Рабочая программа по психологии 10 - 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 5 пгт. Сибирцево Черниговского района
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
_______________М.П.Кузнецова
31.08.2023

«Утверждаю»
Директор МБОУСОШ № 5
____________ Л.В.Бредюк
31.08.2023 г.

Рабочая программа «Основы психологии»
Направление: психологическое
Возрастная категория: 10 класс
Количество часов: 34
Составители: Тимофеева А.А.
Цели и задачи курса для учителя:
Образовательные: развитие понятийного аппарата.
Развивающие: развитие навыков понимания окружающих (взаимопонимания), развитие
навыков эмпатии.
Воспитательные: воспитание эмоциональной культуры школьников.
Цели и задачи курса для учеников:
Образовательные: развитие понятийного аппарата.
Развивающие: развитие навыков понимания окружающих (взаимопонимания), развитие
навыков эмпатии.
Воспитательные: воспитание эмоциональной культуры школьников.
1. Планируемые результаты освоения курса:
Личностные:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала
на основе самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции —
«становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и
общественно-полезной деятельности;
• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов
России;
• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и
жизненного оптимизма;
• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Предметные:
Иметь представления о:
1. Значение, характере и специфических особенностях педагогической профессии.
2. Социальной значимости труда учителя.
3. Роли и сущности педагогической профессии.
4. Закономерностях становления и развития личности, индивидуально-психологических
особенностях человека.
Знать:
1. Требования, предъявляемые к личности педагога;
2. Основные теоретические и прикладные положения психологии.
Меттапредметные:
Познавательные:
• Проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование своих личностных и биологических черт;

•

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с решением
жизненных задач в смоделированной социальной среде. Определять информацию,
недостающую для решения той или иной задачи.
• Представлять информацию в виде кратких выводов и обобщений.
• Сопоставлять и обобщать информацию, представленную в разных формах
(описательную, графическую, аудиовизуальную).
Регулятивные:
•

Владеть социокультурными нормами поведения, соблюдать нормы речевого этикета;
уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения.
• Публично представлять результаты проведенного анализа полученной информации,
выполненного исследования, проекта, профессиональной пробы; самостоятельно выбирать
формат выступления с учетом цели презентации и особенностей ауди- тории и в
соответствии с этим составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
Коммуникативные:

•

Выражать свою точку зрения и аргументировать ее в диалогах и дискуссиях;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога и полилога,
обнаруживать различие и сходство позиций; корректно выражать свое отношение к
суждениям собеседников.
• Формулировать цель учебной деятельности, планировать ее, осуществлять
самоконтроль, самооценку, самокоррекцию; объяснять причины достижения
(недостижения) результата деятельности.
• Управлять собственными эмоциями, корректно выражать их в процессе речевого
общения.
В результате изучения дисциплин учащиеся должны
Программа предусматривает использование разнообразных форм обучения: лекций,
практических занятий, тестов, экспериментальных опытов, тренинговых занятий, решения
проблемных задач, защиту рефератов.
Диагностика усвоение результатов курса:
1. Диагностика индивидуальных особенностей личности//
https://onlinetestpad.com/ru/testview/2778-diagnostika-individualnykh-osobennostej-lichnosti
2. Диагностический материал для изучения личностных качеств подростков//
https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/11/05/diagnosticheskiy-material-dlyaizucheniya-lichnostnykh

Тематический план

№ п/п
1
2
3
4

«Основы психологии» в 10 классе
Тема
Введение в психологию
Познавательные процессы
Индивидуально-психологические особенности личности
Эмоционально-волевая сфера личности

Количество часов
Теория
Практика
2
1
9
5
8
6
2
3

Всего

№ п/п
1
2

21
«Основы психологии» в 11 классе
Тема

Личность в деятельности и общении
Возрастная психология
Всего

15

Количество часов
Теория
Практика
14
10
7
3
21
13

Основное содержание учебного предмета
«Основы психологии» в 10 классе
Введение в психологию.
Тема 1. Предмет и задачи психологии.
(1 час, теория). Психология, как наука. Задачи психологии. Психика, как свойство мозга.
Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Личность, как психологическое
понятие.
Тема 2. Отрасли и методы психологии.
(1 час, теория). Отрасли психологии: общая психология, возрастная психология,
педагогическая психология, социальная психология и др. Методы психологии: наблюдение,
эксперимент, тесты, опросы, экспертные оценки, статистические методы и др.
(1 час, практика). Практическая работа: используя один их методов психологии, провести
самостоятельное исследование на предложенную тему и проанализировать результаты.
Познавательные процессы
Тема 3. Ощущения, восприятие и представления.
(1 час, теория). Ощущение. Виды ощущений. Закономерности ощущений. Порог
чувствительности. Восприятие. Типы восприятия. Свойства восприятия. Виды восприятия.
Представления.
(1 час, практика). Экспериментальные опыты: явления цветового контраста, порога
различения отрезков, выделение фигуры из фона, расслоение изображения на фигуру и фон.
Тема 4. Внимание.
(2 часа, теория) Внимание, как психический процесс. Виды внимания. Свойства внимания.
Изучение особенностей внимания и методы его развития.
(1 час, практика). Практическая работа: изучить особенности внимания одного из
одноклассников и проанализировать результаты.
Тема 5. Память.
(2 часа, теория) Память, как психический процесс. Процессы памяти. Виды памяти.
Личностные проявления памяти. Мнемотехнические приёмы запоминания.
(1 час, практика). Практическая работа: применить мнемотехнические приёмы запоминания
и проанализировать результаты.
Тема 6. Мышление.
(2 часа, теория) Мышление, как психический процесс. Виды мышления. Этапы
мыслительной задачи. Характеристика мыслительных операций. Качества умственной
деятельности. Единство мышления и речи. Индивидуальные особенности мышления.
Методы диагностики интеллектуальных особенностей человека.
(1 час, практика). Практическая работа: изучить особенности мышления одного из
одноклассников и проанализировать результаты.
Тема 7. Воображение и творчество.
(2 часа, теория) Воображение, как психический процесс. Природа и своеобразие

воображения, как познавательного психического процесса. Виды воображения. Способы
создания образов воображения. Место воображения в творческой деятельности человека.
Методы изучения воображения и творческих особенностей человека.
(1 час, практика). Практическая работа: изучить творческие особенности одного из
школьников и проанализировать результаты. Тестирование по разделу «Познавательные
процессы».
Индивидуально-психологические особенности личности
Тема 8. Темперамент.
(2 часа, теория) Организм, нервная система и темперамент. Основные свойства
темперамента. Отличительные признаки темперамента. Психологическая характеристика
типов темперамента. Методы диагностики темперамента.
(2 часа, практика). Подготовка рефератов и презентаций по темам: «Можно ли изменить
темперамент?», «Темперамент и стиль деятельности», «Темперамент и особенности
умственной деятельности», «Влияние темперамента на выбор профессии». Практическая
работа: изучить особенности собственного темперамента и проанализировать результаты.
Тема 9. Характер.
(1 час, теория) Темперамент и характер. Структура характера. Классификация черт
характера. Условия формирования характера. Акцентуации характера. Методы изучения
характера.
(1 час, практика). Практическая работа: изучить особенности характера одного из
школьников и проанализировать результаты.
Тема 10. Способности.
(2 часа, теория) Понятие о способностях. Виды способностей. Задатки и способности.
Структура способностей. Условия формирования способностей. Талант и одарённость.
Методы изучения способностей.
(1 час, практика). Подготовка рефератов и презентаций на тему «Уникальные способности
человека» на примере конкретных людей.
Тема 11. Личность и профессия.
(3 часа, теория) Психологические основы профессиональной ориентации. Общее понятие о
профессиональной пригодности. Психологическая структура профессиональной
деятельности. Формула профессии. Профессиональные интересы, склонности и
способности. Методы диагностирования профессиональной пригодности.
(2часа, практика) Подготовка и защита личного профессионального плана «Моя будущая
профессия». Тестирование по разделу «Индивидуально-психологические особенности
личности».
Эмоционально-волевая сфера личности
Тема 12. Чувства.
(1 час, теория) Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоциональных процессов и
состояний. Эмоции и чувства как продукт работы организма. Стресс и фрустрация, аффект,
агрессивность. Методы изучения чувств.
(2 часа, практика) Практическое занятие: «Управление эмоциями. Овладение навыками
саморегуляции. Кинезиологические упражнения. Релаксация». Рефераты «Методы
эмоционального контроля».
Тема 13. Воля.
(1 час, теория) Природа и сущность волевой регуляции. Волевые свойства личности.
Структура волевого действия. Воспитание и развитие воли.
(1 час, практика) Презентации «Как развивать волю?». Тестирование по разделу
«Эмоционально-волевая сфера личности»
Основное содержание учебного предмета
«Основы психологии» в 11 классе

Личность в деятельности и общении
Тема 1. Соотношение понятий - «человек», «личность», «индивидуальность».
(1 час, теория) Личность, как базовое понятие в психологии. Индивид, человек, как
представитель биологического вида. Критерии сформировавшейся личности.
Тема 2. Психологическая структура личности.
(1 час, теория) Отечественный подход к изучению структуры личности. Зарубежные теории.
Тема 3. Направленность личности.
(1 час, теория) Структура личностной направленности. Виды направленности и их
характеристика.
(1 час, практика) Практическая работа: изучить особенности одного из видов
направленности школьников и проанализировать результаты.
Тема 4..Потребности личности.
(1 час, теория) Виды потребностей. Социальные потребности личности. Потребности и
мотивы личности. Потребности и интересы личности. Духовные потребности личности.
(1 час, практика) Практическая работа: изучить потребности школьников старших и
младших классов и проанализировать результаты.
Тема 5. Личность и деятельность.
(1 час, теория) Общее понятие о деятельности как форме взаимодействия человека с
окружающей средой. Физиологический, психологический, социальный аспект деятельности
личности. Структура деятельности.
(1 час, практика) Рефераты и презентации по теме «Личность и деятельность»,
«Классификация видов деятельности», «Психологическая характеристика игры»,
«Психологическая характеристика учения», «Психологическая характеристика трудовой
деятельности».
Тема. 6. Общение и межличностные отношения.
(2 часа, теория) Понятие об общении. Функции общения. Общение и личность. Общение,
как взаимодействие. Перцептивная сторона общения. Деловое общение. Педагогическое
общение: общение учителя и обучающихся, общение в учительском коллективе.
(1 час, практика) Тренинг общения.
Тема. 7. Группы и коллективы.
(1 час, теория) Социально-психологическая характеристика группы и коллектива: понятие
группы в социальной психологии, классификация групп, развитие группы, как коллектива.
Основные характеристики коллектива. Межличностные и межгрупповые отношения.
Методы их изучения. Социально-психологический климат в коллективе.
(2 часа, практика) Практическая работа: изучить межличностные отношения в одном из
школьных классов и проанализировать результаты; изучить уровень сотрудничества в одном
из классов школы и проанализировать результаты.
Тема 8. Уровни развития коллектива.
(1 час, теория) А. Макаренко и А. Петровский, А. Лутошкин об уровнях развития
коллектива. Основные элементы работы в группе.
(1 час, практика) Тренинг по сплочению коллектива.
Тема 9. Взаимодействия и взаимоотношения между людьми.
(1 час, теория) Вербальное и невербальное общение. Межличностное взаимодействие.
Межгрупповое взаимодействие. Виды взаимоотношений (деловые, личные). Система
взаимоотношений.
(1 час, практика) Презентация об особенностях вербального и невербального общения.
Практическая работа: изучить особенности взаимодействия ребёнка и родителя и
проанализировать результаты.
Тема 10. Конфликты и способы их разрешения.
(2 часа, теория) Конфликт в общении. Причины конфликтов. Типы конфликтов. Динамика
развития конфликтов. Стратегии поведения человека в условиях конфликта. Социальнопсихологические способы управления конфликтами. Правила поведения в конфликтных

ситуациях. Методы улучшения взаимоотношений. Внутриличностный конфликт.
(1 час, практика) Тренинг по конфликтологии.
Тема 11. Медиация, как способ взаимовыгодного разрешения конфликтных ситуаций
(2 часа, теория) Нормативно-правовое регулирование института медиации. Принципы
медиации. Функции медиации. Стадии медиации. Техники коммуникации.
(1 час, практика) Медиативное разрешение конфликтных ситуаций (спроектированные
ситуации из жизни школы). Тестирование по разделу «Личность в деятельности и
общении».
Возрастная психология
Тема 12. Младенчество
(1 час, теория) Характеристика возраста. Ведущая деятельность. Линии развития. Формы
общения. Ранняя социализация.
Тема13. Ранее детство
(1 час, теория) Социальная ситуация развития. Развитие познавательной сферы ребёнка.
Личностные образования. Кризис 3-х лет. Ведущий вид деятельности.
Тема 14. Дошкольное детство
(1 час, теория) Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Развитие
познавательной сферы. Развитие мотивационной сферы и самосознания.
Тема 15. Младший школьный возраст
(1 час, теория) Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Развитие
познавательной сферы. Развитие мотивационной сферы и самосознания.
(1 час, практика) Практическая работа: исследование когнитивной сферы младших
школьников и их личностных качеств. Проанализировать результаты.
Тема 16. Подростковый возраст
(2 часа, теория) Общая характеристика подросткового возраста. Анатомофизиологические
особенности. Развитие познавательной сферы. Эмоциональная сфера. Личность подростка.
Причины неустойчивости поведения. Общение со сверстниками.
(1 час, практика) Практическая работа: исследование когнитивной сферы и личностных
особенностей подростков. Проанализировать результаты.
Тема 17. Юность.
(1 час, теория) Юность, как стадия жизненного пути. Психическое развитие и формирование
личности. Взаимоотношения со взрослыми. Общество сверстников и юношеская
субкультура. Дружба. Социальное самоопределение.
(1 час, практика) Практическая работа: исследование своих личностных особенностей.
Проанализировать результаты. Тестирование по разделу «Возрастная психология».
Литература для учителя:
Введение в педагогическую деятельность (под ред. Е.И.Соколова, М.,Академия, 2000)
Воспитательная деятельность педагога / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковай. - М.,
2006.
Гамезо М.В., Герасимова B.C. Возрастная психология: личность от молодости к старости:
Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество
России, 2001
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб., 2004
Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987
Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М., 1982.
Кукушин В., С. Введение в педагогическую деятельность. Ростов-на-Дону, 2002.
Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.:Академия, 2001
Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М., 202.
Мудрик А.В. «Общение в процессе воспитания». - М., 2001.

Практикум по общей психологии. Под ред. А.И.Щербакова. -М., 1990
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.
- М., 2002.
Радугина А.А. Психология и педагогика. - М., 1999.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 2008.
Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. - М.-К., 1995.
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, псум.
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008
Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: изд-во МПСИ, 2002 Шмелев
И.А. Введение в профессию. Психология.
Учебное пособие. СПб: Питер, 2007


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».