Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 пгт.Сибирцево
Рассмотрено
Руководитель МО
Максименко Н.Г.
Протокол №1 от
30.08.2023г.
Согласовано
Заместитель руководителя
по УВР МБОУСОШ № 5
Грязнова Т.В.
30.08.2023г.
Утверждено
Директор МБОУСОШ № 5
Бредюк Л.В
Приказ 282-а
От 30.08.2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"
7 класс
Составитель:
учитель истории
М.А.Афанасьева
высшая квалификационная категория
2023 – 2024 учебный год
2
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовой грамотности» для учащихся 7–8 классов составлена
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, в соответствии с целями и задачами основной образовательной
программы МБОУСОШ № 5.
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и
появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят
перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Содержание программы учебного предмета «Финансовая грамотность» соответствует целям
обучения. Данный курс призван дать начальные понятия о финансовой грамотности. Программа
содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения. Курс
направлен на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи
между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием
финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на
формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности и благополучия.
Данный образовательный курс является источником знаний, который расширяет и дополняет
базовый компонент предмета «Обществознание» и «Математика».
Задачи курса «Финансовая грамотность»:
освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах
управления личными финансами;
овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
формирование навыков применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами и личной ответственности за
экономические решения;
формирование основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,
ценностей деловой этики;
формирование навыков рационального экономического поведения.
Предмет «Финансовая грамотность» изучается на уровне среднего общего образования в
качестве учебного предмета в 7 и 8 классе.
Рабочая программа по предмету «Основы финансовой грамотности» рассчитана на 34 часа
(1 час в неделю).
Для изучения предмета «Финансовая грамотность» используется учебник «Финансовая
грамотность» И.В.Липсица.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем
семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых
примерах;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях;
участие в принятии решений о семейном бюджете.
3
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и
проведение простых опросов и интервью;
формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
понимание цели своих действий;
планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в
семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли
государства в экономике семьи;
понимание и правильное использование экономических терминов;
освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых
финансовых расчётов;
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи
и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и
способов сравнения результатов на простых примерах;
развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного
интереса к изучению общественных дисциплин и математики.
2. Содержание учебного курса
Распределение учебных часов по разделам (34 часа)
№
Класс
Раздел
7-8
4
1
2
3
4
Деньги. Доходы и расходы семьи
19
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 2
Семья и государство: как они взаимодействуют
4
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.
9
7 класс (34 часа)
Тема 1. Деньги. Доходы и расходы семьи
Деньги. История денег. Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен
из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но
имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными
деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги
являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию.
Денежной системой страны управляет центральный банк. Электронные деньги. Ценные деньги.
Коллекция монет.
Доходы семьи. Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения
собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от
образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом,
участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят
проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль.
Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.
Расходы семьи. Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три
группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться
ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в
назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно
сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками. Основные
понятия: Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного
пользования. Услуги. Коммунальные услуги. Семейный бюджет. Доходы и расходы следует
планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами
позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над
доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.
Тема 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться Экономические последствия
непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с
рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой
компании.
Тема 3. Семья и государство: как они взаимодействуют
Налоги. Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления
государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Основные понятия: Налог.
Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица.
Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. Социальные пособия.
Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с
детьми, безработных.
Тема 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.
Банковские услуги. Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по
вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам
гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по
вкладам.
Собственный бизнес. Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал.
Организации по поддержке малого бизнеса.
5
Валюта в современном мире. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют
разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной
валюте.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
7 класс
№
Раздел программы (темы)
1
2
3
4
Деньги
Доходы семьи
Расходы семьи
Риски потери имущества и денег и как человек может от
них защититься
Налоги
Социальная поддержка государства
Банковские услуги
Собственный бизнес
Валюта
Итого:
5
6
7
8
9
Количество
часов
5
7
7
2
2
2
4
3
2
34
6
Лист корректировки рабочей программы
Класс
Название
раздела,
темы
Дата
проведения
по плану
Дата
Причина
Корректирующие проведения по
корректировки
мероприятия
факту