1. Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основной школы, авторской программы Босовой Л.Л.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015., допущенной Министерством образования и науки РФ к изучению в общеобразовательных учреждениях , а также с учетом примерной основной образовательной программы, целей и задач основной образовательной программы МБОУСОШ № 5. Изучение курса Информационные технологии в 6 классах направлено на достижение следующих целей: пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики и ИКТ, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «информация», «алгоритм», «текстовый редактор», «графический редактор» , «исполнитель»; обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата; формирование и развитие компетенций, обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения курса Информационные технологии в 6 классе необходимо решить следующие задачи: показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире; организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов; работа в среде соответствующего исполнителя); формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности. В соответствии со структурой школьного образования (начальная, основная и профильная школы), выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий. Изучение курса Информационные технологии ведется в 6 классе за счет компонента образовательного учреждения. Программа рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю). Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности. Для изучения предмета информатика и ИКТ на уровне основного общего образования в 6 классе используется предметная линия учебников: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 2. Планируемые результаты изучения учебного курса Раздел 1. Цифровая грамотность По окончанию учебного года ученик научится: соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете; ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу); работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов; По окончанию учебного года ученик получит возможность научиться: защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты; Раздел 2. Информация вокруг нас По окончанию учебного года ученик научится: пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»; иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма данных; сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов; По окончанию учебного года ученик получит возможность научиться: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; Раздел 3. Информационные технологии По окончанию учебного года ученик научится: объяснять различие между растровой и векторной графикой; создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации создаваемых документов; создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы; создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами анимации; выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта); По окончанию учебного года ученик получит возможность научиться: выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями; искать информацию в Интернете (в том числе по выбранным ключевым словам, по изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации; запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу; Раздел 4. Алгоритмика По окончанию учебного года ученик научится: понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов; понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем; понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»; подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации; исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.; По окончанию учебного года ученик получит возможность научиться: исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд; по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен; разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы(подпрограммы). 3. Содержание учебного курса РАЗДЕЛ 1. Цифровая грамотность ( 6 часов) Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем. РАЗДЕЛ 2. Информация вокруг нас (2 часа) Информационные процессы. Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). РАЗДЕЛ 3. Информационные технологии (14 часов) Текстовый процессор MS Word. Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Построение диаграмм средствами текстового процессора. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление сложных таблиц в текстовые документы. Приложение создания компьютерных презентацийMS Power Point. Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки. РАЗДЕЛ 4. Алгоритмика (10 часов) Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителем Робот. Практикум: Практическая работа №1 «Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов)». Практическая работа №2 «Поиск файлов средствами операционной системы». Практическая работа №3 «Преобразование информации, представленной в форме таблиц и диаграмм, в текст». Практическая работа №4 «Исследование возможностей векторного графического редактора Масштабирование готовых векторных изображений». Практическая работа №5 «Создание и редактирование изображения базовыми средствами векторного редактора (по описанию)». Практическая работа №6 «Разработка простого изображения с помощью инструментов векторного графического редактора (по собственному замыслу)». Практическая работа №7 «Создание небольших текстовых документов с нумерованными, маркированными и многоуровневыми списками». Практическая работа №8 «Создание небольших текстовых документов с таблицами». Практическая работа №9 «Создание одностраничного документа, содержащего списки, таблицы, иллюстрации». Практическая работа №10 «Построение диаграмм средствами текстового процессора». Практическая работа №11 «Построение графиков средствами текстового процессора». Практическая работа №12 «Создание презентации на заданную тему». Практическая работа №13 «Создание презентации с гиперссылками.». Практическая работа №14 «Создание презентации с интерактивными элементами». Практическая работа №15 «Составление линейных алгоритмов в среде исполнителя Робот». Практическая работа №16 «Составление ветвящихся алгоритмов в среде исполнителя Робот». Практическая работа №17 «Составление алгоритмов с повторением в среде исполнителя Робот». Практическая работа №18 «Составление алгоритмов с использованием подпрограмм в среде исполнителя Робот». Таблица 1. Распределение часов по разделам Раздел Цифровая грамотность Информация вокруг нас Информационные технологии Алгоритмика Резерв Итого Часы 6 2 14 10 2 34