Программа финансовая грамотность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 пгт.Сибирцево
Рассмотрено
Руководитель МО
Максименко Н.Г.
Протокол №1 от
30.08.2023г.

Согласовано
Заместитель руководителя
по УВР МБОУСОШ № 5
Грязнова Т.В.
30.08.2023г.

Утверждено
Директор МБОУСОШ № 5
Бредюк Л.В
Приказ 282-а
От 30.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"
7 класс

Составитель:
учитель истории
М.А.Афанасьева
высшая квалификационная категория

2023 – 2024 учебный год

2

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовой грамотности» для учащихся 7–8 классов составлена
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, в соответствии с целями и задачами основной образовательной
программы МБОУСОШ № 5.
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и
появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят
перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Содержание программы учебного предмета «Финансовая грамотность» соответствует целям
обучения. Данный курс призван дать начальные понятия о финансовой грамотности. Программа
содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения. Курс
направлен на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи
между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием
финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на
формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности и благополучия.
Данный образовательный курс является источником знаний, который расширяет и дополняет
базовый компонент предмета «Обществознание» и «Математика».
Задачи курса «Финансовая грамотность»:
 освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах
управления личными финансами;
 овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
 формирование навыков применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами и личной ответственности за
экономические решения;
 формирование основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,
ценностей деловой этики;
 формирование навыков рационального экономического поведения.
Предмет «Финансовая грамотность» изучается на уровне среднего общего образования в
качестве учебного предмета в 7 и 8 классе.
Рабочая программа по предмету «Основы финансовой грамотности» рассчитана на 34 часа
(1 час в неделю).
Для изучения предмета «Финансовая грамотность» используется учебник «Финансовая
грамотность» И.В.Липсица.

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
 осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем
семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых
примерах;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях;
 участие в принятии решений о семейном бюджете.

3
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и
проведение простых опросов и интервью;
 формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
 понимание цели своих действий;
 планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
 проявление познавательной и творческой инициативы;
 оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
 адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
 составление текстов в устной и письменной формах;
 готовность слушать собеседника и вести диалог;
 готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
 умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
 определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности,
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
 понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в
семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли
государства в экономике семьи;
 понимание и правильное использование экономических терминов;
 освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых
финансовых расчётов;
 приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи
и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и
способов сравнения результатов на простых примерах;
 развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
 развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного
интереса к изучению общественных дисциплин и математики.

2. Содержание учебного курса
Распределение учебных часов по разделам (34 часа)
№

Класс
Раздел

7-8

4
1
2
3
4

Деньги. Доходы и расходы семьи
19
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 2
Семья и государство: как они взаимодействуют
4
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.
9

7 класс (34 часа)
Тема 1. Деньги. Доходы и расходы семьи
Деньги. История денег. Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен
из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но
имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными
деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги
являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию.
Денежной системой страны управляет центральный банк. Электронные деньги. Ценные деньги.
Коллекция монет.
Доходы семьи. Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения
собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от
образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом,
участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят
проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль.
Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.
Расходы семьи. Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три
группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться
ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в
назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно
сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками. Основные
понятия: Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного
пользования. Услуги. Коммунальные услуги. Семейный бюджет. Доходы и расходы следует
планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами
позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над
доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.
Тема 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться Экономические последствия
непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с
рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой
компании.
Тема 3. Семья и государство: как они взаимодействуют
Налоги. Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления
государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Основные понятия: Налог.
Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица.
Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. Социальные пособия.
Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с
детьми, безработных.
Тема 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.
Банковские услуги. Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по
вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам
гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по
вкладам.
Собственный бизнес. Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал.
Организации по поддержке малого бизнеса.

5
Валюта в современном мире. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют
разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной
валюте.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
7 класс
№

Раздел программы (темы)

1
2
3
4

Деньги
Доходы семьи
Расходы семьи
Риски потери имущества и денег и как человек может от
них защититься
Налоги
Социальная поддержка государства
Банковские услуги
Собственный бизнес
Валюта
Итого:

5
6
7
8
9

Количество
часов
5
7
7
2
2
2
4
3
2
34

6
Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название
раздела,
темы

Дата
проведения
по плану

Дата
Причина
Корректирующие проведения по
корректировки
мероприятия
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».