Рабочая программа по физике 7-9 класс ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 5 пгт.Сибирцево

Пояснительная записка
Рабочая программа по физике основного общего образования составлена в соответствии с
ФГОС, с учетом примерной основной образовательной программы, целей и задач основной
образовательной программы МБОУСОШ № 5.

Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью
общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас
мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие
свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и
результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития
общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании.
Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на
темпы развития научно-технического прогресса.
Программа рассчитана на изучение базового курса физики учащимися 7- 9
классов в течение 208 часов (в том числе в 7 классе - 70 учебных часов из расчета
2 часа в неделю, в 8 классе - 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю и в 9
классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю) в соответствии с учебным
планом МБОУСОШ №5
Преподавание курса «Физика» в 7-9 классе ориентировано на использование
учебников:
 А.В. Перышкин Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений.- М.: Дрофа, 2015 г.
 А.В. Перышкин Физика 8 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений.- М.: Дрофа, 2015 г.
 А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика 9 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2015 г., которые входят в
Федеральный перечень учебников, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067
«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на
2013/14 учебный год".
.

7 класс Первоначальные сведения о строении вещества
Ученик научится:
распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение
объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая
сжимаемость жидкостей и твердых тел;
 различать основные признаки изученных физических моделей строения
газов, жидкостей и твердых тел;
ученик получит возможность научиться:
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых
явлениях;
 находить

адекватную

предложенной

задаче

физическую

модель,

разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с
использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
7 класс Взаимодействие тел. Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Работа, мощность, энергия.
Ученик научится:
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и
неравномерное движение, равномерное движение, инерция, взаимодействие тел,
передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное
давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось
вращения;
 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя
физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила (сила
тяжести, сила упругости, сила трения), давление, кинетическая энергия,
потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при
совершении работы с использованием простого механизма, сила трения; при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную

физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической
величины;
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя
физические законы: закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом
различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
 решать задачи, используя физические законы (закон Гука, закон Паскаля,
закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость,
масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия,
потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД
простого механизма, сила трения скольжения): на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность
полученного значения физической величины.
ученик получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения

в

окружающей

среде;

приводить

примеры

практического

использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
 различать границы применимости физических законов, ограниченность
использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
 находить

адекватную

предложенной

задаче

физическую

модель,

разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с
использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного
значения физической величины.

8 класс Тепловые явления
Ученик научится:
 распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний

основные свойства или условия протекания этих явлений: тепловое равновесие,
испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха,
различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение),
агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и
выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от
давления;
 описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя
физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура,
удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного
действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический
смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить
формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами,
вычислять значение физической величины;
 анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя
основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон
сохранения энергии;
 приводить примеры практического использования физических знаний о
тепловых явлениях;
 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых
процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты,
температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления,
удельная

теплота

парообразования,

удельная

теплота

сгорания

топлива,

коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа
условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины,
законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической величины.
ученик получит возможность научиться:
 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими

устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий
работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
 различать границы применимости физических законов, понимать
всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения
энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
 находить

адекватную

предложенной

задаче

физическую

модель,

разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с
использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
8 класс Электрические и магнитные явления
ученик научится:
 распознавать

электромагнитные

явления

и

объяснять

на

основе

имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия
(тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная
индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся
заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу,
электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и
преломление света, дисперсия света.
 составлять
параллельным

схемы

соединением

электрических

цепей

элементов,

различая

с

последовательным
условные

и

обозначения

элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат,
лампочка, амперметр, вольтметр).
 использовать оптические схемы для построения изображений в плоском
зеркале и собирающей линзе.
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления,
используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое
напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества,
работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая
сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при

описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами.
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы,
используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон
Ома

для

участка

цепи,

закон

Джоуля-Ленца,

закон

прямолинейного

распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом
различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
 приводить примеры практического использования физических знаний о
электромагнитных явлениях
 решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка
цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон
отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические
величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление,
удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока,
фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн,
длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при
последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа
условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины,
законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической величины.
ученик получит возможность научиться:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной
жизни

для

обеспечения

безопасности

при

обращении

с

приборами

и

техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния
электромагнитных излучений на живые организмы;
 различать границы применимости физических законов, понимать
всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического
заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для

участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на
основе эмпирически установленных фактов;
 находить

адекватную

предложенной

задаче

физическую

модель,

разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных
явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи
методов оценки.
9 класс Механические явления
ученик научится:
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и
неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное
движение, относительность механического движения, свободное падение тел,
равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное
движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами,
атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих
закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое
движение (звук);
 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя
физические

величины:

путь,

перемещение,

скорость,

ускорение,

период

обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости,
сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная
энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении
работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и
частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения
и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя

физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения,
принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III
законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон
Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение;
 различать

основные

признаки

изученных

физических

моделей:

материальная точка, инерциальная система отсчета;
 решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии,
закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы
Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон
Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость,
ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела,
кинетическая

энергия,

потенциальная

энергия,

механическая

работа,

механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения,
коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и
скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать
краткое

условие,

выделять

физические

величины,

законы

и

формулы,

необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность
полученного значения физической величины.
ученик получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения

в

окружающей

среде;

приводить

примеры

практического

использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических
последствий исследования космического пространств;
 различать границы применимости физических законов, понимать
всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической
энергии,

закон

сохранения

импульса,

закон

всемирного

тяготения)

и

ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
 находить

адекватную

предложенной

задаче

физическую

модель,

разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с
использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
9 класс Квантовые явления
ученик научится:
 распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и
искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого
спектра излучения атома;
 описывать

изученные

квантовые

явления,

используя

физические

величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия
фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение
физической величины;
 анализировать квантовые явления, используя физические законы и
постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда,
закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения
света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение;
 различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной
модели атомного ядра;
 приводить
использования

примеры

проявления

радиоактивности,

в

ядерных

природе
и

и

практического

термоядерных

реакций,

спектрального анализа.
ученик получит возможность научиться:
 использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с
приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц,
дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения

в окружающей среде;
 соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
 приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые
организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его
использования;
 понимать экологические проблемы, возникающие при использовании
атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы
использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
ученик научится:
 указывать названия планет Солнечной системы; различать основные
признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет
относительно звезд;
 понимать

различия

между

гелиоцентрической

и

геоцентрической

системами мира;
ученик получит возможность научиться:
 указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планетгигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться
картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
 различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура)
соотносить цвет звезды с ее температурой;
 различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
По окончании курса физики основного общего образования:
Выпускник научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело,
физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических
методов;

анализировать

отдельные

этапы

проведения

исследований

и

интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических
свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать
проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного
оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание.

При

проведении

исследования

физических

явлений

измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических
величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
 понимать роль эксперимента в получении научной информации;
 проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние,
масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха,
напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при
этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие
методы оценки погрешностей измерений.
Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение
прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.
 проводить

исследование

зависимостей

физических

величин

с

использованием прямых измерений: при этом конструировать установку,
фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде
таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
 проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении
измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной
инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные
результаты с учетом заданной точности измерений;
 анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать
в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и
применять имеющиеся знания для их объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств,
условия их безопасного использования в повседневной жизни;
 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную

литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении
представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на
основе эмпирически установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по величине их
относительной погрешности при проведении прямых измерений;
 самостоятельно

проводить

косвенные

измерения

и

исследования

физических величин с использованием различных способов измерения физических
величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности
измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной
задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
 воспринимать

информацию

физического

содержания

в

научно-

популярной литературе и средствах массовой информации, критически
оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об
источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о физических
явлениях

на

основе

нескольких

источников

информации,

сопровождать

выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Содержание учебного курса
7 класс.
Полугодие
1

2

3
Итого

Содержание программы
Введение.
Первоначальные сведения о
строении вещества.
Взаимодействие тел.
Давление твердых тел, жидкостей
и газов.
Работа и мощность. Энергия.
повторение

Количество
часов

Количество
лабораторны
х работ

5
6

1
1

Количество
контрольных работ и
зачетов
1

21
19
15

4
2
2

1+2
1+2
1+1

4
70

10

4+5

8 класс.
Полугодие
1

2

Содержание программы
Тепловые явления.
Изменение агрегатных состояний
вещества
Электрические явления.
Электромагнитные явления.
Световые явления.

Итого

Количество
часов

Количество
лабораторны
х работ

12
11

2
1

Количество
контрольных работ и
зачетов
1
1

28
5
12
68

5
2
1
11

1
1
1
5

Количество
часов

Количество
лабораторны
х работ

9 класс.

1

Законы взаимодействия и
движения тел

26

2

Количество
контрольных работ и
зачетов
1+1

2

Механические колебания и волны.
Звук.
Электромагнитное поле.
Строение атома и атомного ядра.
Строение и эволюция Вселенной.
повторение

9
13
12
4

3
1

1+1
1
1
-

4
68

7

4 +2

Полугодие

3
Итого

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
Физика и физические методы изучения природы (5 ч)
Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание
физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.
Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная
система единиц.
Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль
физики в формировании естественнонаучной грамотности.
Лабораторные работы:
1.Определение цены деления измерительного цилиндра.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в
газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и
отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел,
жидкостей и газов.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в
газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и
отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел,
жидкостей и газов.
Лабораторные работы:
2.Определение размеров малых тел.
Взаимодействие тел (21 ч)
Механическое
движение.
Скорость
механического
движения.
Инерция.
Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Явление
тяготения. Сила тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Вес тела.
Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и
технике.
Лабораторные работы:
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5.Определение плотности твердого тела.
6.Измерение силы с помощью динамометра.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (19 ч)
Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление
жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся
сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт
Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические
механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова
сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.
Лабораторные работы:
7.Измерение выталкивающей (архимедовой) силы.
8.Выяснение условий плавания тел в жидкости.
Работа и мощность. Энергия (15 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела,
имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг.
Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные
блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»).

Коэффициент полезного действия механизма. Потенциальная и кинетическая энергия.
Превращение одного вида механической энергии в другой.
Лабораторные работы:
9.Выяснение условия равновесия рычага.
10.Определение КПД наклонной плоскости.
Повторение – (4ч).
8 класс.
(68 часов, 2 часа в неделю)
Тепловые явления (23 ч)
Тепловое движение атомов и молекул.
Броуновское движение. Тепловое равновесие.
Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя
энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.
Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон
сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и
отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация.
Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение.
Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и
конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в
тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель).
КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Лабораторные работы:
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2.Определение удельной теплоемкости твердого тела.
3-4.Наблюдение за охлаждением воды при ее испарении и определение влажности воздуха.
Электрические явления (28 ч)
Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических
зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон
сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества.
Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического
поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия
электрического поля конденсатора.
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части.
Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах.
Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы
сопротивления.
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление.
Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.
Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность
электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца.
Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.
Лабораторные работы
5.Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных участках.
6.Измерение напряжения на различных участках цепи.
7.Регулирование силы тока реостатом и измерение сопротивления проводника с помощью
амперметра и вольтметра.
8.Определение работы и мощности электрического тока.
Магнитные явления (5ч)
Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле
Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов.

Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила
Ампера и сила Лоренца. Электродвигатель.
Лабораторные работы
9.Сборка электромагнита и испытание его действия.
10. Изучение электрического двигателя постоянного тока.
Световые явления (11 ч)
Источники света. Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света.
Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила
линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая
система. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.
Лабораторные работы:
11. Получение изображений с помощью собирающей линзы.
9 класс
( 68 часов, 2 часа в неделю)
Механические явления - 26 ч.
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность
механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания
движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время
движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение
по окружности. Первый закон Ньютона и инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила.
Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила
тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость.
Связь между силой тяжести и массой тела.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность.
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической
энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Лабораторные работы:
1.Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2.Измерение ускорения свободного падения.
Механические колебания и волны. Звук. - 9 ч
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические
волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота
тона звука.
Лабораторные работы:
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.
Электромагнитные явления - 13ч
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное
поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с
током. Применение электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и
движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электродвигатель. Явление
электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток.
Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и
их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на
живые организмы.
Свет – электромагнитная волна. Скорость света.
Лабораторные работы:
4.Изучение явления электромагнитной индукции.

5. Наблюдение явления дисперсии света
6. Наблюдение линейчатых спектров излучения
Квантовые явления - 12ч
Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания
света атомами. Линейчатые спектры.
Опыты Резерфорда.
Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности
массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Период
полураспада. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции.
Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы
атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые
организмы.
Лабораторные работы:
7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Строение и эволюция Вселенной – 4 ч.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел
Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд.
Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.
Повторение– 4ч.

Общие подходы к оценке учебных достижений учащихся по физике
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное
понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей,
законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и
законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц
и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит
ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет
применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по
курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет
основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного
плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без
использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении
других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух
недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью
учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает
физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе
имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует
дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные
знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но
затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул;
допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех
негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными
знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов,
чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один
из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не
более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно
или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых
ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти
недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов
превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с
грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном
объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и
измерений;
самостоятельно
и
рационально
монтирует
необходимое
оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих
получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил
безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи,
таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ
погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в
соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более
одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не
полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить
правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений
были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не
полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные
выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований
правил безопасного труда.
Перечень ошибок
I. Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений
теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических
величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических
явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные
объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач,
аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие
неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование
решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование,
провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные
для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным
приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении
эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных
неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки,
вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности
чертежей, графиков, схем.
3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических
величин.
4. Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы
вычислений, преобразований и решения задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не
искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».