1 2 Пояснительная записка Рабочая программа по геометрии основного общего образования составлена в соответствии с ФГОС, с учетом примерной основной образовательной программы, целей и задач основной образовательной программы МБОУСОШ № 5. Основными целями курса математики 7—9 классов являются: «осознание значения математики в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления» Усвоенные в курсе математики основной школы знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин в основной и старшей школе, но и для решения практических задач в повседневной жизни. Предмет «Геометрия» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 7-9 классах. Структурно предмет «Геометрия» в 7-9 классе включает следующие разделы: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии». Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии), способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии. Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развивать логическое мышления и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также при решении практических задач. Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы» в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах. Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирования у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи. Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. Место предмета в учебном плане В соответствии с базисным учебным планом основного общего образования на изучение геометрии в 7-9 классах отведено по 2 часа в неделю, 68 часов в год, всего 204 часов. В программе заложена вариативная часть (70 % учебного времени), направленная на изучение обязательного содержания программы по предмету «Математика», и инвариативная часть (30% учебного времени), направленная на изучение трудных вопросов математики. Рабочая программа по предмету «Геометрия» рассчитана на 204 часов: 7 класс – 68 часов (2 часа в неделю), 8 класс – 68 часов (2 часа в неделю), 9 класс – 68 часов (2 часа в неделю). Данная рабочая программа предназначена для работы по учебнику Геометрия: 7 – 9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2014-2017г. 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса 7 класс Ученик научится: Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде; применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме; решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам. 3 Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция. Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; Применять формулы периметра, когда все данные имеются в условии. Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов. Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей; понимать роль математики в развитии России. Выбирать подходящий изученный метод для решении изученных типов математических задач; Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни. выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни Ученик получит возможность научиться: Оперировать понятиями геометрических фигур; извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах; применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения; формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур; доказывать геометрические утверждения; владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников). Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция. Оперировать представлениями о длине. применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности. Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию; свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях, выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений; изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов. Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей; понимать роль математики в развитии России. Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение; выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач; 4 использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства; применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач. повседневной жизни и при изучении других предметов: выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; оценивать размеры реальных объектов окружающего мира. использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. 8 класс Ученик научится: Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде; применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме; решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам. применять формулы площади , площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии; применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях. Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов. Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей; понимать роль математики в развитии России. Выбирать подходящий изученный метод для решении изученных типов математических задач;математических Приводить примеры закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни. вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни. выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни. Ученик получит возможность научиться: Оперировать понятиями геометрических фигур; извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о 5 геометрических фигурах, представленную на чертежах; применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения; формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур; доказывать геометрические утверждения; владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырёхугольников) Оперировать понятиями: подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники; применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач; характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Оперировать представлениями о объёме как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами формулировать задачи на вычисление площадей и решать их. Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию; свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях, изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов. Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей; понимать роль математики в развитии России. Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение; выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач; использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства; применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач. повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни. проводить вычисления на местности; применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности. выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; оценивать размеры реальных объектов окружающего мира. применять подобие для построений и вычислений. 9 класс Ученик научится: Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки. Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости; определять приближённо координаты точки по её изображению на координатной плоскости. Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития 6 математики как науки; знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей; понимать роль математики в развитии России. Выбирать подходящий изученный метод для решении изученных типов математических задач; Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения. распознавать движение объектов в окружающем мире; распознавать симметричные фигуры в окружающем мире. Ученик получит возможность научиться: Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приёмами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира; Оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора; выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число), вычислять скалярное произведение, определять в простейших случаях угол между векторами, выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания в физике, пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным координатам, использовать уравнения фигур для решения задач; применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин, углов. строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур; применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур. Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей; понимать роль математики в развитии России. Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение; выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач; использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства; применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач. В повседневной жизни и при изучении других предметов: применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений. использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам. 7 2. Содержание учебного курса Распределение учебных часов по разделам и классам (340 часов) № Разделы, темы Авторская программа 11 Количество часов Рабочая программа 7 класс 8 класс 9 класс 11ч. 1 Начальные геометрические сведения 2 Треугольники 18 18ч 3 Параллельные прямые 14 14ч 4 Соотношения между сторонами и углами треугольника 20 20ч 5 Четырехугольники 14 14ч 6 7 8 9 Площадь Подобные треугольники Окружность Векторы. Метод координат 14 17 17 16 14ч 17ч 17ч 10 10 10ч 12 12ч 12 Соотношения между сторонами и углами треугольника Длина окружности и площадь круга Движения 8 8ч 13 Об аксиомах геометрии 2 2ч 14 Начальные сведения из стереометрии 8 8ч 19 Повторение. 23 5ч 6ч 12ч Итого 204 68 68 68 11 16ч Содержание обучения 7 класс 7 класс (68ч, 2ч в неделю) Геометрические фигуры Фигуры в геометрии и в окружающем мире Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура». 8 Точка, линия, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость, угол, биссектриса угла и её свойства, виды углов. Многоугольники Треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника. Отношения Равенство фигур Свойства равных треугольников. Признаки равенства треугольников. Параллельность прямых Признаки и свойства параллельных прямых. Аксиома параллельности Евклида. Перпендикулярные прямые Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная, проекция. Серединный перпендикуляр к отрезку. Свойства и признаки перпендикулярности. Измерения и вычисления Величины Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла. Измерения и вычисления Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний). Расстояния Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Геометрические построения Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур. Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие построения циркулем и линейкой:построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному, Построение треугольников по трём сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам. Деление отрезка в данном отношении. История математики От земледелия к геометрии. Триссекция угла. Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира. 8 класс (68ч, 2ч в неделю) Геометрия Геометрические фигуры Фигуры в геометрии и в окружающем мире Многоугольники, круг. Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур. Многоугольники Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники. Четырёхугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата. Окружность, круг 9 Окружность, круг, их элементы и свойства; центральные и вписанные углы. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Отношени я Параллельность прямых Теорема Фалеса. Подобие Пропорциональные отрезки, подобие фигур. Подобные треугольники. Признаки подобия. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Измерения и вычисления Величины Понятие о площади плоской фигуры и её свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади. Измерения и вычисления Инструменты для измерений и построений; площадей. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов. Сравнение и вычисление площадей. Теорема Пифагора. Геометрические построения Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур. Геометрические преобразования Преобразования Понятие преобразования. Представление о метапредметном понятии «преобразование». Подобие. Движения Осевая и центральная симметрия, поворот и параллельный перенос.Комбинации движений на плоскости и их свойства. История математики Пифагор и его школа. Фалес, Архимед. Платон и Аристотель. Построение правильных многоугольников. Триссекция угла. Квадратура круга. История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата. Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира. Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса. 9 класс (68ч, 2ч в неделю) Окружность, круг Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырёхугольников, правильных многоугольников. Геометрические фигуры в пространстве (объёмные тела) Многогранник и его элементы. Названия многогранников с разным положением и количеством граней. Первичные представления о пирамиде, параллелепипеде, призме, сфере, шаре, цилиндре, конусе, их элементах и простейших свойствах. Измерения и вычисления Величины Представление об объёме и его свойствах. Измерение объёма. Единицы измерения объёмов. Измерения и вычисления Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, формулы длины 10 окружности и площади круга. Сравнение и вычисление площадей. Теорема синусов. Теорема косинусов. Векторы и координаты на плоскости Векторы Понятие вектора, действия над векторами, использование векторов в физике, разложение вектора на составляющие, скалярное произведение. Координаты Основные понятия, координаты вектора, расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Уравнения фигур. Применение векторов и координат для решения простейших геометрических задач. Построение правильных многоугольников. Триссекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата. Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира. Роль российских учёных в развитии математики: Л.Эйлер. Н.И.Лобачевский, П.Л.Чебышев, С. Ковалевская, А.Н.Колмогоров. Математика в развитии России: Петр I, школа математических и навигацких наук, развитие российского флота, А.Н.Крылов. Космическая программа и М.В.Келдыш. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 7 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 7 класс Раздел программы (темы) Количество часов Инвариативная Вариативная часть часть 1. Начальные геометрические сведения 11часов Прямая и отрезок 1 Луч и угол 1 Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков 1 Измерение углов Решение задач по теме «Измерение отрезков и 1 углов» Смежные углы 1 Вертикальные углы 1 Смежные и вертикальные углы. Решение задач. 1 Перпендикулярные прямые 1 Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» Контрольная работа №1 «Начальные 1 геометрические сведения» Зачет №1 «Начальные геометрические сведения» 2.Треугольники 18часов Треугольники 1 Первый признак равенства треугольников 1 Решение задач на применение 1-го признака 1 Медианы, биссектрисы и высоты треугольника 1 1 1 1 11 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 Решение задач на построение медиан, 1 1 биссектрис, высот треугольника Свойства равнобедренного треугольника 1 Решение задач по теме «Равнобедренный 1 треугольник» Второй признак равенства треугольников 1 Решение задач на применение 2-го признака 1 Третий признак равенства треугольников 1 Решение задач на применение признаков 1 равенства треугольников Окружность 1 Примеры задач на построение 1 Решение задач на построение 1 Решение задач на применение признаков 1 равенства треугольников Контрольная работа №2 «Треугольники» 1 Зачет №2 «Треугольники» 1 3.Параллельные прямые 14 часов Признаки параллельных прямых 2 1 Практические способы построения параллельных 1 прямых Решение задач по теме «Признаки параллельных 1 1 прямых» Аксиома параллельных прямых 1 Свойства параллельных прямых 2 Решение задач по теме «Параллельные прямые» 3 Контрольная работа К/Р№3«Параллельные 1 прямые» Зачет по теме «Параллельные прямые» 1 4.Соотношение между углами и сторонами треугольника 20 часов Сумма углов треугольника 2 Соотношения между сторонами и углами 2 1 треугольника Неравенство треугольника 2 2 Контрольная работа №4 «Соотношения между 1 углами и сторонами треугольника» Прямоугольные треугольники и некоторые их 2 свойства Признаки равенства прямоугольных 2 1 треугольников Расстояние от точки до прямой, между 2 параллельными прямыми Построение треугольника по трем элементам 2 1 Повторение 5 Итоговая контрольная работа за год К/р№5 Итоговый урок Итого 55 +13=68 12 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25 26. 27 28. 29. 30. 31 32 33 8 класс Раздел программы (темы) Кол-во часов Инвариативная Вариативная часть часть 2 Повторение Признаки равенства треугольников; соотношения между сторонами и углами. Свойства и признак равнобедренного треугольника. Признаки и свойства параллельных прямых. Четырехугольники 14 часов Многоугольники. 1 Параллелограмм. Свойства параллелограмма. Признаки 2 параллелограмма. Трапеция. 2 Теорема Фалеса 1 Прямоугольник, ромб, квадрат. 2 Осевая и центральная симметрия 2 Решение задач по теме: четырехугольники 1 Контрольная работа №1 по теме: Четырехугольники. 1 Площадь. 14 часов Понятие площади многоугольника. 1 Площадь прямоугольника и квадрата. 1 Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции 4 Теорема Пифагора. 2 Решение задач по теме «Площадь» 2 1 Контрольная работа №2 по теме: «Площадь». Подобные треугольники. 17 часов Определение подобных треугольников. 1 Первый признак подобия треугольников. 1 Второй признак подобия треугольников. 2 Третий признак подобия треугольников. 2 Решение задач. 1 Применение подобия к доказательству и решению задач. 3 Соотношение между сторонами и углами 2 прямоугольного треугольника. Контрольная работа №3. Подобные треугольники. Окружность. 17 часов Касательная к окружности. 2 Центральные и вписанные углы. 2 Четыре замечательные точки треугольника. 2 Вписанная и описанная окружность. 2 Решение задач по теме «Окружность» 2 1 Контрольная работа №4. По теме: Окружность 4 Повторение 1 Итоговая контрольная работа. Итоговый урок. 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 13 9 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29 30. 31. 32. Кол-во часов Инвариативная Вариативная часть часть Вводное повторение 2 Векторы. Метод координат 16 часов Понятие вектора. Равенство векторов. 1 Сумма векторов. Разность векторов. 2 1 Умножение вектора на число. Применение 2 1 векторов к решению задач. Контрольная работа № 1. Векторы. 1 Координаты вектора. 2 Простейшие задачи в координатах. 2 Уравнение окружности и прямой 2 Решение задач. 1 1 Контрольная работа № 2. Метод координат. Соотношения между сторонами и углами треугольника.10 часов Синус, косинус, тангенс угла. 1 1 Формулы приведения. 1 Решение задач. 1 Теорема синусов. Теорема косинусов. 2 1 Решение треугольников. 1 Скалярное произведение векторов. 1 Контрольная работа № 3. Соотношения между 1 сторонами и углами треугольника. Длина окружности и площадь круга. 12 часов Правильные многоугольники. 2 1 Формулы для нахождения радиусов вписанной и 3 1 описанной окружностей для правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. Площадь 2 1 кругового сектора. Решение задач. 1 Контрольная работа № 4. Длина окружности и 1 площадь круга. Движения.8 часов Понятие движения. 1 1 Параллельный перенос. Поворот. 2 1 Решение задач. 1 1 Контрольная работа № 5. Движения. Итоговое повторение.12 часов Треугольники. 2 1 Четырехугольники 2 1 Многоугольники 2 Подготовка к итоговой контрольной работе. 2 1 Итоговая контрольная работа Итоговый урок. 1 Раздел программы (темы) 14 Лист корректировки рабочей программы Класс Название раздела, темы Дата проведения по плану Дата Причина Корректирующие проведения по корректировки мероприятия факту 15