Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины» на уровень среднего общего образования для обучающихся 10–11-х классов МБОУСОШ № 5 пгт. Сибирцево разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732); приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», утвержденной решением Коллегии Минпросвещения 24.12.2018; учебного плана среднего общего образования, утвержденного приказом МБОУСОШ№ 5 пгт. Сибирцево от 29.08.2024 года №298-а «О внесении изменений в основную образовательную программу среднего общего образования»; федеральной рабочей программы по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины». Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания и в рабочей программе воспитания МБОУСОШ № 5 пгт. Сибирцево. Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности. Программа ОБЗР в методическом плане обеспечивает реализацию практикоориентированного подхода в преподавании ОБЗР, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования; помогает педагогу продолжить освоение содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, чрезвычайная ситуация, и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни с учетом актуальных вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационной сферах. Программа ОБЗР обеспечивает: формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни; достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности безопасного типа; взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета ОБЗР на уровнях основного общего и среднего общего образования; подготовку выпускников к решению актуальных практических задач безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни. Содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено 11 модулями (тематическими линиями), обеспечивающими системность и непрерывность изучения предмета на уровнях основного общего и среднего общего образования: Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства». Модуль № 2. «Основы военной подготовки». Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе». Модуль № 4. «Безопасность в быту». Модуль № 5. «Безопасность на транспорте». Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах». Модуль № 7. «Безопасность в природной среде». Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи». Модуль № 9. «Безопасность в социуме». Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве». Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму». В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЗР на уровне среднего общего образования программа ОБЗР предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность, по возможности ее избегать, при необходимости безопасно действовать». Программа ОБЗР предусматривает внедрение практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажерных систем и виртуальных моделей. При этом использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным: компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся. Подходы к изучению ОБЗР учитывают современные вызовы и угрозы. ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и защиты Родины», является обязательным для изучения на уровне среднего общего образования. Изучение ОБЗР направлено на формирование ценностей, освоение знаний и умений, обеспечивающих готовность к выполнению конституционного долга по защите Отечества и достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решения в экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и государства. Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования является овладение основами военной подготовки и формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает: способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций; сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями, которые обеспечивают готовность к военной службе, исполнению долга по защите Отечества; сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства; знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Всего на изучение учебного предмета ОБЗР на уровне среднего общего образования отводится 68 часов (по 34 часа в каждом классе). Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858: Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования приказом Минпросвещения от 04.10.2023 № 738: Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Личностные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться, прежде всего, в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения, в готовности к осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите Отечества, бережном отношении к окружающим людям, культурному наследию и уважительном отношении к традициям многонационального народа Российской Федерации и к жизни в целом. Личностные результаты изучения ОБЗР включают: 1. Гражданское воспитание: сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни; уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и ответственности в области защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью жизнедеятельности; сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства; готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения; готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства. 2. Патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооруженные Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота; ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооруженных Сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей; сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убежденность и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу. 3. Духовно-нравственное воспитание: осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства; сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий; ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтерства и добровольчества. 4. Эстетическое воспитание: эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности; понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни. 5. Ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности; понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства; способность применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях). 6. Физическое воспитание: осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; знание приемов оказания первой помощи и готовность применять их в случае необходимости; потребность в регулярном ведении здорового образа жизни; осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. 7. Трудовое воспитание: готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности; готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой деятельности; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военно-профессиональную деятельность; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. 8. Экологическое воспитание: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и государства; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; расширение представлений о деятельности экологической направленности. Метапредметные результаты В результате изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях; устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия; определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учетом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации риск-ориентированного поведения; моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализировать их различные состояния для решения познавательных задач, переносить приобретенные знания в повседневную жизнь; планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи; развивать творческое мышление при решении ситуационных задач. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности; осуществлять различные виды деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ; анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учетом установленных (обоснованных) критериев; раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни; критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях; характеризовать приобретенные знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях; использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретенные знания и навыки в повседневную жизнь. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности личности; создавать информационные блоки в различных форматах с учетом характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления; оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить принципы ее организации в повседневную жизнь; распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения; владеть приемами безопасного межличностного и группового общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций; аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных условиях; делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность за свое решение; оцениватьприобретенныйопыт; расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счет привлечения научно-практических знаний других предметных областей; повышать образовательный и культурный уровень. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность; контролировать соответствие результатов целям; использовать приемы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг; принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую. У обучающегося деятельности: будут сформированы следующие умения совместной понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации; ставить цели и организовывать совместную деятельность с учетом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах); оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным критериям; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу. Предметные результаты Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и способности построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны обеспечивать: 1) знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера; 2) знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны; 3) сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, формирование представления о военной службе; 4) сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него; 5) сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя; 6) сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка; 7) сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении; 8) сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях; 9) сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте. Знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике, знание о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте; 10) знания о способах безопасного поведения в природной среде; умение применять их на практике; знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования; 11) знание основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности; 12) владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях, инфекционных и неинфекционных заболеваниях, сохранения психического здоровья; сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального и военного характера; умение применять табельные и подручные средства для само- и взаимопомощи; 13) знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им; 14) сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им; 15) сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства деструктивной идеологии, в том числе экстремизма, терроризма; знать роль государства в противодействии терроризму; уметь различать приемы вовлечения в деструктивные сообщества, экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знать порядок действий при объявлении разного уровня террористической опасности; знать порядок действий при угрозе совершения террористического акта; совершении террористического акта; проведении контртеррористической операции. Достижение результатов освоения программы ОБЗР обеспечивается посредством достижения предметных результатов освоения модулей ОБЗР. Содержание учебного предмета Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»: правовая основа обеспечения национальной безопасности; принципы обеспечения национальной безопасности; реализация национальных приоритетов как условие обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации; взаимодействие личности, государства и общества в реализации национальных приоритетов; роль правоохранительных органов и специальных служб в обеспечении национальной безопасности; роль личности, общества и государства в предупреждении противоправной деятельности; Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования; территориальный и функциональный принцип организации РСЧС, ее задачи и примеры их решения; права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций; задачигражданскойобороны; права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны; Россия в современном мире, оборона как обязательное условие мирного социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение ее военной безопасности; роль Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности. Модуль № 2. «Основы военной подготовки»: движение строевым шагом, движение бегом, походным шагом, движение с изменением скорости движения, повороты в движении, выполнение воинского приветствия на месте и в движении; основыобщевойсковогобоя; основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр); видыманевра; походный, предбоевой и боевой порядок действия подразделений; оборона, ее задачи и принципы; наступление, задачи и способы; требования курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и тренировок; правила безопасного обращения с оружием; изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб из стрелкового оружия; способы удержания оружия и правильность прицеливания; назначение и тактико-технические характеристики современных видов стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-12, пистолет Ярыгина, пистолет Лебедева); перспективы и тенденции развития современного стрелкового оружия; история возникновения и развития робототехнических комплексов; виды, предназначение, тактико-технические характеристики и общее устройство беспилотных летательных аппаратов (далее – БПЛА); конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа; история возникновения и развития радиосвязи; радиосвязь, назначение и основные требования; предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных радиостанций; местность как элемент боевой обстановки; тактические свойства местности, основные ее разновидности и влияние на боевые действия войск, сезонные изменения тактических свойств местности; шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение; порядок оборудования позиции отделения; назначение, размеры и последовательность оборудования окопа для стрелка; понятие оружия массового поражения, история его развития, примеры применения, его роль в современном бою; поражающие факторы ядерных взрывов; отравляющие вещества, их назначение и классификация; внешние признаки применения бактериологического (биологического) оружия; зажигательное оружие и способы защиты от него; состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи; виды боевых ранений и опасность их получения; алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях; условные зоны оказания первой помощи; характеристика особенностей «красной», «желтой» и «зеленой» зон; объем мероприятий первой помощи в «красной», «желтой» и «зеленой» зонах; порядок выполнения мероприятий первой помощи в «красной», «желтой» и «зеленой» зонах; особенности прохождения службы по призыву, освоение военно-учетных специальностей; особенности прохождения службы по контракту; организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; военно-учебные заведения и военно-учебные центры. Модуль № 3. обществе»: «Культура безопасности жизнедеятельности в современном понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека, общества, государства; соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск» (угроза); соотношение понятий «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация»; общие принципы (правила) безопасного поведения; индивидуальный, групповой, общественно-государственный уровень решения задачи обеспечения безопасности; понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное поведение»; влияние действий и поступков человека на его безопасность и благополучие; действия, позволяющие предвидеть опасность; действия, позволяющие избежать опасности; действия в опасной и чрезвычайной ситуациях; риск-ориентированное мышление как основа обеспечения безопасности; риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности личности, общества, государства. Модуль № 4. «Безопасность в быту»: источники опасности в быту, их классификация; общие правила безопасного поведения; защита прав потребителя; правила безопасного поведения при осуществлении покупок в интернете; причины и профилактика бытовых отравлений, первая помощь, порядок действий в экстренных случаях; предупреждение бытовых травм; правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью получить травму (спортивные занятия, использование различных инструментов, стремянок, лестниц и др.), первая помощь при ушибах переломах, кровотечениях; основные правила безопасного поведения при обращении и газовыми и электрическими приборами; последствия электротравмы; порядок проведения сердечно-легочной реанимации; основные правила пожарной безопасности в быту; термические и химические ожоги, первая помощь при ожогах; правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак и других); коммуникация с соседями; меры по предупреждению преступлений; аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения; правила безопасного поведения в ситуации аварии на коммунальной системе; порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними; действия в экстренныхслучаях. Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»: история появления правил дорожного движения и причины их изменчивости; риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на транспорте; безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине; движение в темное время суток; движение с использованием средств индивидуальной мобильности); взаимосвязь безопасности водителя и пассажира; правила безопасного поведения при поездке в легковом автомобиле, автобусе; ответственность водителя, ответственность пассажира; представления о знаниях и навыках, необходимых водителю; порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством участников); основные источники опасности в метро, правила безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасных или чрезвычайных ситуаций; основные источники опасности на железнодорожном транспорте, правила безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций; основные источники опасности на водном транспорте, правила безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасной и чрезвычайной ситуации; основные источники опасности на авиационном транспорте, правила безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасной, чрезвычайной ситуации. Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»: общественные места и их классификация; основные источники опасности в общественных местах закрытого и открытого типа, общие правила безопасного поведения; опасности в общественных местах социально-психологического характера (возникновение толпы и давки; проявление агрессии; криминогенные ситуации; случаи, когда потерялся человек); порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы, давки; эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи, правила безопасного поведения при попадании в агрессивную и паническую толпу; правила безопасного поведения при проявлении агрессии; криминогенные ситуации в общественных местах, правила безопасного поведения, порядок действия при попадании в опасную ситуацию; порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребенок; взрослый; пожилой человек; человек с ментальными расстройствами); порядок действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося человека; порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных общественных местах, на объектах с массовым пребыванием людей (медицинские и образовательные организации, культурные, торговоразвлекательные учреждения и др.); меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и отдельных конструкций; меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в случае террористического акта. 11 КЛАСС Модуль № 7. «Безопасность в природной среде»: отдых на природе, источники опасности в природной среде; основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоемах; общие правила безопасности в походе; особенности обеспечения безопасности в лыжном походе; особенности обеспечения безопасности в водном походе; особенности обеспечения безопасности в горном походе; ориентированиена местности; карты, традиционные и современные средства навигации (компас, GPS); порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде; источники опасности в автономных условиях; сооружение убежища, получение воды и питания; способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных природных условиях, первая помощь при перегревании, переохлаждении и отморожении; природные чрезвычайные ситуации; общие правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях (предвидеть; избежать опасности; действовать: прекратить или минимизировать воздействие опасных факторов; дождаться помощи); природные пожары, возможности прогнозирования и предупреждения; правила безопасного поведения, последствия природных пожаров для людей и окружающей среды; природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными геологическими явлениями и процессами: землетрясения, извержение вулканов, оползни, камнепады; возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными геологическими явлениями и процессами; природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными гидрологическими явлениями и процессами: паводки, половодья, цунами, сели, лавины; возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями и процессами; природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными метеорологическими явлениями и процессами: ливни, град, мороз, жара; возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными метеорологическими явлениями и процессами; влияние деятельности человека на природную среду; причины и источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы, космоса; чрезвычайные ситуации экологического характера, возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий; экологическая грамотность и разумное природопользование. Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи» понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни», «лечение», «профилактика»; биологические, социально-экономические, экологические (геофизические), психологические факторы, влияющие на здоровье человека; составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая активность, психологическое благополучие; общие представления об инфекционных заболеваниях; механизм распространения и способы передачи инфекционных заболеваний; чрезвычайные ситуации биолого-социального характера, меры профилактики и защиты; роль вакцинации, национальный календарь профилактических прививок; вакцинация по эпидемиологическим показаниям; значение изобретения вакцины для человечества; неинфекционные заболевания, самые распространенные неинфекционные заболевания; факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний; факторы риска возникновения онкологических заболеваний; факторы риска возникновения заболеваний дыхательной системы; факторы риска возникновения эндокринных заболеваний; меры профилактики неинфекционных заболеваний; роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний; признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в животе, эпилепсия и др.); психическое здоровье и психологическое благополучие; критерии психического здоровья и психологического благополучия; основные факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое благополучие; основные направления сохранения и укрепления психического здоровья (раннее выявление психических расстройств; минимизация влияния хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы, учебы; профилактика злоупотребления алкоголя и употребления наркотических средств; помощь людям, перенесшим психотравмирующую ситуацию); меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья; первая помощь, история возникновения скорой медицинской помощи и первой помощи; состояния, при которых оказывается первая помощь; мероприятия по оказанию первой помощи; алгоритм первой помощи; оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза; «сложные» кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая помощь при нескольких травмах одновременно); действия при прибытии скорой медицинской помощи. Модуль 9. «Безопасность в социуме»: определение понятия «общение»; навыки конструктивного общения; общие представления о понятиях «социальная группа», «большая группа», «малая группа»; межличностное общение, общение в группе, межгрупповое общение (взаимодействие); особенности общения в группе; психологические характеристики группы и особенности взаимодействия в группе; групповые нормы и ценности; коллектив как социальная группа; психологические закономерности в группе; понятие «конфликт», стадии развития конфликта; конфликты в межличностном общении, конфликты в малой группе; факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта; способы поведения в конфликте; деструктивное и агрессивное поведение; конструктивное поведение в конфликте; роль регуляции эмоций при разрешении конфликта, способы саморегуляции; способы разрешения конфликтных ситуаций; основные формы участия третьей стороны в процессе урегулирования и разрешения конфликта; ведение переговоров при разрешении конфликта; опасные проявления конфликтов (буллинг, насилие); способы противодействия буллингу и проявлению насилия; способы психологического воздействия; психологическое влияние в малой группе; положительные и отрицательные стороны конформизма; эмпатия и уважение к партнеру (партнерам) по общению как основа коммуникации; убеждающая коммуникация; манипуляция в общении, цели, технологии и способы противодействия; психологическое влияние на большие группы; способы воздействия на большую группу: заражение; убеждение; внушение; подражание; деструктивные и псевдопсихологические технологии; противодействие вовлечению молодежи в противозаконную и антиобщественную деятельность. Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»: понятия «цифровая среда», «цифровой след»; влияние цифровой среды на жизнь человека; приватность, персональные данные; «цифровая зависимость», ее признаки и последствия; опасности и риски цифровой среды, их источники; правила безопасного поведения в цифровой среде; вредоносное программное обеспечение; виды вредоносного программного обеспечения, его цели, принципы работы; правила защиты от вредоносного программного обеспечения; кража персональных данных, паролей; мошенничество, фишинг, правила защиты от мошенников; правила безопасного использования устройств и программ; поведенческие опасности в цифровой среде и их причины; опасные персоны, имитация близких социальных отношений; неосмотрительное поведение и коммуникация в интернете как угроза для будущей жизни и карьеры; травля в интернете, методы защиты от травли; деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде, их признаки; механизмы вовлечения в деструктивные сообщества; вербовка, манипуляция, «воронки вовлечения»; радикализация деструктива; профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные сообщества; правила коммуникации в цифровой среде; достоверность информации в цифровой среде; источники информации, проверка на достоверность; «информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда; фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы; понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков; правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и изображений; понятие прав человека в цифровой среде, их защита; ответственность за действия в интернете; запрещенный контент; защита прав в цифровом пространстве. Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»: экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества; понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь; варианты проявления экстремизма, возможные последствия; преступления террористической направленности, их цель, причины, последствия; опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность: способы и признаки; предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность; формы террористических актов; уровни террористической угрозы; правила поведения и порядок действий при угрозе или в случае террористического акта, проведении контртеррористической операции; правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации; основы государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, ее цели, задачи, принципы; права и обязанности граждан и общественных организаций в области противодействия экстремизму и терроризму. Тематическое планирование Тематическое планирование по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины» для 10–11-х классов составлено с учетом рабочей программы воспитания. Внесены темы, обеспечивающие реализацию целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО через изучение предмета «Основы безопасности и защиты Родины». В воспитании обучающихся юношеского возраста таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с потребностью обучающихся в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. На уроках ОБЗР обучающиеся могут приобрести: опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс Количествочасов №п/п Наименованиеразделовитем программы Всего Контрольные работы Практические работы 1 Безопасноеиустойчивоеразвитие личности, общества, государства 4 0 0 2 Основывоеннойподготовки 12 1 1 3 Культурабезопасностижизнедеятельности в современном обществе 2 0 0 4 Безопасностьвбыту 6 0 0 5 Безопасностьнатранспорте 5 0 0 6 Безопасностьвобщественныхместах 5 1 1 34 2 2 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО ПРОГРАММЕ Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8332b07b Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8332b07b Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8332b07b Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8332b07b Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8332b07b Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8332b07b ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11КЛАСС Количествочасов №п/п Наименованиеразделовитем программы Всего Контрольные работы Практические работы 1 Безопасностьвприроднойсреде 7 1 0 2 Основымедицинскихзнаний.Оказание первой помощи 7 0 2 3 Безопасностьв социуме 7 0 0 4 Безопасностьвинформационном пространстве 7 0 0 5 Основыпротиводействияэкстремизмуи терроризму 6 1 0 34 2 2 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО ПРОГРАММЕ Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2d60fb5a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2d60fb5a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2d60fb5a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2d60fb5a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2d60fb5a 10-й класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количествочасов Всего К/Р П/Р Электронные (цифровые) образовательныересурсы Модуль 1. Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства 1 Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении 1 национальной безопасности Библиотека https://m.edsoo.ru/eae0fff3 ЦОК 2 Государственная и общественнаябезопасность Бибилиотека https://m.edsoo.ru/eae0fff3 ЦОК Бибилиотека https://m.edsoo.ru/eae0fff3 ЦОК 3 Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации 1 чрезвычайных ситуаций 4 Оборона страны как обязательное условие 1 благополучного развития страны Бибилиотека https://m.edsoo.ru/eae0fff3 ЦОК Итогопо разделу 1 4 Модуль 2. Основывоеннойподготовки 5 Строевые приемы и движение без оружия 1 (строевая подготовка) Бибилиотека https://m.edsoo.ru/eae0fff3 ЦОК 6 Основные виды тактических действий 1 войск (тактическая подготовка) Бибилиотека https://m.edsoo.ru/eae0fff3 ЦОК Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами (огневая 1 подготовка) Бибилиотека https://m.edsoo.ru/eae0fff3 ЦОК 7 Бибилиотека https://m.edsoo.ru/eae0fff3 ЦОК 8 Виды, назначение и тактико-технические характеристики современного стрелкового 1 оружия (огневая подготовка) Бибилиотека https://m.edsoo.ru/eae0fff3 ЦОК 9 Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) – эффективное средство 1 вооруженной борьбы (основы технической подготовки и связи) Предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики 10 1 переносных радиостанций (основы технической подготовки и связи) Бибилиотека https://m.edsoo.ru/eae0fff3 ЦОК Свойства местности и их применение 1 в военном деле (военная топография) Бибилиотека https://m.edsoo.ru/eae0fff3 ЦОК Фортификационное оборудование позиции 12 отделения. Виды укрытий и убежищ 1 (инженерная подготовка) Бибилиотека https://m.edsoo.ru/eae0fff3 ЦОК 11 Оружие массового 13 (радиационная, биологическая защита) поражения химическая, 1 Бибилиотека https://m.edsoo.ru/eae0fff3 ЦОК Первая помощь на поле боя (военно14 медицинская подготовка. 1 Тактическаямедицина) Бибилиотека https://m.edsoo.ru/eae0fff3 ЦОК Первая помощь на поле боя (военно15 медицинская подготовка. 1 Тактическаямедицина) Бибилиотека https://m.edsoo.ru/eae0fff3 ЦОК Бибилиотека https://m.edsoo.ru/eae0fff3 ЦОК Особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту. 16 1 Военно-учебныезаведения и военноучебныецентры (тактическаяподготовка) Итогопо разделу 1 1 12 Модуль 3. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе Современные представления о культуре 1 безопасности Бибилиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/3488963 Влияние поведения на безопасность. Рискориентированный подход к обеспечению 18 1 безопасности на уровне личности, общества, государства Бибилиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru /ca989222 17 Итогопо разделу 2 Модуль 4. Безопасность в быту 19 Источникиопасности в быту и первая помощь при 1 Бибилиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru /ee497bff 20 Профилактика отравлениях 1 Бибилиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/1146 f112 21 Безопасность в быту. Предупреждение 1 травм и первая помощь при них Бибилиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/1146 f112 1 Бибилиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/1146 f112 23 Безопасное поведение в местах общего 1 пользования Бибилиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/63 b34161 24 Безопасное поведение в местах общего 1 пользования Бибилиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/63 b34161 22 Пожарнаябезопасность в быту Итогопо разделу 6 Модуль 5. Безопасностьна транспорте 25 Безопасностьдорожногодвижения 1 Бибилиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/3eb 0db 0 c 26 Безопасностьдорожногодвижения 1 Бибилиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/3eb 0db 0 c 27 Порядок действий при транспортных происшествиях 1 Бибилиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru /ec659795 28 Безопасное поведение на разных видах 1 транспорта Бибилиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru /b 4cebedd 29 Безопасное поведение на разных видах 1 транспорта Бибилиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru /b 4cebedd дорожно- Итогопо разделу 5 Модуль 6. Безопасность в общественных местах Безопасность в общественных местах. 30 Опасности социально-психологического 1 характера 31 Опасности криминального меры защиты от них характера, 32 Опасности криминального меры защиты от них характера, 1 Бибилиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru / a196276 c 1 Бибилиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru /a2e1b5d5 Действия при пожаре, 33 конструкций, угрозе или террористического акта обрушении совершении 1 Действия при пожаре, 34 конструкций, угрозе или террористического акта обрушении совершении 1 Итогопо разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПО ПРОГРАММЕ Бибилиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru / a196276 c 1 1 Бибилиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru /a2e1b5d5 5 ЧАСОВ 34 Бибилиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru /a2e1b5d5 2 2 11-й класс № п/п Наименование программы разделов Электронные (цифровые) и тем Количествочасов образовательныересурсы Всего К/Р П/Р Модуль 7. Безопасность в природной среде 1 Безопасность в природнойсреде 1 БиблиотекаФГИС lesson.academycontent.myschool.edu.ru/17/11 2 Выживание в автономныхусловиях 1 [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/4dd59356 3 Природные чрезвычайные ситуации. 1 Природные пожары Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d331f5d5 4 Природные чрезвычайные ситуации. Опасные геологические явления и процессы: землетрясения, 1 извержение вулканов, оползни, сели, камнепады Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/552ec0cd 5 Природные чрезвычайные ситуации. Опасные гидрологические явления 1 и процессы: наводнения, паводки, половодья, цунами, сели, лавины Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/12845814 6 Природные чрезвычайные ситуации. Опасные метеорологические явления 1 и процессы: ливни, град, мороз, жара Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru /cf0 d 6 e 0 f 7 Экологическая грамотность 1 и разумное природопользование Итогопо разделу 1 Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru /cf0 d 6 e 0 f 7 Модуль 8. Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи 8 Факторы, влияющие на здоровье 1 человека. Здоровыйобразжизни 9 Инфекционные заболевания. Значение вакцинации в борьбе 1 с инфекционными заболеваниями Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru / a38 c 6 e17 10 Инфекционные заболевания. Значение вакцинации в борьбе 1 с инфекционными заболеваниями Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru / d 4ee0176 11 Неинфекционные заболевания. Факторы риска и меры 1 профилактики. Роль Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru / e58 b334 d диспансеризации здоровья для сохранения 12 Психическое здоровье 1 и психологическое благополучие 13 Перваяпомощьпострадавшему 1 1 Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru /b20971f2 14 Перваяпомощьпострадавшему 1 1 Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru / c66 f9d2e Итогопо разделу Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru / e58 b334 d 7 Модуль 9. Безопасность в социуме 15 Общение в жизни человека. Межличностное общение, общение 1 в группе Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru / c66 f9d2e 16 Конфликты их разрешения и способы 1 БиблиотекаЦОКhttps:// .edsoo .ru/738187f6 17 Конфликты их разрешения и способы 1 Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/738187f6 18 Конструктивные способы воздействия и деструктивные психологического 1 19 Конструктивные способы воздействия и деструктивные психологического 1 20 Психологические механизмы воздействия на большие группы 1 людей Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/3906 b95 b 21 Психологические механизмы воздействия на большие группы 1 людей Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/3906 b95 b Итогопо разделу m Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/738187f6 Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/738187 f6 7 Модуль 10. Безопасность в информационном пространстве 22 Безопасность в цифровойсреде 23 Опасности, с использованием обеспечения 24 Опасности, связанные 1 с коммуникацией в цифровой среде 25 Опасности, связанные 1 с коммуникацией в цифровой среде 1 связанные программного 1 Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/3906 b95 b Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/3906 b95 b Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/3906 b95 b 26 Достоверность в цифровой среде информации 27 Достоверность в цифровой среде информации 28 Защита прав пространстве в цифровом Итогопо разделу 1 Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/3906 b95 b 1 Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/3906 b95 b 1 Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/39 a257 c 1 7 Модуль 11. Основы противодействия экстремизму и терроризму 29 Экстремизм и терроризм как угроза 1 устойчивого развития общества Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/98341000000 30 Экстремизм и терроризм как угроза 1 устойчивого развития общества Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/98341000000 31 Правила безопасного поведения при угрозе и совершении 1 террористического акта Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru /fbc 7 d 6cc 32 Правила безопасного поведения при угрозе и совершении 1 террористического акта 33 Противодействиеэкстремизму и терроризму 1 Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/1e56ec00 34 Противодействиеэкстремизму и терроризму 1 Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru/1e56ec00 Итогопо разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК https:// m .edsoo .ru /fbc 7 d 6cc 1 6 ЧАСОВ 34 2 2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методические рекомендации для учителей по использованию учебников, включённых в федеральный перечень, при реализации учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» https://uchitel.club/fgos/fgosobzh. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Российская электронная школа: https://resh.edu.ru Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: https://www.mchs.gov.ru/ Национальный антитеррористический комитет: http://nac.gov.ru/ Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ): https://ncpti.su/ Госавтоинспекция: https://гибдд.рф/ ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности: http://обж.рф/ Единая коллекция доступа к цифровым образовательным ресурсам:http://schoolcollection.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/ Приложение 1 Нормы оценивания учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» Оценка устных ответов учащихся. Высокий уровень (Оценка «5») ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЗР, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Повышенный уровень (Оценка «4») ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Базовый уровень (Оценка «3») ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЗР, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двухтрех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов. Ниже базового (Оценка «2») ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов Оценка письменных контрольных работ. Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырехпяти недочетов. Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Оценка практических работ. Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности. Оценка «4»ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки. Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно. Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности. Оценка тестовых работ. Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала: оценка «5» - 80-100% максимального количества баллов; оценка «4» - 60-80% максимального количества баллов; оценка «З» - 40-60% максимального количества баллов; оценка «2» - менее 40% максимального количества баллов;