Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС

1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию основного общего образования составлена в
соответствии с ФГОС, с учетом примерной основной образовательной программы, целей и
задач основной образовательной программы ОУ.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
 воспитание общероссийской идентичности, гражданской и социальной ответственности,
уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закреплённым в Конституции РФ;

развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом
возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию
способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению
мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
 формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего
подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой
деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений?,
которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина;

овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически
осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
 формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейнобытовых отношений; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать
предпрофильному самоопределению школьников.
Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе
определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и
особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов.
Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная
нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. Количество недель – 35. На долю
инвариативной (обязательной) части предмета отводится 70% . Часы вариативной части
распределены между 7 из 9 разделов и направлены на углубление содержания учебного
материала.
Для изучения предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования в 5-9
классах используется предметная линия учебников «Обществознание. 5 – 9 классы» под
редакцией Л. Н. Боголюбова и др.

2

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
5 класс
По окончанию учебного года ученик научится:
Человек. Деятельность человека:

использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики
его природы;

характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста.
Социальные нормы:

раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества.
Сфера духовной культуры:
• оценивать роль образования в современном обществе.
Социальная сфера:
• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
• характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе;
• раскрывать основные роли членов семьи;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Гражданин и государство:
• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства.
Экономика:
• характеризовать экономику семьи.
По окончанию учебного года ученик получит возможность научиться:
Социальная сфера:
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
семейных конфликтов;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной
политике из адаптированных источников различного типа.
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый
образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
безопасности жизнедеятельности.
6 класс
По окончанию учебного года ученик научится:
Человек. Деятельность человека:

в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и
основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей
человека;

приводить примеры основных видов деятельности человека;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
3

Социальные нормы:
• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
• различать отдельные виды социальных норм;
• характеризовать основные нормы морали.
По окончанию учебного года ученик получит возможность научиться
Человек. Деятельность человека:

выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных
с деятельностью человека;

оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;

моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия
группы на человека, делать выводы.
Социальные нормы:

оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
7 класс
По окончанию учебного года ученик научится:
Общество
• характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества,
раскрывать причины экологического кризиса;
• на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;
• конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Социальные нормы
• характеризовать специфику норм права;
• сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
• раскрывать сущность процесса социализации личности.
Экономика
• объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
• различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;
• характеризовать функции денег и их роль в экономике;
• раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
• раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• анализировать структуру семейного бюджета;
• использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
• обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
По окончанию учебного года получит возможность научиться:
Общество
• осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека.
Экономика
4

• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
8 класс
По окончанию учебного года ученик научится:
Общество:
• демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль
природы в жизни человека;
• распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
• характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
Социальные нормы
• критически
осмысливать
информацию
морально-нравственного
характера,
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные
данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
• объяснять причины отклоняющегося поведения;
• описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося
поведения.
Экономика
• раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
• характеризовать основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах;
• характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать
действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
• объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать
структуру бюджета государства;
• называть и конкретизировать примерами виды налогов;
• анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности.
Сфера духовной культуры.
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое
мнение о явлениях культуры;
• описывать явления духовной культуры;
• объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
• различать уровни общего образования в России;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
5

• описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное
отношение к ним;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
• раскрывать роль религии в современном обществе;
• характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Социальная сфера жизни
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать
основные социальные общности и группы;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства;
• выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
• приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
• описывать основные социальные роли подростка;
• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения.
По окончанию учебного года получит возможность научиться:
Общество
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития.
Экономика
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
• анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики
и модели поведения потребителя;
• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека.
Сфера духовной культуры
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера общества
• раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
историзма;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодежи;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
9 класс
По окончанию учебного года ученик научится:
• объяснять роль политики в жизни общества;
• различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
• давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
6

• различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
• раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
• называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
• характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Гражданин и государство
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть
органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
• объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
• раскрывать достижения российского народа;
• объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
• характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
• аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
• использовать знания и умения для формирования способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы Российского законодательства
• характеризовать систему российского законодательства;
• раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
• характеризовать гражданские правоотношения;
• раскрывать смысл права на труд;
• объяснять роль трудового договора;
• разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
• характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
• характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
• конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
• характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
• раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нормами поведения, установленными законом.
По окончанию учебного года получит возможность научиться:
Политика
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные выводы.
Гражданин и государство
• аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
• использовать знания и умения для формирования способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы Российского законодательства
7

• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный
возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.

3. Содержание учебного курса
Таблица 1. Распределение часов по классам и разделам
Раздел
Инвариативная часть
Введение
Человек. Деятельность
человека
Общество
Социальные нормы

классы

5
21
+1
5+2

125
+5
25+6

6
24
+1
18+4

12

8
25
+1
2

6

6

6+2

2+2

17+9

3+1

Сфера духовной
культуры

7+2

1+1

6+1

Социальная сфера жизни
общества

12+4

9+3

3+1

Политическая сфера
жизни общества

10

Гражданин и государство
Основы российского
законодательства

6+4

7
25
+1

9
30
+1

10

3+1

11+1

8
12+2

12+2

Экономика

19+11

+3

Повторение
Вариативная часть
итого

10
50
175

+2
14

35

знаком «+» добавляются часы из вариативной части.

8

13+5
+2
11
35

+2
10
35

6+3
+2
10
35

+2
5
35

5 класс
Человек. Деятельность человека. 7 часов
Черты сходства и различий человека и животного. Основные возрастные периоды жизни
человека. Отношения между поколениями.
Сфера духовной культуры. 2 часа
Образование, его значимость в условиях информационного общества. Самообразование.
Социальная сфера жизни общества. 12 часов
Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции.
Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Этнос и нация. Россия – многонациональное
государство. Социальная политика Российского государства.
Экономика. 3 часа
Экономические функции домохозяйства. Источники доходов и расходов семьи.
Гражданин и государство. 4 часа
Наше государство – Российская Федерация. Государственные символы России.
Социальные нормы. 4 часа.
Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия.

6 класс
Человек. Деятельность человека. 22 часа
Биологическое и социальное в человеке. Способности и потребности человека. Особые
потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие
видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение.
Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные
отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и
способы их разрешения.
Социальные нормы. 10 часов
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные
нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.
Нравственность. Гуманизм.

7 класс
Социальные нормы. 8 часов
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Социализация
личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Социальный контроль.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право
и мораль: общее и различия.
9

Общество. 6 часов
Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности.
Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Экономика. 18 часов
Понятие экономики. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Распределение. Обмен. Потребление. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции.
Издержки, выручка, прибыль. Каким должен быть современный работник. Выбор
профессии. Заработная плата и стимулирование труда.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты.

Формы дистанционного

банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые
услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и
финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от
финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Семейный бюджет.
Источники доходов и расходов семьи.

8 класс
Человек. Деятельность человека. 2 часа
Биологическое и социальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность.
Особенности подросткового возраста.
Общество. 6 часов
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы.
Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Типы обществ. Современное российское общество, особенности его
развития.
Социальные нормы. 4 часа
Мораль, ее основные принципы. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в
жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Добро и зло. Долг. Совесть.
Моральная

ответственность.

Отклоняющееся

алкоголизма для человека и общества.
Сфера духовной культуры. 7 часов

10

поведение.

Опасность

наркомании

и

Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества.
Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.
Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в
Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация.
Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни
общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние
искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества. 4 часов
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус
личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте.
Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация.
Национальное самосознание. Отношения между нациями. Социальная политика Российского
государства.
Экономика. 9 часов
Роль экономики в жизни общества. Производство - основа экономики. Факторы
производства.

Производительность

труда.

Разделение

труда

и

специализация.

Собственность. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный
механизм. Предпринимательская деятельность. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок
труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства.
Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных
эпох.
Потребление домашних хозяйств. Активы и пассивы. Личный финансовый план.
Сбережения. Инфляция.

9 класс.
Политическая сфера жизни общества. 10 часов
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные
признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы
правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим.
Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей.
Участие

граждан

в

политической

жизни.

Опасность

политического

экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество.
Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения.
Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство. 8 часов
11

Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные
основы государственного строя Российской Федерации. Россия – федеративное государство.
Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской
Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное
Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система
Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и
правах ребенка.
Основы российского законодательства. 14 часов.
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений.
Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право
собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты
гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его
значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства.
Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без
попечения

родителей.

Особенности

административно-правовых

отношений.

Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право,
основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели
наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права
ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в
возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и
наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов

12

4. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Таблица 2. Тематическое планирование на 5 класс
№

1

2

3

4

5
6

7

Раздел
Введение.
Что изучает
обществознан
ие.
Человек.
Деятельность
человека

Сфера
духовной
культуры
Социальна
я сфера жизни
общества

Экономика
Гражданин
и государство
Социальны
е нормы.
Повторени

8

Количе
ство
часов
+1

7 (5+2)

Темы

Количество
часов
+1

Природа человека

Основные возрастные периоды в
жизни человека

2 (1+1)

12
(9+3)

3(+3)
4(3+1)

4(3+1)

+1
2

Отношения между поколениями
Труд – основа жизни
Ученье
Образование в жизни человека

1
2
+1
1+1

Малые и большие группы
Отрочество – особая пора в жизни
человека
Одноклассники, сверстники, друзья
Национальность
Россия - многонациональное
государство
Семья и семейные отношения
Семейные ценности и традиции
Досуг семьи
Как государство заботится о семье

+1
1

Семейное хозяйство
Гражданин России
Наше государство – Российская
федерация.
Государственные символы
Гражданственность и патриотизм
Социальная значимость здорового
образа жизни

+3
+1
1

+2

1
1
1
2
2
+1
+1

2
2
1+1
+2

е

13

Таблица 3. Тематическое планирование на 6 класс
№

Раздел

1
2

Введение
Человек.
Деятельность
человека

Кол
ичеств
о часов
1
22
(18+4)

Темы

Количество
часов

Человек-личность

+1
2

Способности и потребности

3

Деятельность и ее многообразие

4+1

Познание

3

Человек в малой группе.
Межличностные отношения.
Общение

Социальные
нормы

3

Повторение

4

10
(6+4)

4+2
2

На пути к жизненному успеху

+1

Социальные нормы

3+2

Мораль

3+2

2

+2
Таблица 4. Тематическое планирование на 7 класс

№

1
2

3

Раздел
Введение
Социальные
нормы

Общество

Количе
ство
часов
1
8 (6+2)

6

Темы

Количество
часов

Социальные нормы как
регулятор поведения человека в
обществе
Социализация личности

+1
1

2

Социальный контроль

1+1

Роль права в жизни общества

2+1

Глобализация современного
общества
14

2

4

5

Экономика

Повторение

18
(13+5)

Глобальные проблемы
человечества

4

Экономика и ее основные
участники
Распределение. Обмен.
Потребление
Банковские услуги
Страхование и инвестиции
Пенсионное обеспечение
Экономика семьи

3+1

2

3+1
1+1
2
2
2+2
+2

Таблица 5. Тематическое планирование на 8 класс
№

Раздел

1
2

Введение
Человек.
Деятельность
человека.

3

4

Общество

Социальные
нормы

Количе
ство
часов
1
2

6

4 (2+2)

5

Сфера
духовной
культуры

7 (6+1)

6

Социальная
сфера жизни
общества

4 (3+1)

7

Экономика

9 (6+3)

8

Повторение

2

Темы

Количество
часов

Биологическое и социальное в
человеке
Особенности подросткового
возраста
Общество как форма
жизнедеятельности людей
Типы обществ

+1
1
1
2
2

Современное российское
общество.

2

Роль морали в жизни человека
и общества
Отклоняющееся поведение
Культура и ее многообразие
Наука
Образование
Религия
Искусство
Социальная структура
общества
Нации и межнациональные
отношения
Социальная политика
Российского государства
Производство
Типы экономических систем
Роль государства в экономике
Потребление домашних
хозяйств

1+2
1
1
1
2
1+1
1
1+1
1
1
2
2+1
1+1
1+1
+2

15

Таблица 6. Тематическое планирование на 9 класс
№

1
2

3

4

5

Раздел
Введение
Политическая
сфера жизни
общества.

Гражданин и
государство

Основы
российского
законодательст
ва

Повторение

Количе
ство
часов
1
10

8

14
(12+2)

Темы

Количество
часов

Роль политики в жизни
общества
Государство. Правовое
государство
Гражданское общество

+1
1
5
2

Межгосударственные
отношения
Конституция РФ

2

Механизмы реализации и
защиты прав и свобод человека и
гражданина в РФ.

2

Основные международные
документы о правах человека и
правах ребенка.

1

Система российского
законодательства
Гражданские правоотношения
Право на труд и трудовые
правоотношения
Семейные правоотношения
Особенности
административно-правовых
отношений
Уголовное право
Права ребенка и их защита
Международное гуманитарное
право

3

2

5

2
2
2
1

1
1+1
+1
+2

16

Таблица 7. Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название
раздела,
темы

Дата
проведения
по плану

Дата
Причина
Корректирующие проведения по
корректировки
мероприятия
факту

17

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».