Рабочая программа по риторике 10 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Приморского края

Черниговский муниципальный район

МБОУСОШ № 5 пгт. Сибирцево

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора
по УВР

Директор

С

Биктимирова З.А,
Протокол №1 от «30» 08
.2023 г.

-----------

/ ./

Грязнова/J.^
от «30» 08 2023 г.
ЙИ7

л.в.
«30» 08

III

///у/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Риторика»
для обучающихся 10 класса

Сибирцево 2023

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РИТОРИКА»
Рабочая программа по риторике для 10 класса разработана в соответствии
с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» №273

- ФЗ от 29.12.12;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
- авторской программой Михальской А. К. Риторика. 10-11 классы
(Михальская А. К. Риторика. 10-11 классы. Базовый уровень.
Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2013 г.);
Программа ориентирована на использование учебника Михальской А. К.
Риторика. 10-11 классы. Базовый уровень. Учебник. М.: Дрофа, 2013.
Риторика как учебный курс в старших классах школы имеет свою
специфику. К 15-16 годам возрастные особенности школьников, степень
развития их когнитивных и творческих способностей и возможностей
самоанализа и самоконтроля позволяют поднять уровень целей и задач обучения
риторике на качественно новый, значительно более высокий уровень.
На завершающих этапах школьной гуманитарной подготовки риторика,
некогда синкретически объединявшая концептуальные основы гуманитарных
наук (логики, филологии, лингвистики, психологии общения), может и должна
служить интегрирующим курсом, позволяющим не только обобщить
полученные знания, но и, главное, использовать их на практике, в повседневной
жизни, а также подготовиться к будущей профессиональной деятельности или
продолжению образования в вузе.
В предлагаемой программе реализована современная концепция
отечественной риторики, в соответствии с которой этот курс является не суммой
отдельных сведений из разных областей гуманитарного знания, а
самостоятельной теоретической и практической дисциплиной со своей 2,5тысячелетней историей, особой методологией, системой категорий, законов,
принципов, методов и техник.
Данная концепция, представленная и апробированная автором в
обширном количестве публикаций, состоит в том, что система основных
категорий риторики отражает особенности риторического идеала, исторически
сложившегося в культуре и характерного для неё. Это даёт возможность не
только приобщить учеников к истории мировой речевой культуры, но и помочь
им осознать и почувствовать специфику отечественной речевой традиции,
узнать её сложную и древнюю историю, в ХХ в. столь же драматичную, сколь и
мало изученную.
Курс современной риторики даёт возможность учащимся овладеть не
только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Кроме
того, риторика - единственная дисциплина, изучение которой позволяет познать
законы порождения словесных произведений и воплотить эти знания на
практике, используя риторические техники. При этом знания из области

литературы, русского языка, истории не только систематизируются, но и
актуализируются.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РИТОРИКА»

Программа курса риторики предполагает:
- предоставление учащимся основ знаний о
речевом
общении,
принципах его
совершенствования, причинах и признаках успеха или неудачи;
- освоение учащимися методов и способов работы над своей речью,
принципов эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения;
- формирование у школьников понимания реальности и важности
национальнокультурных различий в речевом поведении, овладение ими
основными принципами и способами налаживания взаимопонимания между
носителями различных национальных культур.
Методические принципы программы соответствуют принципам,
принятым в мировой практике современной риторической педагогики:
самонаблюдения и самоанализа, самоконтроля и самооценки, реализуемым в
постоянной активной риторической деятельности на уроках под руководством
преподавателя и в процессе самостоятельной подготовки. Активная
риторическая педагогика предполагает отведение максимально возможного
аудиторного времени для устной речевой деятельности самих учащихся, а не
учителя. Необходимость учебной книги, соответствующей этой программе и её
принципам, в связи с вышесказанным очевидна.
Программа предполагает развитие у учащихся следующих компетенций:
1) аналитико-риторической
(способности анализировать речевую
ситуацию, оценивать собственное и партнёров речевое поведение и его
результаты при публичном выступлении и в диалогическом межличностном
общении; аналитического слушания; риторического анализа текста);
2) контролирующе-риторической (способности к самоконтролю в
процессе речи в различных речевых ситуациях, к владению собой и управлению
своими эмоциями в речи и пр.);
3) творчески-риторической
(создания риторических произведений
различных жанров в различных речевых ситуациях);
4) коммуникативно-риторической
(способности
устанавливать
и
поддерживать коммуникативный контакт, противостоять нарушениям
понимания и разрыву контакта).
Данная программа отражает содержание курса риторики в средней школе.
Вводная часть курса знакомит с риторикой как современной
теоретической дисциплиной.
Первый раздел освещает пути становления и развития отечественного
речевого идеала в контексте мировой риторической культуры.
Во втором разделе основные риторические категории рассматриваются в
процессе
практического
овладения
важнейшими
элементами

общериторического мастерства, причём наибольшее внимание уделяется
формированию способности к публичному ораторскому выступлению.
Третий раздел посвящён формированию способности к диалогическим
формам речевого общения (беседе и спору в их различных видах).
Четвёртый раздел формирует способность к деловому общению.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РИТОРИКА»
Принципы отбора материала для данной программы определяются её
основной целью - предоставлением учащимся современного риторического
образования - и её основными задачами:
- приобщить учеников к истории отечественной риторической культуры,
включить каждого из них в русло отечественной речевой традиции как
самостоятельную личность, носителя собственного, индивидуализированного,
культурного и свободного слова;
- помочь школьникам овладеть основными элементами речевого
мастерства в области наиболее востребованных жанров публичной ораторской
речи, различных диалогических форм речевого общения, т. е. получить
необходимые для успешной социализации компетенции.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РИТОРИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом риторика изучается в 10, педагогическом
классе. Общее количество времени на один год обучения составляет 34 часа.
Общая недельная нагрузка обучения составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной,
гармонизирующей речи. Риторика в современном мире. Общая и частные
риторики.
Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как
условие успешной реализации возможностей личности. Цель и задачи курса, его
структура. Этапы овладения элементами речевого мастерства. Самонаблюдение,
самоанализ, самоконтроль и методы работы в риторическом классе.
Источники курса и истоки современной риторики.
РАЗДЕЛ I. История и особенности русского речевого идеала
1. У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого
(риторического) идеала — исторически сложившегося в данной культуре
речевого (риторического) образца, отражающего наиболее общие требования к
речи и речевому поведению и соответствующего особенностям
общеэстетического и нравственного идеалов, принятых в данной культуре. Пути
становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской
культуры.
2. Античность. Речевой идеал древней классики. Гомер. Софисты. Сократ,

Платон.
«Риторика»
Аристотеля.
Риторический
идеал
Цицерона.
Противоположность софистического (агонистического) и сократического
(эвристического)
диалогов.
Основные
общеэстетические
категории,
определяющие риторический идеал античной классики: гармония, симметрия,
ритм, сдержанность («софросине» Платона), уравновешенность («годность»)
Цицерона.
3. Риторический идеал раннего христианства. Речевой образец
евангельских текстов (Нагорная проповедь). «Лествица» Иоанна Лествичника
как отражение принятых норм и идеалов речевого поведения. Основные
категории риторического образца, принятого в православном христианстве:
кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность;
риторические
категории, отражающие этот образец.
4. Древнерусская риторическая традиция. Особенности речевой культуры
и специфика отечественного речевого идеала. Его прошлое, настоящее и
будущее, перспективы реконструкции и развития.
РАЗДЕЛ II. Основные риторические категории и элементы речевого
мастерства
1. Понятие эффективности речевого общения. Различие принципов
определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста
культуры: информационное и дискурсивное определения.
Категория монолога и диалога и формы речевого общения.
2.
Оратория: мастерство публичного выступления.
1) принципы подготовки к публичной речи;
2) законы эффективного речевого общения: от Аристотеля к современной
неориторике. Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого
общения. Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения
контакта с адресатом;
3) основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий
(адресат, аудитория), предмет речи, условия речевого общения;
4) фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо
развивать. Принцип гармонизирующего диалога в речевом поведении оратора.
Дружелюбие как риторическая категория. Речевая этика в риторическом
понимании. Механизм стресса, способы его преодоления и использования;
5) фактор аудитории. Построение речи «по законам адресата». Социология
и психология аудитории. Стратегия и тактика речевого поведения оратора;
6) факторы внимания. Данные психологии внимания: оптимальная
продолжительность речи и её частей, особенности структуры и формы
публичной речи, направленные на привлечение и удержание внимания
аудитории. Основные факторы внимания:
движение
(словесное,
содержательное, физическое — жесты и мимика, изменение положения тела
оратора и т. д.), конкретность, близость, разнообразие, юмор. Контроль за
вниманием;
7) фактор движения. Язык движений. Мимика, жест. Поза оратора.

Основные принципы жестикуляции и ораторские жесты: история и
современность. Принципы и способы аудиторной и самостоятельной работы над
ораторским движением;
8) речь и звук: акустика речи. Значимые акустические признаки речи и
основные параметры: ритм, темп, паузирование, интонирование, высота голоса,
громкость, тембр. Приёмы звуковой выразительности и способы их
использования. Способы и приёмы работы над звуковой стороной своей речи;
9) структура публичного выступления. Путь от мысли к слову, его
основные этапы. Классический риторический канон и современность. Общие
принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала,
облачения его в словесную форму. Использование техники «общих мест».
Структура хрии и использование её принципов в построении публичной речи.
Функции отдельных этапов (частей) речи и задачи оратора. Методика
составления аннотированного плана выступления;
10) техника импровизированной речи. Ситуации и стереотипы.
Особенности импровизации. Подготовка, организация и исполнение.
Использование техники «общих мест». Приёмы импровизированной речи;
11) фактор
удовольствия:
эстетика
речи.
Средства
речевой
выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и
фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы.
Амплификация. «Ссылка на авторитеты», цитирование, пословица, афоризм.
Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной
речи;
12) риторические функции речевой нормы. Принципы и способы работы
над правильностью речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы.
РАЗДЕЛ III. Мастерство беседы
1. Проблема понимания. Сообщение и метасообщение: буквальный и
коммуникативный смысл высказывания. Прямое и непрямое информирование.
Речевой
стиль
в
бесе-де:
национальнокультурные,
социальные,
индивидуально-личностные особенности. Речевое поведение: стратегия,
тактика. Типы беседы и соотношения речевых ролей собеседников.
2. Архитектоника беседы. Речевые стратегии в беседе. Социальная и
речевая роли. Истоки нарушения понимания. Пути преодоления непонимания.
Способы развития быстроты реакции на реплику собеседника.
3. Искусство выражать своё мнение: риторика оценки. Хвала и хула как
риторические категории. Допустимая степень категоричности высказывания и
национальные речевые традиции.
4. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Виды доказательств.
Ошибки и уловки спорщиков. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение
спорящих. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников,
возможная типология ситуаций спора.
5. Риторика адресата: основы теории и тактики слушания. Приёмы и
техника активного слушания монологической и полилогической речи.
РАЗДЕЛ IV. Основы риторики делового общения
1. Риторика делового общения: её предмет и задачи, значение в

общественной и частной жизни. Особенности делового общения, его важнейшие
формы.
2. Деловая беседа: определение, функции, риторические особенности.
Ситуация деловой беседы: цели и речевое поведение собеседников, стратегия и
тактика деловой беседы. Техника постановки вопросов. Совершенствование
реакции на реплику и поведение собеседника. Речевая этика в деловой беседе.
Подготовка к деловой беседе. Техника ведения записей.
3. Деловое выступление. Типы делового выступления, цели и речевое
поведение выступающего. Оценка реакции аудитории. Специфика выражения
оценочных суждений. Этапы делового выступления. Подготовка к деловому
выступлению, ведение записей.
Тема 1. Традиционное определение риторики (2 ч.).
Традиционное определение риторики. Сила слова в общественной жизни.
Риторика истинная и ложная. Роль Сократа в становлении истинного
красноречия
Тема 2. Риторика в современном мире (2 ч.).
Особенности и сущность современного красноречия. Слово в
современном мире: утраты и перспективы.
Тема 3. Предмет риторики в античной Греции (2 ч.).
Истоки риторики: софисты. Сократ. «Риторика» Аристотеля. Поэмы
Гомера. Платон.
Тема 4. Предмет риторики в России (VII—XIX вв.) (2 ч.).
«Краткое руководство к красноречию» М. В. Ломоносова. «Общая
риторика» Н. Ф. Кошанского. Изменение предмета русской риторики в XIX —
начале ХХ в.
Тема 5. Определение современной риторики (2 ч.).
Возрождение риторики во второй половине ХХ в. Определение предмета
современной риторики. Необходимость риторического мастерства для
гражданина современного общества.
Тема 6. Современная общая и частные риторики (2 ч.).
Общая риторика и её основные разделы в соответствии с этапами
классического риторического канона. Аргументация. Современные частные
риторики. Оратория, мастерство беседы, применение риторики в повседневном
общении, понятие об этнориторике. Риторика политическая, юридическая,
педагогическая и др.
Тема 7. Речевое событие, дискурс, речевая ситуация (2 ч.).
Речевое событие как основная единица речевого поведения и общения.
Дискурс. Речевая ситуация и её компоненты. Риторика и лингвопрагматика.
Речевое поведение и картина мира.
Тема 8. Структура речевой ситуации (2 ч.).
Участники, отношения между ними, обстоятельства как основные
компоненты речевой ситуации. Социальная и речевая роли. Речевые цели
(намерения).
Тема 9. Словесный поступок (речевой акт) (2 ч.).
Речевое действие (речевой акт) как основная единица речевого поведения

и понятие лингвопрагматики. Типы речевых актов и типы дискурса. Речевые
акты в поведении человека.
Тема 10. Виды сообщений: прямое и косвенное (2 ч.).
Прямые и косвенные сообщения. Формы метасообщений. Возможности
взаимопонимания и его нарушения. Выгоды и опасности непрямых (косвенных)
сообщений.
Тема 11. Гармония речевого общения и образ говорящего (2 ч.).
Гармония как принцип успешного речевого общения. Образ говорящего
как система свойств личности. Эффективность речи и образ говорящего.
Обаяние и артистизм как риторические понятия и их проявления в поведении
говорящего. Признаки успешности речевого общения и проявления гармонии.
Последствия нарушения принципа гармонии в речевом общении.
Тема 12. Важнейшие качества говорящего. Уверенность (2 ч.).
Уверенность говорящего и «право на речь». Ораторский страх. Страх и
волнение. Стресс и его влияние на речевое поведение. Способы борьбы со
стрессом и его проявлениями в речевом поведении.
Тема 13. Другие необходимые качества говорящего (2 ч.).
Дружелюбие, искренность, объективность, увлечённость предметом речи
как риторические категории. Способы их проявления в речевом поведении.
Тема 14. Первый закон современной общей риторики и принципы его
реализации (2 ч.).
Законы риторики и гармония речевого события. Закон гармонизирующего
диалога как наиболее общий закон риторики. Принципы диалогизации речевого
поведения. Внимание говорящего к адресату как принцип реализации первого
закона риторики.
Тема 15. Принципы близости и конкретности речи (2 ч.).
Принципы близости и конкретности речи как основные современные
способы её диалогизации. Близость содержания и речевого поведения к
потребностям и возможностям адресата как реализация принципа внимания к
адресату. Конкретность речи — необходимое свойство хорошей речи,
стимулирующее и поддерживающее внимание адресата.
Тема 16. Второй закон риторики (2 ч.).
Сущность второго закона риторики — закона продвижения и ориентации
адресата на «карте» речи. Способы создания движения в речи.
Тема 17. Третий закон риторики (2 ч.).
Третий закон риторики — закон эмоциональности речи. Риторические
средства и принципы выполнения этого закона.
Тема 18. Четвёртый закон риторики (2 ч.).
Четвёртый закон общей риторики — закон удовольствия. Риторические
средства и принципы создания удовольствия адресата от речи. «Риторика»
Аристотеля: «приятное» как один из важнейших способов управления
вниманием адресата.
Тема 19. Единство общериторических законов (2 ч.).
Взаимосвязь и взаимозависимость четырёх законов общей риторики.
Первый закон как обобщающий, три других закона в их иерархии по значимости

(от второго к четвёртому).
Тема 20. Коммуникативное сотрудничество говорящего и адресата (2
ч.).
Говорящий и адресат в живом взаимодействии. Принцип
коммуникативного сотрудничества. Аристотель: основные требования к
хорошей речи. Требования к речи в лингвопрагматике ХХ в.
Тема 21. Этика современного речевого поведения (2 ч.).
Традиционная риторическая этика (от «Риторики» Аристотеля к
современным проблемам публичного общения). Этика речевого поведения, или
«правила вежливости» (Р. Лакофф).
Тема 22. Основные коммуникативные стратегии и принцип гармонии
дискурса (2 ч.).
Три важнейшие коммуникативные стратегии: близости, отстранённости и
предоставления выбора. Примеры их реализации в поведении. Гармония
дискурса и его характеристики. Восприятие говорящего адресатом и оценка
речи. Проявление коммуникативных стратегий в характеристиках дискурса.
Причины предпочтения той или иной стратегии.
Тема 23. Развитие «чувства аудитории» (2 ч.).
«Чувство аудитории» и принцип коммуникативного сотрудничества в
публичной речи. Его проявления в речевом мастерстве. Тренировка основных
элементов (зрительный контакт, разговорность речи, голосовой контакт). Три
способа развития коммуникативности.
Тема 24. Классический риторический канон и его этапы (2 ч.).
Классический античный риторический канон как путь от мысли к слову,
его этапы: изобретение, расположение, выражение, запоминание, произнесение.
Риторический канон и современность. Античный риторический канон как
основа европейской риторической культуры.
Тема 25. Топика. Топ «род и вид», «определение», «целое и части» (2 ч.).
Топика как система «общих мест» (топов = топосов). Особенности
важнейших в риторической практике топов - «определение», «род и вид»,
«разновидности», «целое-части». Риторика и логика. Место топосов (топов) в
структуре речи и в речи художественной. Топосы как проявления общих законов
мышления — дедукции и индукции, анализа и синтеза.
Тема 26. Топы «свойства», «сопоставление», «причины и следствия» (2
ч.).
Топы «свойства» («признаки», «качества», «функции»). Топ
«сопоставление как закон мышления. Топ «причины и следствия», его виды.
Применение топов в речи. Виды топа «сопоставление»: сравнение и
противопоставление, поиски сходства и различий. Топ «причины и следствия»:
ключевое положение в аргументирующей речи.
Тема 27. Топы «обстоятельства», «пример» и «свидетельство», «имя» (2
ч.).
«Обстоятельства», «пример» и «свидетельство» в публичной речи.
Возможности топа «имя». Примеры использования топов. Топы «как?», «где?»,
«когда?», «почему?» и их применение в речи.

Тема 28. Смысловая схема речи (2 ч.).
Важность смысловой схемы для создания и восприятия речи. Общий
метод анализа и создания смысловой схемы текста. Способы «размножения
идей» (метод М. В. Ломоносова). Метод «дерева» при составлении смысловой
схемы речи.
Тема 29. Расположение (диспозиция). Как описать предмет речи?(2 ч.)
Расположение как второй этап риторического канона и второй основной
раздел классической и современной риторики. Итоговый принцип расположения
содержания в хорошем современном описании Метод старых риторик. Метод
расположения в описании по М. В. Ломоносову. Рекомендации Н. Ф.
Кошанского.
Тема 30. Мастерство описания: импровизация (2 ч.).
Импровизированные выступления - описания конкретных предметов.
Импровизированные выступления - описания лиц и отвлечённых предметов.
Тема 31. Как рассказывать истории?(2 ч.)
Основные стратегии расположения содержания в повествовании и их
связь с риторической ситуацией. Способы расположения содержания,
направленные на привлечение и удержание внимания адресата.
Тема 32. Мастерство повествования: импровизация (2 ч.).
Импровизированные выступления учащихся на выбранные и
обсуждённые заранее темы по образцу расположения. Импровизированные
выступления по различным образцам расположения.
Тема 33. Как говорить, рассуждая? Классическая хрия (2 ч.).
Структура восьмичастной классической строгой хрии: дедуктивный
образец, история и современное применение. Рассуждение и хрия. Хрия как
образец полной аргументации тезиса, сочетающий коммуникативные задачи
(1-й и 8-й этапы), рациональные дедуктивные доводы (прямое и обратное
доказательство: причины и следствия, противное), индуктивное доказательство
(пример и подобие), эмоциональные и образные аргумент (свидетельство,
подобие).
Тема 34. Хрия как учебное упражнение в риторическом классе: обучение
(1 ч.).
Составление учителем с помощью учащихся рассуждения на заданный
учениками тезис; совместная работа риторического класса по составлению
классической хрии на предложенный учителем тезис под его руководством.
Составление учащимися риторического класса под руководством учителя хрии
на противоречащие друг другу тезисы, предложенные учениками.
Импровизированные выступления-рассуждения учеников риторического класса
на произвольно данные тезисы по плану классической хрии под контролем
учителя.
Импровизированные
выступления-рассуждения учеников в
риторическом классе на противоречащие тезисы по плану классической хрии
под контролем учителя.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы
программы базового уровня по риторике являются:
1) понимание историко-культурной ценности русского риторического
идеала как прототипа риторического идеала будущего (соединяющего
требования гармонии в общении, уважения к мнению и личности собеседника и
пр.), личной ответственности за сохранение и развитие русской речевой
культуры и речевого идеала, особенностей иных речевых идеалов и их ценности;
осознание роли риторики как дисциплины, необходимой для демократии и тесно
связанной с ней; готовность усвоить и совершенствовать своё речевое
мастерство, необходимое для реализации активной гражданской позиции;
2) обретение уверенности в себе и способности формировать и публично
высказывать собственное мнение; умение с уважением и вниманием включать
позицию партнёра (адресата) в собственную картину мира и своё слово о нём;
развитие богатства, структурности и смысловой насыщенности своего слова в
публичном общении;
3) понимание важности, ценности и возможности взаимопонимания с
различными по возрасту, социальному статусу, принадлежности к
национально-культурной
речевой
традиции
партнёрами;
успешная
социализация личности, формирование её как риторически подготовленного
собеседника, владеющего продуктивными типами беседы и умеющего
противодействовать непродуктивным, разрушающим подлинное общение
формам; самоидентификация в аспекте социальной и речевой роли в различных
речевых ситуациях; формирование этики диалогического речевого общения,
понимания путей самосовершенствования на основе усвоенных элементов
речевого мастерства в беседе, понимание ценности реального живого
человеческого общения с помощью слова; воспитание уважения к партнёру в
споре и осознания необходимости корректного речевого поведения; навыки
самооценки, самоконтроля и самоорганизации в аспекте речевого поведения в
беседе и споре;
4) развитие умений успешного прохождения собеседования при приёме на
работу; обретение уверенности в профессиональном успехе при выборе
специальностей, использующих слово как основной инструмент; формирование
этического отношения к деловым контактам и способности реализовать его с
помощью усвоенных в курсе техник.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней
школы программы базового уровня по риторике являются:
1) осознание исторического характера русского риторического идеала,
понимание его взаимосвязи и взаимозависимости с античной и русской
историей; включённость в риторическую картину мира знаний об исторических

истоках всемирной и русской риторики и знаний античных и древнерусских
литературных памятников, отразивших судьбу риторики;
2) включённость в деятельность по освоению второго раздела и
активизация в практике анализа и оценки публичной речи знаний норм
современного русского языка на всех языковых уровнях; знаний о типах
переносных
значений
и
синтаксических
структурах
повышенной
выразительности; знаний о роли ораторской речи в истории России и во
всемирной истории;
3) практическое владение диалогическими жанрами речи в её
литературно-разговорном стиле, активизация знаний, полученных в курсе
русского языка; овладение умениями и навыками регулятивного (самоконтроль
в беседе), познавательного (анализ реального речевого материала, порождаемого
в ходе беседы) и коммуникативного характера; умение вести продуктивный и
конструктивный диалог в различных ситуациях; наблюдать, анализировать и
оценивать поведение, речевую деятельность и подобные живые процессуальные
объекты; различать формальнологические и реальные словесные высказывания,
оценивать степень истинности первых и вторых;
4) развитие общеделовых речевых умений в основных ситуациях делового

общения, способности и умения анализировать чужие критические
высказывания, адекватно воспринимать их и создавать корректные и
продуктивные критические высказывания; воспринимать на слух, структурно
осмысливать, анализировать и оценивать в нужном темпе чужую речь в
ситуациях общения, требующих эмоциональной напряжённости.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы
программы базового уровня по риторике являются:
1) умение анализировать и оценивать собственную и чужую речь в аспекте
соответствия её требованиям риторического идеала и культурной традиции;
готовность к речевому общению с представителями иных национально-речевых
культур; знания о предмете и задачах риторики, о риторике общей и частных,
структуре, особенностях и источниках отечественного риторического идеала и
верных (продуктивных) способах речевого поведения современного человека;
2) умение анализировать публичное выступление по различным
параметрам, видеть недостатки и достоинства — оценивать его; умение
оценивать аудиторию и создавать её в процессе речи; умение строить свою
ораторскую речь «по законам адресата», управлять вниманием аудитории,
используя риторические техники основных элементов публичной речи; знание
теоретических основ успешной ораторской речи и умение применять его
практически;
3) освоение знаний о возможностях и факторах взаимопонимания в
диалогическом общении, способах и техниках организации продуктивного
общения в беседах различных типов, различиях социальной и речевой роли и
основных стратегиях и тактиках беседы; приобретение умений строить беседу

соответственно социальной и речевой роли, навыков быстрой и верной реакции
на реплику партнёра; умение использовать на практике знания о типах беседы в
обиходно-бытовом и публичном общении, речевом поведении в беседе и споре;
овладение современным концептуальным аппаратом, научными концепциями и
аналитическими методами современной лингвопрагматики, основами
мастерства спора и его логическими структурами, а также путями
совершенствования полученных умений в дальнейшей жизни и
профессиональной деятельности.
4) владение навыками речевого поведения в основных ситуациях делового
общения: беседе и бизнес-презентации (деловом докладе); усвоение знаний о
структуре таких ситуаций, их психологических особенностях и техниках
диалога и выступления, где основной риторической задачей является убеждение
адресата в обоснованности собственной позиции.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Традиционное определение риторики
Риторика в современном мире
Предмет риторики в античной Г реции
Предмет риторики в России (VII—XIX вв.)
Определение современной риторики
Современная общая и частные риторики

1

7

Речевое событие, дискурс, речевая ситуация

1

8

Структура речевой ситуации
Словесный поступок (речевой акт)
Виды сообщений: прямое и косвенное
Г армония речевого общения и образ
говорящего

1

1
2
3
4
5
6

9
10
11
12
13

Важнейшие качества говорящего.
Уверенность
Другие необходимые качества говорящего

1
1
1
1

1
1
1
1
1

Первый закон современной общей риторики
и принципы его реализации

1

15

Принципы близости и конкретности речи
Второй закон риторики

1

Третий закон риторики

1

17
18

Четвёртый закон риторики

Практические
работы

1

14

16

Контрольные
работы

1

1

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

34

Единство общериторических законов
Коммуникативное
сотрудничество
говорящего и адресата

1

Этика современного речевого поведения

1

Основные коммуникативные стратегии и
принцип гармонии дискурса
Развитие «чувства аудитории»
Классический риторический канон и его
этапы
Топика. Топ «род и вид», «определение»,
«целое и части»
Топы
«свойства»,
«сопоставление»,
«причины и следствия»
Топы «обстоятельства», «пример» и
«свидетельст-во», «имя»

1

1
1
1
1
1
1

Смысловая схема речи
Расположение (диспозиция). Как описать
предмет речи?

1

Мастерство описания: импровизация
Как рассказывать истории?
Мастерство повествования: импровизация
Как говорить, рассуждая? Классическая
хрия
Хрия
как
учебное
упражнение
в
риторическом классе: обучение созданию
хрии, импровизация

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1

1
1

1

1

1
34

3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Михальская А. К. Риторика. 10-11 классы. Базовый уровень. Учебник. М.: Дрофа,
2013 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Михальская А. К. Риторика. 10-11 классы. Базовый уровень. Учебник. М.: Дрофа,
2013 г.
2. Михальская А. К. Риторика. 10-11 классы. Риторика. 10-11 классы. Базовый
уровень. Программа. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2013 г.
3. Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия. М.: Флинта, Наука,
2011 г.
4. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс: учебное пособие. М.: Флинта, Наука,
2011 г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/847ddaa0-5f39-8859-e421-a9875cee97f
7/1008592A.htm

https://4brain.ru/oratorskoe-iskusstvo /
https://academiait.ru/course/obuchenie-oratorskomu-masterstvu-uroki-rechi-i-kursyoratorskogo-iskusstva-svoboda-rechi-nlp/
https://freeonlinecourses.ru/ad-category/dostizhenie-uspekha
https://stepik.org/course/115323/promo#toc


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».