Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 пгт.Сибирцево Рассмотрено Руководитель МО Максименко Н.Г. Протокол №1 от 30.08.2023г. Согласовано Заместитель руководителя по УВР МБОУСОШ № 5 Грязнова Т.В. 30.08.2023г. Утверждено Директор МБОУСОШ № 5 Бредюк Л.В Приказ 282-а От 30.08.2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ" 7 класс Составитель: учитель истории М.А.Афанасьева высшая квалификационная категория 2023 – 2024 учебный год 2 Пояснительная записка Рабочая программа курса «Финансовой грамотности» для учащихся 7–8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы МБОУСОШ № 5. Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Содержание программы учебного предмета «Финансовая грамотность» соответствует целям обучения. Данный курс призван дать начальные понятия о финансовой грамотности. Программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения. Курс направлен на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Данный образовательный курс является источником знаний, который расширяет и дополняет базовый компонент предмета «Обществознание» и «Математика». Задачи курса «Финансовая грамотность»: освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами; овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; формирование навыков применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами и личной ответственности за экономические решения; формирование основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики; формирование навыков рационального экономического поведения. Предмет «Финансовая грамотность» изучается на уровне среднего общего образования в качестве учебного предмета в 7 и 8 классе. Рабочая программа по предмету «Основы финансовой грамотности» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Для изучения предмета «Финансовая грамотность» используется учебник «Финансовая грамотность» И.В.Липсица. 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Планируемые результаты: Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете. 3 Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; понимание и правильное использование экономических терминов; освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов; приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин и математики. 2. Содержание учебного курса Распределение учебных часов по разделам (34 часа) № Класс Раздел 7-8 4 1 2 3 4 Деньги. Доходы и расходы семьи 19 Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 2 Семья и государство: как они взаимодействуют 4 Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. 9 7 класс (34 часа) Тема 1. Деньги. Доходы и расходы семьи Деньги. История денег. Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк. Электронные деньги. Ценные деньги. Коллекция монет. Доходы семьи. Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты. Расходы семьи. Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками. Основные понятия: Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги. Семейный бюджет. Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов. Тема 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании. Тема 3. Семья и государство: как они взаимодействуют Налоги. Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Основные понятия: Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. Социальные пособия. Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных. Тема 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. Банковские услуги. Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам. Собственный бизнес. Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса. 5 Валюта в современном мире. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 7 класс № Раздел программы (темы) 1 2 3 4 Деньги Доходы семьи Расходы семьи Риски потери имущества и денег и как человек может от них защититься Налоги Социальная поддержка государства Банковские услуги Собственный бизнес Валюта Итого: 5 6 7 8 9 Количество часов 5 7 7 2 2 2 4 3 2 34 6 Лист корректировки рабочей программы Класс Название раздела, темы Дата проведения по плану Дата Причина Корректирующие проведения по корректировки мероприятия факту