ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по географии для 5-9 классов разработана в соответствии авторской программы под редакцией Бариновой И.И. и др. Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально –ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки. При изучении курса решаются следующие задачи: ✓ формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; ✓ формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей; ✓ формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях; ✓ развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов; ✓ развитие представлении о размещении природных и социально-экономических объектов; ✓ развитие специфических географических и общеучебных умений; ✓ развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека; ✓ выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности; ✓ формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. . На изучение географии в 5-9 классах отводится 278 часа, в 5- 6 классах – 1 раз в неделю, в 7-9 – 2 раза. В процессе обучения используется линия учебников под редакцией Дронова В.П. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА 5класс Ученик научится: • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам; • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации; • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях земли; • Описывать и наносить на контурную карту географические объекты изученных маршрутов путешественников. • Определять зенитальное положения Солнца в разные периоды года. • Ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе, работать с компасом • • • • • • • Определять азимут Давать понятиям определение; Составлять план местности. Определять координаты географических объектов по карте. Определять положения объектов относительно друг друга: Определять направлений и расстояний по глобусу и карте. Определять высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин. • Работать с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. • Работать с картографическими источниками: наносить элементы рельефа. • Описывать элементы рельефа. Определять и объяснять изменения элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека 6 класс • Анализировать географическую информацию (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); • расчитывать количественные показатели, характеризующие географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации; • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков; • Описывать объекты гидрографии. • Вести дневник погоды. • Работать с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений) . • Определять средние температуры, амплитуды и строить графики. • Работать с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных. • Решать задачи на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности. • Изучать природных комплексов своей местности. • описывать погоду своей местности; • составлять описание природного комплекса; • объяснять расовые отличия разных народов мира; 7класс • Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках. • Создавать презентационные материалы о материках на основе различных источников информации. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран; • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практикоориентированных задач; • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов; • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран; • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям; • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке; • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата; • оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран; • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами; отдельных 8 класс • различать принципы выделения и устанавливать соотношения государственной территорией и исключительной экономической зоной России; между • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни; • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов; • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России; • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны; • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России; • использовать знания особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; • различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения; • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни; • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей; 9класс • различать (распознавать) показатели, характеризующие функциональную и территориальную структуру хозяйства России; отраслевую; • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой; функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов; влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны; • объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России; • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России; • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран; • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве. • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы; • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности; • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 5 класс Накопление знаний о Земле 6 Земля во вселенной 7 Географические модели Земли 10 Земная кора 12 Атмосфера Гидросфера Биосфера Географическая оболочка Главные особенности природы Земли Население Земли Материки и океаны Земля наш дом Россия на карте мира Природа России Население России Хозяйство России География крупных регионов России География Приморского края и Черниговского района (из резерва) Резерв 0 итого 35 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 13 12 7 3 12 3 53 2 9 30 7 9 0 35 0 70 15 20 35 13 0 70 0 68 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 5 КЛАСС Введение (1 ч) Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления. Раздел I. Накопление знаний о Земле (6 ч) Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века. Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание .Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание. Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира. Практические работы.1.Работа с электронными картами. Раздел II. Земля во Вселенной (6 ч) Земля и космос. Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам. Земля — часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна. Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле. Форма и размеры Земли .Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты. Практические работы.2.Характеристика видов движений Земли, их географических следствий. Раздел III. Географические модели Земли (10 ч) Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут. Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта. Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба .Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями. Планы местности и их чтение. План местности — крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений. Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах. Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке. Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт. Практические работы.3.Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки. 4.Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки. Раздел IV. Земная кора (12 ч) Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора. Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера .Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород. Землетрясения .Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм. Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание .Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека. Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши. Рельеф дна океанов .Неровности океанического дна. Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры. Практические работы.5. Определение горных пород и описание их свойств. 6.Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС. Введение (1 ч) Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений. Выбор формы дневника наблюдений за погодой и способов его ведения. Раздел V. Атмосфера (11 ч) Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Что такое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы. Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры. Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности. Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака. Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки .Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки. Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли. Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров. Погода Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду. Климат. Что такое климат. Как изображают климат на картах. Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека. Как человек воздействует на атмосферу. Практические работы.1.Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой. 2.Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. 3.Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды. Раздел VI. Гидросфера (12 ч) Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан. Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость. Движения воды в океане. Что такое волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы).Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений. Реки. Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн. Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек. Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота. Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере .Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу. Практические работы.4.Описание вод Мирового океана на основе анализа карт. Раздел VII. Биосфера (7 ч) Что такое биосфера и как она устроена.Что такое биосфера. Границы современной биосферы .Роль биосферы в природе. Биологический круговорот .Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере. Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде .Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов. Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов на суше. Леса. Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры .Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. Отчего зависит плодородие почв. Строение почв. Человек и биосфера. Человек — часть биосферы. Воздействие человека на биосферу. Практические работы.5.Определение состава (строения)почвы. Раздел VIII. Географическая оболочка (3 ч) Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки. Особенности географической оболочки. Географическая оболочка — прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки. Территориальные комплексы. Что такое территориальный комплекс. Разнообразие территориальных комплексов. 7 класс География материков и океанов Раздел I Главные закономерности природы Земли.(12)+3 Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли. Атмосфера и климаты Земли. Особенности распределения температуры, осадков ,поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Характеристика воздушных масс Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей .Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных лучей, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы, расчет средних значений(температуры воздуха, амплитуды и др.показателей). Мировой океан–главная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан .Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Географическая оболочка(3) .Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли(выявление по картам зональности в природе материков). Раздел II Характеристика материков Земли.(53) Южные материки. Особенности южных материков Земли. Африка.(12) Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Население Африки ,политическая карта. Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор ,сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, привлекающий туристов; современный район добычи нефти и газа). Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых). Особенности стран Восточной Африки(регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств). Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)). Создание письменных текстов и устных сообщений о материке/стране на основе нескольких источников информации, сопровождение выступления презентационным материалом. Австралия и Океания.(4) Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики. Австралийский Союз(географический уникум–страна-материк; маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабосвязанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах). Океания(уникальное природное образование–крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп: Меланезия–«черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании),Микронезия и Полинезия–«маленькие» и«многочисленные острова»). Южная Америка.(9) Географическое положение ,история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка– самый влажный материк. Природные зоны. Эндемики. Изменение природы. Население Южной Америки(влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения(латиноамериканцы, метисы, мулаты ,самбо).Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности). Антарктида. Антарктида(2) –уникальный материк на Земле(самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами).Освоение человеком Антарктиды .Цели международных исследований материка в 20веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде. Северные материки. Особенности северных материков Земли. Северная Америка.(9) Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки(Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны, изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Типичные и уникальные особенности природы материка. Особенности населения(коренное население и потомки переселенцев). Характеристика двух стран материка: северной Канады (страны, в которой развитая экономика и промышленность естественным образом переплелись с окружающей средой) и южной Мексики(страны древних индейских цивилизаций и обычаев ,гигантских кактусов и непроходимых вечнозеленых лесов, небоскребов и современных сооружений). Описание США– как одной из ведущих стран современного мира. Евразия. (17) Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики. Зарубежная Европа. Страны Северной Европы(население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей). Страны Средней Европы(население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики). Страны Восточной Европы(население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны). Страны Южной Европы(население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых ,маслин)), продуктов их переработки(оливковое масло, консервы, соки),вывоз продукции легкой промышленности(одежды, обуви)). Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии(особенности положения региона(на границе трех частей света),население, образ жизни культура региона(центр возникновения двух мировых религий),специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей(наличие пустынь, оазисов, нефти и газа),горячая точка планеты). Страны Центральной Азии(влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни(постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация)и культуру региона). Страны Восточной Азии(население (большая численность населения), образ жизни(влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм). Страны Южной Азии(влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах),население(большая численность и«молодость»), образ жизни(распространение сельского образа жизни(даже в городах) и культура региона(центр возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»). Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии и стран региона(например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира),население(главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения– от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион–двух мощных центров цивилизаций–Индии и Китая). Раздел III(2) Земля – наш дом Взаимодействие природы и общества. Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках .Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация , ЮНЕСКО и др.). Примерные темы практических работ Описание основных компонентов природы океанов Земли. Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации. Описание основных компонентов природы материков Земли. Описание природных зон Земли. Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации. 8класс География России. Природа. Раздел I Россия на карте мира(9) Территория России на карте мира. Особенности географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI–XVI вв.История освоения и заселения территории России в XVII–XVIII вв.История освоения и заселения территории России в XIX–XX вв. История освоения и заселения территории России в XXI в. Раздел II Природа России.(30) Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Причины современного изменения рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение гипсометрического профиля рельефа. Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы .Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Определение суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца. Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека. Почвы России .Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв. Растительный и животный мир России .Разнообразие растительного и животного мира России .Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России. Природно-территориальные комплексы России. Природное районирование .Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и лиственные леса. Безлесные зоны России: лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность. Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов). Север Русской равнины(пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)). Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе(между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей). Юг Русской равнины(равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социальноэкономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы)и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей). Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Крым(географическое положение, история исследования полуострова, особенности природы(равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)). Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья). Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность). Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг). Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России. Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь. Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны–размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной). Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы. Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физикогеографических процессов(речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины),климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов). Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы). Горы Южной Сибири(географическое положение ,контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района). Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье(особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы). Байкал. Уникальное творение природы .Особенности природы. Образование котловины .Байкал – как объект Всемирного природного наследия(уникальность, современные экологические проблемы и пути решения). Дальний Восток(положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов). Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы). Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы). Раздел III Население России.(7) Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции населения в России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России. Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Города России. Раздел IV География Приморского края(15). Географическое положение и рельеф своего региона проживания. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона. Раздел V Хозяйство России.(9) Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая и социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства . Его структура, деление на отрасли. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России. Географическое районирование. Административнотерриториальное устройство Российской Федерации. Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства .Растениеводство. Сельское хозяйство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлознобумажная промышленность. Примерные темы практических работ Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России. Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России. Оценивание динамики изменения границ России и их значения. Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России. Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России. Описание элементов рельефа России. Построение профиля своей местности. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России . Описание объектов гидрографии России. Определение закономерностей распределения солнечно Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России. Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами. Описание характеристики климата своего региона. Составление прогноза погоды на основе различных источников информации. Описание основных компонентов природы России. Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации. Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России. Определение особенностей размещения крупных народов России. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России. Чтение и анализ половозрастных пирамид. Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий. Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России. Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы. Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России. Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России. Описание основных компонентов природы своей местности. Создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных источников информации. 9 класс География России. Население и хозяйство. Раздел I Хозяйство России(20) Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Металлургический комплекс .Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли. Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Особенности размещения .ВПК .Отраслевые особенности военнопромышленного комплекса. Химическая промышленность .Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития. Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда. Раздел III География крупнейших регионов России.(35) Районы России. Европейская часть России. Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП, ПРП, особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства. Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов. Москва –столица Российской Федерации. Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, ПРП, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Волго-Вятский район: особенности ЭГП, ПРП, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Северо-Западный район: особенности ЭГП, ПРП, население, древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Калининградская область: особенности ЭГП, ПРП, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства. Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы. Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, ПРП, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Поволжье: особенности ЭГП, ПРП, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Крым: особенности ЭГП, ПРП, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства. Северный Кавказ: особенности ЭГП, ПРП, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства. Южные моря России: транспортное значение, ресурсы. Уральский район: особенности ЭГП, ПРП, этапы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Азиатская часть России. Западная Сибирь: особенности ЭГП, ПРП, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы. Восточная Сибирь: особенности ЭГП, ПРП, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы. Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП, ПРП, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства. Раздел III Хозяйство Приморского края. (13) Особенности ЭГП, ПРП, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности Россия в мире. Россия в современном мире(место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнерыстраны,структураигеографияэкспортаиимпортатоваровиуслуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ. Тематическое планирование 5 класс 35 уроков 6 пр.р № Раздел Кол- ур во Темы уроков Практические работы часов 1 I Накопление 6 знаний о Земле Что изучает география Познание Земли 2 в древности Великие 3 географические открытия Открытие 4 Австралии и Антарктиды Современная 5 Работа с электронными картами география Итоговый 6 урок по разделу 7 II Земля во 7 Земля и космос Вселенной 8 Земля – часть Солнечной системы 9 Влияние космоса на Землю и жизнь людей 10 Осевое вращение Земли Обращение 11 Земли Характеристика видов движений вокруг Земли, их географических следствий. Солнца Форма 12 и размеры Земли Итоговый 13 урок по разделу 14 III 10 Ориентирование Географические на земной модели Земли поверхности 15 Изображение 16 земной поверхности Масштаб и его виды 17 Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах 18 Планы местности и их чтение 19 Составление Составление плана местности плана местности способом глазомерной и полярной съемки 20 Параллели и меридианы 21 Градусная сетка. Географические координаты. 22 Географические .Определение карты. координат объектов, географических объектов по географических их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки Итоговый 23 урок по разделу. 24 IV Земная кора 12 Внутреннее строение Земли. Состав земной коры 25 26 Разнообразие Определение горных горных пород. описание их свойств пород и Земная кора и литосфера – каменные оболочки земли 27 Разнообразие рельефа Земли 28 Движения земной коры. 29 Землетрясения. Вулканизм. 30 Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. 31 Главные формы .Характеристика 32 рельефа суши Рельеф рельефа на основе анализа карт дна океанов 33 Человек и земная кора. 34 Итоговый крупных урок форм по разделу Резервное время 35 1 6 класс Кол- 35уроков во 4 пр.р. час 1 раздел 13 Тема урока Практическая работа Введение Атмосфера Из чего состоит атмосфера и 2 как она устроена Нагревание воздуха и его 3 температура Зависимость 4 температуры .Обобщение данных о воздуха от географической температуре воздуха в широты дневнике наблюдений за погодой. 5 Влага в атмосфере. 6 Атмосферные осадки. 7 Давление атмосферы. 8 Ветры. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. 9 Погода. 10 Климат. 11 .Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды. 12 Человек и атмосфера 13 Итоговый урок по разделу 14 2 раздел 12 Вода на Земле. Круговорот Гидросфера воды в природе. Мировой океан – основная 15 часть гидросферы. 16 Свойства океанических вод 17 Движения воды в океане. Волны. Течения. 18 Описание вод Мирового океана на основе анализа карт 19 Реки. 20 Жизнь рек. 21 Озёра и болота. 22 Подземные воды. 23 Ледники. Многолетняя мерзлота. 24 Человек и гидросфера. 25 Итоговый урок по разделу 26 3 раздел 7 Биосфера Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе. Особенности жизни в океане. 27 Распространение жизни в океане. Жизнь на поверхности суши. 28 Леса. Жизнь 29 в безлесных пространствах. Почва. 30 Определение (строения)почвы. 31 Человек и биосфера. 32 Итоговый урок по разделу 33 4 раздел 3 Из чего состоит Географическая географическая оболочка. оболочка Особенности географической состава оболочки 34 Территориальные комплексы. 35 Итоговый урок по разделу