для снижения риска отравления ядовитыми грибами
и растениями;
характеризовать автономные условия, раскрывать их опасности и порядок подготовки
к ним;
иметь представление о безопасных действиях при автономном пребывании
в природной среде: ориентирование на местности, в том числе работа с компасом
и картой, обеспечение ночлега и питания, разведение костра, подача сигналов
бедствия;
классифицировать и характеризовать природные пожары и их опасности;
характеризовать факторы и причины возникновения пожаров;
иметь представление о безопасных действиях при нахождении в зоне природного
пожара;
иметь представление о правилах безопасного поведения в горах;
характеризовать снежные лавины, камнепады, сели, оползни, их внешние признаки
и опасности;
иметь представление о безопасных действиях, необходимых для снижения риска
попадания в лавину, под камнепад, при попадании в зону селя, при начале оползня;
знать общие правила безопасного поведения на водоемах;
знать
правила
купания,
понимать
различия
между
оборудованными
и необорудованными пляжами;
знать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
иметь представление о безопасных действиях при обнаружении тонущего человека
летом и человека в полынье;
знать правила поведения при нахождении на плавсредствах и на льду;
характеризовать наводнения, их внешние признаки и опасности;
иметь представление о безопасных действиях при наводнении;
характеризовать цунами, их внешние признаки и опасности;
иметь представление о безопасных действиях при нахождении в зоне цунами;
характеризовать ураганы, смерчи, их внешние признаки и опасности;
иметь представление о безопасных действиях при ураганах и смерчах;
характеризовать грозы, их внешние признаки и опасности;
иметь навыки безопасных действий при попадании в грозу;
характеризовать землетрясения и извержения вулканов и их опасности;
иметь представление о безопасных действиях при землетрясении, в том числе при
попадании под завал;
иметь представление о безопасных действиях при нахождении в зоне извержения
вулкана;
раскрывать смысл понятий «экология» и «экологическая культура»;
объяснять значение экологии для устойчивого развития общества;
знать правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
(загрязнении атмосферы).

Модуль № 8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»:























раскрывать смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» и их содержание,
объяснять значение здоровья для человека;
характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
раскрывать содержание элементов здорового образа жизни, объяснять пагубность
вредных привычек;
обосновывать личную ответственность за сохранение здоровья;
раскрывать
понятие
«инфекционные
заболевания»,
объяснять
причины
их возникновения;
характеризовать механизм распространения инфекционных заболеваний, выработать
навыки соблюдения мер их профилактики и защиты от них;
иметь представление о безопасных действиях при возникновении чрезвычайных
ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия);
характеризовать основные мероприятия, проводимые государством по обеспечению
безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемия, пандемия, эпизоотия, панзоотия, эпифитотия,
панфитотия);
раскрывать понятие «неинфекционные заболевания» и давать их классификацию;
характеризовать факторы риска неинфекционных заболеваний;
иметь навыки соблюдения мер профилактики неинфекционных заболеваний и защиты
от них;
знать назначение диспансеризации и раскрывать ее задачи;
раскрывать понятия «психическое здоровье» и «психическое благополучие»;
объяснять понятие «стресс» и его влияние на человека;
иметь навыки соблюдения мер профилактики стресса, раскрывать способы
саморегуляции эмоциональных состояний;
раскрывать понятие «первая помощь» и ее содержание;
знать состояния, требующие оказания первой помощи;
знать универсальный алгоритм оказания первой помощи;
знать назначение и состав аптечки первой помощи;
иметь навыки действий при оказании первой помощи в различных ситуациях;
характеризовать приемы психологической поддержки пострадавшего.

Модуль № 9 «Безопасность в социуме»:










характеризовать общение и объяснять его значение для человека;
характеризовать признаки и анализировать способы эффективного общения;
раскрывать приемы и иметь навыки соблюдения правил безопасной межличностной
коммуникации и комфортного взаимодействия в группе;
раскрывать признаки конструктивного и деструктивного общения;
раскрывать понятие «конфликт» и характеризовать стадии его развития, факторы
и причины развития;
иметь представление о ситуациях возникновения межличностных и групповых
конфликтов;
характеризовать безопасные и эффективные способы избегания и разрешения
конфликтных ситуаций;
иметь навыки безопасного поведения для снижения риска конфликта и безопасных
действий при его опасных проявлениях;
характеризовать способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны
(медиатора);









иметь представление об опасных формах проявления конфликта: агрессия, домашнее
насилие и буллинг;
характеризовать манипуляции в ходе межличностного общения;
раскрывать приемы распознавания манипуляций и знать способы противостояния ей;
раскрывать приемы распознавания противозаконных проявлений манипуляции
(мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут
причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или
деструктивную деятельность) и знать способы защиты от них;
характеризовать современные молодежные увлечения и опасности, связанные с ними,
знать правила безопасного поведения;
иметь навыки безопасного поведения при коммуникации с незнакомыми людьми.

Модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»:















раскрывать понятие «цифровая среда», ее характеристики и приводить примеры
информационных и компьютерных угроз;
объяснять положительные возможности цифровой среды;
характеризовать риски и угрозы при использовании интернета;
знать общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения
возникновения опасных ситуаций в личном цифровом пространстве;
характеризовать опасные явления цифровой среды;
классифицировать и оценивать риски вредоносных программ и приложений,
их разновидностей;
иметь навыки соблюдения правил кибергигиены для предупреждения возникновения
опасных ситуаций в цифровой среде;
характеризовать основные виды опасного и запрещенного контента в интернете
и характеризовать его признаки;
раскрывать приемы распознавания опасностей при использовании интернета;
характеризовать противоправные действия в интернете;
иметь навыки соблюдения правил цифрового поведения, необходимых для снижения
рисков и угроз при использовании интернета (кибербуллинга, вербовки в различные
организации и группы);
характеризовать деструктивные течения в интернете, их признаки и опасности;
иметь навыки соблюдения правил безопасного использования интернета, необходимых
для снижения рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную деятельность.

Модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:








объяснять понятия «экстремизм» и «терроризм», раскрывать их содержание,
характеризовать причины, возможные варианты проявления и их последствия;
раскрывать цели и формы проявления террористических актов, характеризовать
их последствия;
раскрывать основы общественно-государственной системы, роль личности
в противодействии экстремизму и терроризму;
знать уровни террористической опасности и цели контртеррористической операции;
характеризовать признаки вовлечения в террористическую деятельность;
иметь навыки соблюдения правил антитеррористического поведения и безопасных
действий при обнаружении признаков вербовки;
иметь представление о признаках подготовки различных форм терактов, объяснять
признаки подозрительных предметов, иметь навыки безопасных действий при
их обнаружении;



иметь представление о безопасных действиях в случае теракта (нападение террористов
и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налет, наезд
транспортного средства, подрыв взрывного устройства).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п

Название разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Всего Контрольные Практические
работы
работы
4

4

Модуль «Безопасное и устойчивое развитие
личности, общества, государства»
Модуль «Военная подготовка. Основы
военных знаний»
Модуль «Культура безопасности
жизнедеятельности в современном
обществе»
Модуль "Безопасность в быту"

5

Модуль «Безопасность на транспорте»

7

6

Модуль "Безопасность в дверях"

6

Общее количество часов по программе

34

1
2
3

9

1

1

2

6
1
1
2

2

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/7f419506
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/7f419506
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/7f419506
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/7f419506
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/7f419506
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/7f419506

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС

№
п/п

Название разделов и тем программы

Количество часов
Всего

1

Модуль «Безопасность в природной
среде»

9

2

Модуль «Основы медицинских знаний.
Оказание первой помощи»
Модуль «Безопасность в социуме»

7

3

Модуль «Безопасность в
информационном пространстве»
5 Модуль «Основы противодействия
экстремизму и терроризму»
Общее количество часов по программе
4

Контрольные
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Практические
работы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

1

1

6

5
7

1

1

34

2

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Тематическое планирование

8-й класс
Количество часов

Электронные
№ Наименование разделов и тем
(цифровые)
Контрольные Практические образовательные
п/п программы
Всего
работы
работы
ресурсы
Модуль 1. Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства
Электронный
образовательный
ресурс
«Домашние
задания.
Основное
общее
образование.
Основы

1

Роль
безопасности
в жизни
1
человека, общества, государства

2

Чрезвычайные
ситуации
природного,
техногенного 1
и биолого-социального характера

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

3

Мероприятия
по оповещению
и защите
населения
при ЧС
1
и возникновении угроз военного
характера

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

4

Защита Отечества как
и обязанность гражданина

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Итого по разделу

долг

1
4

Модуль 2. Военная подготовка. Основы военных знаний
5

Вооруженные Силы Российской
Федерации — защита нашего 1
Отечества

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

6

Состав
и назначение
Вооруженных Сил Российской 1
Федерации

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

7

Основные образцы вооружения
и военной техники Вооруженных
Сил
Российской
Федерации 1
(основы технической подготовки
и связи)

8

Организационно-штатная
структура
мотострелкового
1
отделения (взвода) (тактическая
подготовка)

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

9

Виды, назначение и тактико1
технические
характеристики

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

стрелкового оружия и ручных
гранат
Вооруженных
Сил
Российской Федерации (огневая
подготовка)
Общевоинские уставы — закон
10 жизни
Вооруженных
Сил 1
Российской Федерации

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Военнослужащие
11 и взаимоотношения между ними 1
(общевоинские уставы)

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

12

Воинская
дисциплина,
1
ее сущность и значение

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

13

Строевые приемы и движение без
1
оружия (строевая подготовка)

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Итого по разделу

9

Модуль 3. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе
14

Основы
безопасности
1
жизнедеятельности

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

15

Правила поведения в опасных
1
и чрезвычайных ситуациях

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Итого по разделу

2

Модуль 4. Безопасность в быту
Основные опасности в быту.
16 Предупреждение
бытовых 1
отравлений
17 Предупреждение бытовых травм

1

Безопасная
эксплуатация
18 бытовых приборов и мест общего 1
пользования

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Предупреждение
ситуаций
1
криминального характера

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Безопасные действия при авариях
21 на коммунальных
системах 1
жизнеобеспечения

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

19 Пожарная безопасность в быту
20

Итого по разделу

6

Модуль 5. Безопасность на транспорте
22 Правила дорожного движения

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

23 Безопасность пешехода

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

24 Безопасность пассажира

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

25 Безопасность водителя

1
1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Безопасность
пассажиров
1
на различных видах транспорта

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Первая
помощь
при
28 чрезвычайных
ситуациях 1
на транспорте

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Безопасные
действия
26 дорожно-транспортных
происшествиях
27

при

Итого по разделу

7

Модуль 6. Безопасность в общественных местах
Основные
опасности
1
в общественных местах

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Правила безопасного поведения
30 при
посещении
массовых 1
мероприятий

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

31

Пожарная
безопасность
1
в общественных местах

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

32

Пожарная
безопасность
1
в общественных местах

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Безопасные действия в ситуациях
33 криминогенного
1
и антиобщественного характера

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Безопасные действия в ситуациях
34 криминогенного
1
и антиобщественного характера

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

29

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ПО ПРОГРАММЕ

6
ЧАСОВ

34

0

0

9-й класс
Количество часов
№ Наименование
п/п программы

разделов

и тем

Электронные
Контроль Практичес (цифровые)
образовательные
Всего ные
кие
ресурсы
работы
работы

Модуль 1. Безопасность в природной среде

1

Правила
безопасного
в природной среде

1

Электронный
образовательный
ресурс
«Домашние
задания.
АО «Издательство
"Просвещение"»

2

Безопасные действия при автономном
1
существовании в природной среде

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

3

Пожарная безопасность в природной
1
среде

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

4

Безопасное поведение в горах

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

5

Безопасное поведение на водоемах

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

6

Безопасные действия при наводнении,
1
цунами

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

7

Безопасные действия при урагане,
1
смерче, грозе

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

8

Безопасные
действия
при
1
землетрясении, извержении вулкана

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

9

Экология
и ее значение
устойчивого развития общества

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

поведения

Итого по разделу

для

1
9

Модуль 2. Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи
10

Общие представления о здоровье

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

11

Предупреждение
и защита
1
от инфекционных заболеваний

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

12

Профилактика
заболеваний

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

13

Психическое
здоровье
1
и психологическое благополучие

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

14

Первая помощь
состояниях

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

15

Практикум
для
отработки
практических навыков первой помощи
и психологической
поддержки, 1
решения
кейсов,
моделирования
ситуаций

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

16

Практикум
для
отработки
практических навыков первой помощи
и психологической
поддержки, 1
решения
кейсов,
моделирования
ситуаций

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

неинфекционных

при

неотложных

Итого по разделу

1

7

Модуль 3. Безопасность в социуме
17

Общение —
основа
взаимодействия

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

18

Безопасные
способы
избегания
1
и разрешения конфликтных ситуаций

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

19

Безопасные
способы
избегания
1
и разрешения конфликтных ситуаций

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

20

Манипуляция
противостоять ей

и способы

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

21

Манипуляция
противостоять ей

и способы

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

22

Современные
Их возможности и риски

увлечения.

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

социального

Итого по разделу

6

Модуль 4. Безопасность в информационном пространстве
23

Цифровая
и риски

среда —

24

Вредоносные

ее возможности

1

программы 1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590
Библиотека

ЦОК

и приложения, способы защиты от них

https://m.edsoo.ru/7f41b
590

25

Опасный и запрещенный контент:
1
способы распознавания и защиты

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

26

Деструктивные течения в интернете,
1
их признаки, опасности

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

27

Правила
безопасного
в цифровой среде

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

поведения

Итого по разделу

1
5

Модуль 5. Основы противодействия экстремизму и терроризму
28

Сущность
понятий
и «экстремизм»

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

29

Основы общественно-государственной
системы
противодействия 1
экстремизму и терроризму

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

30

Основы общественно-государственной
системы
противодействия 1
экстремизму и терроризму

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

31

Опасности
вовлечения
в экстремистскую и террористическую 1
деятельность, меры защиты

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

32

Опасности
вовлечения
в экстремистскую и террористическую 1
деятельность, меры защиты

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

33

Правила безопасного поведения при
угрозе
и совершении 1
террористического акта

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

34

Правила безопасного поведения при
угрозе
и совершении 1
террористического акта

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
590

«терроризм»

Итого по разделу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПО ПРОГРАММЕ

7
ЧАСОВ

34

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы безопасности жизнедеятельности (2 частях), 8-9 классы/ Рудаков Д.П. и другие; под научной
редакцией Шойгу Ю.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации по использованию учебников, включенных в федеральный пакет, при
реализации учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» https://uchitel.club/fgos/fgosobzh.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская
электронная
школа:
https://resh.edu.ru
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям
и
ликвидации
последствий
стихийных
бедствий:
https://www.mchs.gov.ru/
Национальный антитеррористический комитет: http://nac.gov.ru/
Национальный Центр
информационного
противодействия
терроризму
и
экстремизму
в
образовательной
среде
и
сети
Интернет
(НЦПТИ):
https://ncpti.su/
Госавтоинспекция:https://гибдд.рф/
ОБЖ.
Основы
безопасности
жизнедеятельности:
http://обж.рф/
Единая коллекция доступа к цифровым образовательным ресурсам:http://school-collection.edu.ru/
Федеральный
центр
информационно-образовательных
ресурсов:
http://fcior.edu.ru/
Сообщество взаимопомощи учителей. ОБЖ — база разработок:

Приложение 1

Нормы оценивания учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины»
Оценка устных ответов учащихся.
Высокий уровень (Оценка «5») ставится в том случае, если учащийся показывает
верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование
основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами,
умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может
установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЗР, а также с
материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Повышенный уровень (Оценка «4») ставится, если ответ ученика удовлетворяет
основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана,
новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее
изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если
учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить
самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Базовый уровень (Оценка «3») ставится, если учащийся правильно понимает суть
рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса
ОБЗР, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять
полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но
затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и
событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и
одной негрубой ошибки, не более двух трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех
недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Ниже базового (Оценка «2») ставится, если учащийся не овладел основными знаниями
и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов,
чем необходимо для оценки 3.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного
анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а
также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых
целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные
планы основных элементов
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более
одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной
негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов,
при наличии четырех пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3
или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме
с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно
выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах,
обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования
правил техники безопасности.
Оценка «4»ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено дватри недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной
части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения
приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной
части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись
неправильно. Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники
безопасности.
Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого
материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала:
оценка «5» - 80-100% максимального количества баллов;
оценка «4» - 60-80% максимального количества баллов;
оценка «З» - 40-60% максимального количества баллов;
оценка «2» - менее 40% максимального количества баллов;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».