1 1. Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию основного общего образования составлена в соответствии с ФГОС, с учетом примерной основной образовательной программы, целей и задач основной образовательной программы ОУ. Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание общероссийской идентичности, гражданской и социальной ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ; развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений?, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейнобытовых отношений; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников. Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. Количество недель – 35. На долю инвариативной (обязательной) части предмета отводится 70% . Часы вариативной части распределены между 7 из 9 разделов и направлены на углубление содержания учебного материала. Для изучения предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования в 5-9 классах используется предметная линия учебников «Обществознание. 5 – 9 классы» под редакцией Л. Н. Боголюбова и др. 2 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса 5 класс По окончанию учебного года ученик научится: Человек. Деятельность человека: использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста. Социальные нормы: раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества. Сфера духовной культуры: • оценивать роль образования в современном обществе. Социальная сфера: • характеризовать межнациональные отношения в современном мире; • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; • раскрывать основные роли членов семьи; • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. Гражданин и государство: • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства. Экономика: • характеризовать экономику семьи. По окончанию учебного года ученик получит возможность научиться: Социальная сфера: • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа. • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности. 6 класс По окончанию учебного года ученик научится: Человек. Деятельность человека: в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; приводить примеры основных видов деятельности человека; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов. 3 Социальные нормы: • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; • различать отдельные виды социальных норм; • характеризовать основные нормы морали. По окончанию учебного года ученик получит возможность научиться Человек. Деятельность человека: выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы. Социальные нормы: оценивать социальную значимость здорового образа жизни. 7 класс По окончанию учебного года ученик научится: Общество • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; • конкретизировать примерами опасность международного терроризма. Социальные нормы • характеризовать специфику норм права; • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; • раскрывать сущность процесса социализации личности. Экономика • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; • характеризовать функции денег и их роль в экономике; • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; • анализировать структуру семейного бюджета; • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. По окончанию учебного года получит возможность научиться: Общество • осознанно содействовать защите природы. Социальные нормы • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека. Экономика 4 • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. 8 класс По окончанию учебного года ученик научится: Общество: • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества. Социальные нормы • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; • объяснять причины отклоняющегося поведения; • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. Экономика • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; • называть и конкретизировать примерами виды налогов; • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности. Сфера духовной культуры. • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; • описывать явления духовной культуры; • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; • различать уровни общего образования в России; • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; 5 • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; • раскрывать роль религии в современном обществе; • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. Социальная сфера жизни • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; • выделять параметры, определяющие социальный статус личности; • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; • описывать основные социальные роли подростка; • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения. По окончанию учебного года получит возможность научиться: Общество • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития. Экономика • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека. Сфера духовной культуры • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода. Социальная сфера общества • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. 9 класс По окончанию учебного года ученик научится: • объяснять роль политики в жизни общества; • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; • давать характеристику формам государственно-территориального устройства; 6 • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Гражданин и государство • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; • раскрывать достижения российского народа; • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; • характеризовать конституционные обязанности гражданина. Выпускник получит возможность научиться: • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Основы Российского законодательства • характеризовать систему российского законодательства; • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; • характеризовать гражданские правоотношения; • раскрывать смысл права на труд; • объяснять роль трудового договора; • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. По окончанию учебного года получит возможность научиться: Политика • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Гражданин и государство • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Основы Российского законодательства 7 • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. 3. Содержание учебного курса Таблица 1. Распределение часов по классам и разделам Раздел Инвариативная часть Введение Человек. Деятельность человека Общество Социальные нормы классы 5 21 +1 5+2 125 +5 25+6 6 24 +1 18+4 12 8 25 +1 2 6 6 6+2 2+2 17+9 3+1 Сфера духовной культуры 7+2 1+1 6+1 Социальная сфера жизни общества 12+4 9+3 3+1 Политическая сфера жизни общества 10 Гражданин и государство Основы российского законодательства 6+4 7 25 +1 9 30 +1 10 3+1 11+1 8 12+2 12+2 Экономика 19+11 +3 Повторение Вариативная часть итого 10 50 175 +2 14 35 знаком «+» добавляются часы из вариативной части. 8 13+5 +2 11 35 +2 10 35 6+3 +2 10 35 +2 5 35 5 класс Человек. Деятельность человека. 7 часов Черты сходства и различий человека и животного. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Сфера духовной культуры. 2 часа Образование, его значимость в условиях информационного общества. Самообразование. Социальная сфера жизни общества. 12 часов Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства. Экономика. 3 часа Экономические функции домохозяйства. Источники доходов и расходов семьи. Гражданин и государство. 4 часа Наше государство – Российская Федерация. Государственные символы России. Социальные нормы. 4 часа. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. 6 класс Человек. Деятельность человека. 22 часа Биологическое и социальное в человеке. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Социальные нормы. 10 часов Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Нравственность. Гуманизм. 7 класс Социальные нормы. 8 часов Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Социальный контроль. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. 9 Общество. 6 часов Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Экономика. 18 часов Понятие экономики. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Распределение. Обмен. Потребление. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Издержки, выручка, прибыль. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. 8 класс Человек. Деятельность человека. 2 часа Биологическое и социальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Особенности подросткового возраста. Общество. 6 часов Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Современное российское общество, особенности его развития. Социальные нормы. 4 часа Мораль, ее основные принципы. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Отклоняющееся алкоголизма для человека и общества. Сфера духовной культуры. 7 часов 10 поведение. Опасность наркомании и Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. Социальная сфера жизни общества. 4 часов Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Социальная политика Российского государства. Экономика. 9 часов Роль экономики в жизни общества. Производство - основа экономики. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Потребление домашних хозяйств. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. 9 класс. Политическая сфера жизни общества. 10 часов Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Гражданин и государство. 8 часов 11 Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Основы российского законодательства. 14 часов. Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов 12 4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Таблица 2. Тематическое планирование на 5 класс № 1 2 3 4 5 6 7 Раздел Введение. Что изучает обществознан ие. Человек. Деятельность человека Сфера духовной культуры Социальна я сфера жизни общества Экономика Гражданин и государство Социальны е нормы. Повторени 8 Количе ство часов +1 7 (5+2) Темы Количество часов +1 Природа человека Основные возрастные периоды в жизни человека 2 (1+1) 12 (9+3) 3(+3) 4(3+1) 4(3+1) +1 2 Отношения между поколениями Труд – основа жизни Ученье Образование в жизни человека 1 2 +1 1+1 Малые и большие группы Отрочество – особая пора в жизни человека Одноклассники, сверстники, друзья Национальность Россия - многонациональное государство Семья и семейные отношения Семейные ценности и традиции Досуг семьи Как государство заботится о семье +1 1 Семейное хозяйство Гражданин России Наше государство – Российская федерация. Государственные символы Гражданственность и патриотизм Социальная значимость здорового образа жизни +3 +1 1 +2 1 1 1 2 2 +1 +1 2 2 1+1 +2 е 13 Таблица 3. Тематическое планирование на 6 класс № Раздел 1 2 Введение Человек. Деятельность человека Кол ичеств о часов 1 22 (18+4) Темы Количество часов Человек-личность +1 2 Способности и потребности 3 Деятельность и ее многообразие 4+1 Познание 3 Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение Социальные нормы 3 Повторение 4 10 (6+4) 4+2 2 На пути к жизненному успеху +1 Социальные нормы 3+2 Мораль 3+2 2 +2 Таблица 4. Тематическое планирование на 7 класс № 1 2 3 Раздел Введение Социальные нормы Общество Количе ство часов 1 8 (6+2) 6 Темы Количество часов Социальные нормы как регулятор поведения человека в обществе Социализация личности +1 1 2 Социальный контроль 1+1 Роль права в жизни общества 2+1 Глобализация современного общества 14 2 4 5 Экономика Повторение 18 (13+5) Глобальные проблемы человечества 4 Экономика и ее основные участники Распределение. Обмен. Потребление Банковские услуги Страхование и инвестиции Пенсионное обеспечение Экономика семьи 3+1 2 3+1 1+1 2 2 2+2 +2 Таблица 5. Тематическое планирование на 8 класс № Раздел 1 2 Введение Человек. Деятельность человека. 3 4 Общество Социальные нормы Количе ство часов 1 2 6 4 (2+2) 5 Сфера духовной культуры 7 (6+1) 6 Социальная сфера жизни общества 4 (3+1) 7 Экономика 9 (6+3) 8 Повторение 2 Темы Количество часов Биологическое и социальное в человеке Особенности подросткового возраста Общество как форма жизнедеятельности людей Типы обществ +1 1 1 2 2 Современное российское общество. 2 Роль морали в жизни человека и общества Отклоняющееся поведение Культура и ее многообразие Наука Образование Религия Искусство Социальная структура общества Нации и межнациональные отношения Социальная политика Российского государства Производство Типы экономических систем Роль государства в экономике Потребление домашних хозяйств 1+2 1 1 1 2 1+1 1 1+1 1 1 2 2+1 1+1 1+1 +2 15 Таблица 6. Тематическое планирование на 9 класс № 1 2 3 4 5 Раздел Введение Политическая сфера жизни общества. Гражданин и государство Основы российского законодательст ва Повторение Количе ство часов 1 10 8 14 (12+2) Темы Количество часов Роль политики в жизни общества Государство. Правовое государство Гражданское общество +1 1 5 2 Межгосударственные отношения Конституция РФ 2 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. 2 Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. 1 Система российского законодательства Гражданские правоотношения Право на труд и трудовые правоотношения Семейные правоотношения Особенности административно-правовых отношений Уголовное право Права ребенка и их защита Международное гуманитарное право 3 2 5 2 2 2 1 1 1+1 +1 +2 16 Таблица 7. Лист корректировки рабочей программы Класс Название раздела, темы Дата проведения по плану Дата Причина Корректирующие проведения по корректировки мероприятия факту 17 18