МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Приморского края Черниговский муниципальный район МБОУСОШ №5 пгт. Сибирцево РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО Заместитель директора Директор математики и информатики по УВР МБОУСОШ №5 Грязнова Т.В. Жиганова С.А. Протокол №1 от Бредюк Л.В. Приказ № 282-а от «30» 08.2023 г. «30»08. 2023 г. «30»08. 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика. Базовый уровень.» для обучающихся 7 – 9 классов Сибирцево, 2023 г. 1.Пояснительная записка Рабочая программа по информатике для 7-9 классов составлена в соответствии требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644) и на основе авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) (авторы - И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова) и базисного учебного плана, а также с учетом примерной основной образовательной программы, целей и задач основной образовательной программы МБОУСОШ № 5. Изучение информатики в 7-9 направлено на достижение следующих целей: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Основные задачи программы: обеспечение в процессе изучения предмета условий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; создание в процессе изучения предмета условий для: развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных; формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социальнопрофессиональных ориентаций; формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности; формирования у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений, понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека; формирование компетентностей в области практического использования информационнокоммуникационных технологий, развитие информационной культуры и алгоритмического мышления, реализация инженерного образования на уровне основного общего образования. В соответствии со структурой школьного образования (начальная, основная и профильная школы), выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий. Программа рассчитана на 119 часов (по 1 часу в год в 7-8 классах, по 1,5 ч в неделю в 9 классе): 7 класс – 34 ч, 8 класс – 34 ч., 9 класс – 51 ч. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности. Учебно-методический комплект для реализации рабочей программы: 1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. «Информатика и ИКТ. 7 класс» (учебник) 2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. «Информатика и ИКТ. 8 класс» (учебник) 3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. «Информатика и ИКТ. 9 класс» (учебник) 4. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/под ред. И.Г. Семакина – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний (учебное пособие) 5. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний (методическое пособие) Электронные ресурсы: 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса 7 класс 1. 2. 3. - Введение в предмет. Человек и информация. Выпускник научится: находить связь между информацией и знаниями человека; понимать, что такое информационные процессы; определять какие существуют носители информации; определять функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки; понимать, как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход); понимать, что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Выпускник получит возможность научиться: приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита); пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных. Компьютер: устройство и программное обеспечение Выпускник научится: правилам техники безопасности и при работе на компьютере; узнавать состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основным характеристикам компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); понимать структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти; понимать типы и свойства устройств внешней памяти; понимать типы и назначение устройств ввода/вывода; определять сущность программного управления работой компьютера; принципам организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; узнавать назначение программного обеспечения и его состав. Выпускник получит возможность научиться: включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой; ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране директорию диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск; использовать антивирусные программы. Текстовая информация и компьютер Выпускник научится: - способам представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы); - определять назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); - основным режимам работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами). Выпускник получит возможность научиться: - набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; - выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; - сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. 5. Графическая информация и компьютер Выпускник научится: способам представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; понимать какие существуют области применения компьютерной графики; определять назначение графических редакторов; определять назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр. Выпускник получит возможность научиться: - строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; - сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать. 6. Мультимедиа и компьютерные презентации Выпускник научится: понимать что такое мультимедиа; понимать принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; понимать основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. Выпускник получит возможность научиться: - Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. 8 класс 1. Системы счисления Выпускник научится: - переводить заданное натуральное число в 2-чное , 8-чное, 16-чное число; - переводить 2-чное, 8-чное, 16-чное число в 10-чное; - переводить заданное натуральное число в N-ую систему счисления; - сравнивать числа в различных системах счисления; Выпускник получит возможность научиться: - переводить заданное натуральное число в N-ую систему счисления; - использовать при решении задач свойства позиционной записи числа, в частности признак делимости числа на основание системы счисления; 2. Элементы математической логики Выпускник научится: - строить логические выражения с помощью операций дизъюнкции, конъюнкции, отрицания, импликации, эквиваленции; - выполнять эквивалентные преобразования этих выражений, используя законы алгебры логики (в частности, свойства дизъюнкции, конъюнкции); – строить таблицу истинности заданного логического выражения; - строить логическое выражение в дизъюнктивной нормальной форме по заданной таблице истинности; - определять истинность высказывания, составленного из элементарных высказываний с помощью логических операций, если известна истинность входящих в него элементарных высказываний; Выпускник получит возможность научиться: - исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные; - 4. 3. Табличные вычисления на компьютере Выпускник научится: понимать. что такое электронная таблица и табличный процессор; основным информационным единицам электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; определять какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основным функциям (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; графическим возможностям табличного процессора. Выпускник получит возможность научиться: открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов. 4. Передача информации в компьютерных сетях Выпускник научится: понимать, что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; определять назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; определять назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др; понимать. что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы; осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера; осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы; работать с одной из программ-архиваторов. 9 класс 1.Информационное моделирование Выпускник научится: понимать что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; понимать какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические). Выпускник получит возможность научиться: приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов; 2.Управление и алгоритмы Выпускник научится: понимать, что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; понимать сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме; понимать, что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления; определять в чем состоят основные свойства алгоритма; способам записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; понимать основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; определять назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод. Выпускник получит возможность научиться: при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы. 3.Введение в программирование Выпускник научится: основным видам и типам величин; определять назначение языков программирования; понимать, что такое трансляция; определять назначение систем программирования; правилам оформления программы на Паскале; правилам представления данных и операторов на Паскале; устанавливать последовательность выполнения программы в системе программирования. Выпускник получит возможность научиться: работать с готовой программой на Паскале; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать, и исполнять программы в системе программирования. - 4. Хранение и обработка информации в базах данных в программной среде MS Excel Выпускник научится: понимать, что такое база данных, информационная система; понимать, что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; формировать структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; понимать, что такое логическая величина, логическое выражение; понимать, что такое логические операции, как они выполняются. Выпускник получит возможность научиться: организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; 5.Информационные технологии и общество Выпускник научится: основным этапам развития средств работы с информацией в истории человеческого общества; основным этапам развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения; определять в чем состоит проблема безопасности информации; понимать какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов. Выпускник получит возможность научиться: регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества. 3. Содержание учебного курса Основные содержательно-методические линии, представленные в программе, разделены для каждого года обучения на два раздела: информационные процессы и информационные технологии. В этих разделах большое внимание уделено базовым понятиям информатики и ИКТ: Информация и информационные процессы. Информационные модели и системы. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных систем (текст, электронные таблицы, графические информационные объекты, базы данных. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей. Информатизация общества. Таблица 1. Распределение часов по классам и разделам (7 класс) № п/п Учебная тема Количество часов Практика 1 3 1 Теория Введение в предмет Человек и информация Компьютер: устройство и программное 3 3 3 обеспечение 4 Текстовая информация в компьютере 3 6 5 Графическая информация и компьютер 2 4 6 Мультимедиа и компьютерные презентации 2 5 33 Итого 7 класс (34 часа) 1. Введение в предмет Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. 2. Человек и информация Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы Измерение информации. Единицы измерения информации. Практическая работа №1 по теме: «Освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования». 3. Компьютер: устройство и программное обеспечение Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. Практическая работа №2 по теме: «Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений». Практическая работа №3 по теме: «Знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой». Практическая работа №4 по теме: «Работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ». 4. Текстовая информация и компьютер Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода) Практическая работа №5 по теме: «Основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры». Практическая работа №6 по теме: «Работа со шрифтами; приемы форматирования текста». Практическая работа №7 по теме: «Работа с выделенными блоками через буфер обмена». Практическая работа №8 по теме: «Работа с таблицами». 1 2 Практическая работа №9 по теме: «Работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст». Практическая работа №10 по теме: «Знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок». 5. Графическая информация и компьютер Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. Практическая работа №11 по теме: «Создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов». Практическая работа №12 по теме: «Основные приёмы редактирование изображения». Практическая работа №13 по теме: «Знакомство с работой в среде редактора векторного типа». Практическая работа №14 по теме: «Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора». 6. Мультимедиа и компьютерные презентации Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Практическая работа №15 по теме: «Освоение работы с программным пакетом создания презентаций». Практическая работа №16 по теме: «Создание презентации, содержащей графические изображения, текст». Практическая работа №17 по теме: «Создание презентации, содержащей анимацию и звук». Практическая работа №18 по теме: «Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора». Практическая работа №19 по теме: «Использование записанного изображения и звука в презентации». Таблица 2. Распределение часов по классам и разделам (8 класс) № п/п Учебная тема 1. 2. 3. 4. 5. 6. Итого: Техника безопасности в компьютерном классе Системы счисления. Элементы математической логики. Табличные вычисления на компьютере. Передача информации в компьютерных сетях. Резерв (Повторение) Кол-во часов теория практика 1 3 4 4 4 3 6 3 3 3 34 8 класс (34 часа) 1. Системы счисления Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развёрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах счисления. Римская система счисления. Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно. Арифметические операции в двоичной системе счисления. Практическая работа №1:Перевод 10-чного числа в 2-чное и наоборот. Практическая работа №2:Перевод 10-чного числа в 8-чное и наоборот. Практическая работа №3:Перевод 10-чного числа в 16-чное и наоборот. Практическая работа №4:Другие системы счисления. 2. Элементы математической логики Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций. Определение истинности составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний. Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений. Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера. Практическая работа №5: Построение сложных логических высказываний. Практическая работа №6:Таблицы истинности. Практическая работа №7: .Диаграммы Эйлера. Практическая работа №8:Решение логических задач табличным способом. 3.Табличные вычисления в компьютере Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практическая работа №9 по теме: «Работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул». Практическая работа №10 по теме: «Создание электронной таблицы для решения расчетной задачи». Практическая работа №11 по теме: «Решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк)». Практическая работа №12 по теме: «Использование встроенных графических средств». Практическая работа №13,14 по теме: «Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы». 4.Передача информации в компьютерных сетях Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет, WWW, поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные ученые порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов и документов). Практическая работа №15 по теме: «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами». Практическая работа №6 по теме: «Работа в Интернете с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами, работа с архиваторами». Практическая работа №17 по теме: «Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете. Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов)». Практическая работа №18 по теме: «Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора». Таблица 3. Распределение часов по классам и разделам( 9 класс ) № п/п Учебная тема Кол-во часов Техника безопасности в компьютерном классе. Информационное моделирование. 3. Управление и алгоритмы 4. Введение в программирование Хранение 5. и обработка информации в базах данных. 4. Информационные технологии и общество 5 Повторение Итого: 9 класс (51 час) 1. 2. теория 1 4 4 5 2 2 практика 6 7 14 3 1 2 51 1.Информационное моделирование Понятие модели; модели натуральные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Иерархия (дерево). Графы. Практическая работа №1 по теме: «Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей (табличных)». Практическая работа №2 по теме: «Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей». Практическая работа №3 по теме: Определение оптимального маршрута в графе. Практическая работа №4 по теме: Определение количества путей в графе. Практическая работа №5 по теме: Определение количества путей в графе по заданному условию. Практическая работа №6 по теме: Структуризация информации (деревья). 2.Управление и алгоритмы Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнения, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практическая работа №7по теме: «Работа с учебным исполнителем алгоритмов». Практическая работа №8 по теме: «Составление линейных алгоритмов управления исполнителем». Практическая работа №9 по теме: «Составление ветвящихся алгоритмов управления исполнителем». Практическая работа №10 по теме: «Составление циклических алгоритмов управления исполнителем». Практическая работа №11 по теме: «Составление алгоритмов со сложной структурой». Практическая работа №12 по теме: «Использование вспомогательных алгоритмов (процедур)». Практическая работа №13 по теме: «Использование вспомогательных алгоритмов (подпрограмм)». 3.Введение в программирование Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, откладка, тестирование. Практическая работа №14 по теме: «Знакомство с системой программирования на языке «Паскаль». Практическая работа №15 по теме: «Ввод, трансляция и исполнение данной программы». Практическая работа №16 по теме: «Разработка линейных программ». Практическая работа №17 по теме: «Исполнение линейных программ». Практическая работа №18,19 по теме: «Разработка ветвящихся программ». Практическая работа №20 по теме: «Исполнение ветвящихся программ». Практическая работа №21, №22 по теме: «Разработка циклических программ». Практическая работа №23 по теме: «Исполнение циклических программ». Практическая работа №24 по теме: «Программирование обработки массивов (создание)». Практическая работа №25, №26 по теме: «Программирование обработки массивов (поиск)». Практическая работа №27 по теме: «Программирование обработки массивов (сортировка)». 4.Хранение и обработка информации в базах данных Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Практическая работа №28 по теме: « Условная функция в MS Excel». Практическая работа №29 по теме: «Поиск информации в MS Excel по заданному условию». Практическая работа №30 по теме: «Сортировка информации в MS Excel». 5.Информационные технологии и общество Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. Перечень УУД 7 – 9 класс Личностные: Самоопределение; Смыслообразование; Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Регулятивные: Выполнение пробного учебного действия; Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: Целеполагание; Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия классификация; Извлечение необходимой информации из текстов; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Определение основной и второстепенной информации; Постановка и формулирование проблемы; Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.