1
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию основного общего образования составлена в
соответствии с ФГОС, с учетом примерной основной образовательной программы, целей и
задач основной образовательной программы ОУ.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
воспитание общероссийской идентичности, гражданской и социальной ответственности,
уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом
возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию
способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению
мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего
подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой
деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений?,
которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина;
овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически
осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейнобытовых отношений; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать
предпрофильному самоопределению школьников.
Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе
определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и
особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов.
Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная
нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. Количество недель – 35. На долю
инвариативной (обязательной) части предмета отводится 70% . Часы вариативной части
распределены между 7 из 9 разделов и направлены на углубление содержания учебного
материала.
Для изучения предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования в 5-9
классах используется предметная линия учебников «Обществознание. 5 – 9 классы» под
редакцией Л. Н. Боголюбова и др.
2
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
5 класс
По окончанию учебного года ученик научится:
Человек. Деятельность человека:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики
его природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста.
Социальные нормы:
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества.
Сфера духовной культуры:
• оценивать роль образования в современном обществе.
Социальная сфера:
• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
• характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе;
• раскрывать основные роли членов семьи;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Гражданин и государство:
• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства.
Экономика:
• характеризовать экономику семьи.
По окончанию учебного года ученик получит возможность научиться:
Социальная сфера:
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
семейных конфликтов;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной
политике из адаптированных источников различного типа.
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый
образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
безопасности жизнедеятельности.
6 класс
По окончанию учебного года ученик научится:
Человек. Деятельность человека:
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и
основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей
человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
3
Социальные нормы:
• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
• различать отдельные виды социальных норм;
• характеризовать основные нормы морали.
По окончанию учебного года ученик получит возможность научиться
Человек. Деятельность человека:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных
с деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия
группы на человека, делать выводы.
Социальные нормы:
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
7 класс
По окончанию учебного года ученик научится:
Общество
• характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества,
раскрывать причины экологического кризиса;
• на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;
• конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Социальные нормы
• характеризовать специфику норм права;
• сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
• раскрывать сущность процесса социализации личности.
Экономика
• объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
• различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;
• характеризовать функции денег и их роль в экономике;
• раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
• раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• анализировать структуру семейного бюджета;
• использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
• обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
По окончанию учебного года получит возможность научиться:
Общество
• осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека.
Экономика
4
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
8 класс
По окончанию учебного года ученик научится:
Общество:
• демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль
природы в жизни человека;
• распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
• характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
Социальные нормы
• критически
осмысливать
информацию
морально-нравственного
характера,
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные
данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
• объяснять причины отклоняющегося поведения;
• описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося
поведения.
Экономика
• раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
• характеризовать основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах;
• характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать
действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
• объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать
структуру бюджета государства;
• называть и конкретизировать примерами виды налогов;
• анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности.
Сфера духовной культуры.
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое
мнение о явлениях культуры;
• описывать явления духовной культуры;
• объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
• различать уровни общего образования в России;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
5
• описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное
отношение к ним;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
• раскрывать роль религии в современном обществе;
• характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Социальная сфера жизни
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать
основные социальные общности и группы;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства;
• выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
• приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
• описывать основные социальные роли подростка;
• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения.
По окончанию учебного года получит возможность научиться:
Общество
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития.
Экономика
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
• анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики
и модели поведения потребителя;
• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека.
Сфера духовной культуры
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера общества
• раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
историзма;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодежи;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
9 класс
По окончанию учебного года ученик научится:
• объяснять роль политики в жизни общества;
• различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
• давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
6
• различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
• раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
• называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
• характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Гражданин и государство
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть
органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
• объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
• раскрывать достижения российского народа;
• объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
• характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
• аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
• использовать знания и умения для формирования способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы Российского законодательства
• характеризовать систему российского законодательства;
• раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
• характеризовать гражданские правоотношения;
• раскрывать смысл права на труд;
• объяснять роль трудового договора;
• разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
• характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
• характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
• конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
• характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
• раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нормами поведения, установленными законом.
По окончанию учебного года получит возможность научиться:
Политика
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные выводы.
Гражданин и государство
• аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
• использовать знания и умения для формирования способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы Российского законодательства
7
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный
возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.
3. Содержание учебного курса
Таблица 1. Распределение часов по классам и разделам
Раздел
Инвариативная часть
Введение
Человек. Деятельность
человека
Общество
Социальные нормы
классы
5
21
+1
5+2
125
+5
25+6
6
24
+1
18+4
12
8
25
+1
2
6
6
6+2
2+2
17+9
3+1
Сфера духовной
культуры
7+2
1+1
6+1
Социальная сфера жизни
общества
12+4
9+3
3+1
Политическая сфера
жизни общества
10
Гражданин и государство
Основы российского
законодательства
6+4
7
25
+1
9
30
+1
10
3+1
11+1
8
12+2
12+2
Экономика
19+11
+3
Повторение
Вариативная часть
итого
10
50
175
+2
14
35
знаком «+» добавляются часы из вариативной части.
8
13+5
+2
11
35
+2
10
35
6+3
+2
10
35
+2
5
35
5 класс
Человек. Деятельность человека. 7 часов
Черты сходства и различий человека и животного. Основные возрастные периоды жизни
человека. Отношения между поколениями.
Сфера духовной культуры. 2 часа
Образование, его значимость в условиях информационного общества. Самообразование.
Социальная сфера жизни общества. 12 часов
Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции.
Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Этнос и нация. Россия – многонациональное
государство. Социальная политика Российского государства.
Экономика. 3 часа
Экономические функции домохозяйства. Источники доходов и расходов семьи.
Гражданин и государство. 4 часа
Наше государство – Российская Федерация. Государственные символы России.
Социальные нормы. 4 часа.
Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия.
6 класс
Человек. Деятельность человека. 22 часа
Биологическое и социальное в человеке. Способности и потребности человека. Особые
потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие
видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение.
Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные
отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и
способы их разрешения.
Социальные нормы. 10 часов
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные
нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.
Нравственность. Гуманизм.
7 класс
Социальные нормы. 8 часов
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Социализация
личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Социальный контроль.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право
и мораль: общее и различия.
9
Общество. 6 часов
Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности.
Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Экономика. 18 часов
Понятие экономики. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Распределение. Обмен. Потребление. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции.
Издержки, выручка, прибыль. Каким должен быть современный работник. Выбор
профессии. Заработная плата и стимулирование труда.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты.
Формы дистанционного
банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые
услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и
финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от
финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Семейный бюджет.
Источники доходов и расходов семьи.
8 класс
Человек. Деятельность человека. 2 часа
Биологическое и социальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность.
Особенности подросткового возраста.
Общество. 6 часов
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы.
Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Типы обществ. Современное российское общество, особенности его
развития.
Социальные нормы. 4 часа
Мораль, ее основные принципы. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в
жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Добро и зло. Долг. Совесть.
Моральная
ответственность.
Отклоняющееся
алкоголизма для человека и общества.
Сфера духовной культуры. 7 часов
10
поведение.
Опасность
наркомании
и
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества.
Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.
Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в
Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация.
Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни
общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние
искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества. 4 часов
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус
личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте.
Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация.
Национальное самосознание. Отношения между нациями. Социальная политика Российского
государства.
Экономика. 9 часов
Роль экономики в жизни общества. Производство - основа экономики. Факторы
производства.
Производительность
труда.
Разделение
труда
и
специализация.
Собственность. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный
механизм. Предпринимательская деятельность. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок
труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства.
Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных
эпох.
Потребление домашних хозяйств. Активы и пассивы. Личный финансовый план.
Сбережения. Инфляция.
9 класс.
Политическая сфера жизни общества. 10 часов
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные
признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы
правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим.
Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей.
Участие
граждан
в
политической
жизни.
Опасность
политического
экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество.
Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения.
Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство. 8 часов
11
Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные
основы государственного строя Российской Федерации. Россия – федеративное государство.
Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской
Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное
Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система
Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и
правах ребенка.
Основы российского законодательства. 14 часов.
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений.
Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право
собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты
гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его
значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства.
Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без
попечения
родителей.
Особенности
административно-правовых
отношений.
Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право,
основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели
наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права
ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в
возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и
наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов
12
4. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Таблица 2. Тематическое планирование на 5 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
Раздел
Введение.
Что изучает
обществознан
ие.
Человек.
Деятельность
человека
Сфера
духовной
культуры
Социальна
я сфера жизни
общества
Экономика
Гражданин
и государство
Социальны
е нормы.
Повторени
8
Количе
ство
часов
+1
7 (5+2)
Темы
Количество
часов
+1
Природа человека
Основные возрастные периоды в
жизни человека
2 (1+1)
12
(9+3)
3(+3)
4(3+1)
4(3+1)
+1
2
Отношения между поколениями
Труд – основа жизни
Ученье
Образование в жизни человека
1
2
+1
1+1
Малые и большие группы
Отрочество – особая пора в жизни
человека
Одноклассники, сверстники, друзья
Национальность
Россия - многонациональное
государство
Семья и семейные отношения
Семейные ценности и традиции
Досуг семьи
Как государство заботится о семье
+1
1
Семейное хозяйство
Гражданин России
Наше государство – Российская
федерация.
Государственные символы
Гражданственность и патриотизм
Социальная значимость здорового
образа жизни
+3
+1
1
+2
1
1
1
2
2
+1
+1
2
2
1+1
+2
е
13
Таблица 3. Тематическое планирование на 6 класс
№
Раздел
1
2
Введение
Человек.
Деятельность
человека
Кол
ичеств
о часов
1
22
(18+4)
Темы
Количество
часов
Человек-личность
+1
2
Способности и потребности
3
Деятельность и ее многообразие
4+1
Познание
3
Человек в малой группе.
Межличностные отношения.
Общение
Социальные
нормы
3
Повторение
4
10
(6+4)
4+2
2
На пути к жизненному успеху
+1
Социальные нормы
3+2
Мораль
3+2
2
+2
Таблица 4. Тематическое планирование на 7 класс
№
1
2
3
Раздел
Введение
Социальные
нормы
Общество
Количе
ство
часов
1
8 (6+2)
6
Темы
Количество
часов
Социальные нормы как
регулятор поведения человека в
обществе
Социализация личности
+1
1
2
Социальный контроль
1+1
Роль права в жизни общества
2+1
Глобализация современного
общества
14
2
4
5
Экономика
Повторение
18
(13+5)
Глобальные проблемы
человечества
4
Экономика и ее основные
участники
Распределение. Обмен.
Потребление
Банковские услуги
Страхование и инвестиции
Пенсионное обеспечение
Экономика семьи
3+1
2
3+1
1+1
2
2
2+2
+2
Таблица 5. Тематическое планирование на 8 класс
№
Раздел
1
2
Введение
Человек.
Деятельность
человека.
3
4
Общество
Социальные
нормы
Количе
ство
часов
1
2
6
4 (2+2)
5
Сфера
духовной
культуры
7 (6+1)
6
Социальная
сфера жизни
общества
4 (3+1)
7
Экономика
9 (6+3)
8
Повторение
2
Темы
Количество
часов
Биологическое и социальное в
человеке
Особенности подросткового
возраста
Общество как форма
жизнедеятельности людей
Типы обществ
+1
1
1
2
2
Современное российское
общество.
2
Роль морали в жизни человека
и общества
Отклоняющееся поведение
Культура и ее многообразие
Наука
Образование
Религия
Искусство
Социальная структура
общества
Нации и межнациональные
отношения
Социальная политика
Российского государства
Производство
Типы экономических систем
Роль государства в экономике
Потребление домашних
хозяйств
1+2
1
1
1
2
1+1
1
1+1
1
1
2
2+1
1+1
1+1
+2
15
Таблица 6. Тематическое планирование на 9 класс
№
1
2
3
4
5
Раздел
Введение
Политическая
сфера жизни
общества.
Гражданин и
государство
Основы
российского
законодательст
ва
Повторение
Количе
ство
часов
1
10
8
14
(12+2)
Темы
Количество
часов
Роль политики в жизни
общества
Государство. Правовое
государство
Гражданское общество
+1
1
5
2
Межгосударственные
отношения
Конституция РФ
2
Механизмы реализации и
защиты прав и свобод человека и
гражданина в РФ.
2
Основные международные
документы о правах человека и
правах ребенка.
1
Система российского
законодательства
Гражданские правоотношения
Право на труд и трудовые
правоотношения
Семейные правоотношения
Особенности
административно-правовых
отношений
Уголовное право
Права ребенка и их защита
Международное гуманитарное
право
3
2
5
2
2
2
1
1
1+1
+1
+2
16
Таблица 7. Лист корректировки рабочей программы
Класс
Название
раздела,
темы
Дата
проведения
по плану
Дата
Причина
Корректирующие проведения по
корректировки
мероприятия
факту
17
18