Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Приморского края

Черниговский муниципальный округ
МБОУСОШ No 5 пгт. Сибирцево

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководидель^МО

Заместитель директора

Директор МБОУСОШ

Максименко Н.Г.
Протокол №1 от «30» 08.
2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
для обучающихся 4 класса

Сибирцево, 2023г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль:
Основы православной культуры ориентирована на учащихся 4 класса и разработана на
основе следующих документов:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
РоссийскойФедерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N
373) с изменениями и дополнениями.
3. Авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики: основы
православной культуры» Васильева О.Ю. (Васильева О.Ю. Рабочая программа к учебнику
Васильева О.Ю. «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной
культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Ю.Васильева. –
МА.: ООО «Русское слово – учебник», 2023).
Данный методический комплект вошёл в Федеральный перечень учебников,
рекомендованных (допущенных) Министерством просвещения Российской Федерации:
Литература для учащихся:
1. Васильева О.Ю. Основы религиозных культур и светской этики: основы
православной культуры: учебник для 4 класса М., 2023.
Методическая литература для учителя:
1. ВасильеваО.Ю. Рабочая программа к учебнику «Основы религиозных культур и
светской этики: основы православной культуры». 4 класс, 2023.
2. Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики: основы
православной культуры». 4 класс/авт.-сост. О.Ю.Васильева, К.В.Савченко, Т.И.Тюляева,
2023 г.
Место курса в учебном плане
В соответствии с основной образовательной программой начального общего
образования и примерными программами начального общего образования предмет
«Основы религиозной культуры и светской этики» является частью предметной области
«Основы православной культуры» и изучается в 4-ом классе.
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые
национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность,
семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и
литература, природа, человечество.
Данный курс «Основы православной культуры» используется в рамках
комплексного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Обучение
организуется с согласия обучающегося и по выбору родителей.
Курс «Основы православной культуры» рассчитан на 1 год обучения в 4 классе, на
34 часа учебного времени из расчёта один час в неделю.
Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход.
Цель и задачи изучения учебного предмета «Основы Религиозных культур и
светской этики».
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному
нравственномуповедению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных

традициймногонационального народа России, а также к диалогу с представителями
других культур имировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
•

•
•

•

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по
выбору родителей (законных представителей);
развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в
жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы
личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей
семьи;
развитие
способностей
обучающихся
к
общению
в
полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ —
культурологический подход, способствующий формированию у младших
школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской
(гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации

Cодержание программы учебного предмета
Тема 1. Россия — наша Родина (2 ч)
Россия — наша Родина. Россия — огромная страна. Богатство и разнообразие
природы нашей страны. России принадлежит пятая часть всех лесов мира. Природа и
география России. Животный и растительный мир нашей страны, заповедники и
национальные парки. Песни и стихи о Родине. Пейзажи России. Воспевание красоты
родной земли — излюбленная тема в русской культуре. Официальное название России —
Российская Федерация. Главная сила в государстве — народ. Богатства России — заслуга
народа, хранившего и приумножавшего ее достояние, ее культуру. Национальный состав
России. Россия — общий дом для всех народов, ее населяющих. Необходимость для
всеобщего благополучия в государстве почтительно относиться к истории страны, ее
национальной культуре, традициям. Любовь к России, воспеваемая в поэзии, песенном
творчестве.
Тема 2. Православная духовная традиция (2 ч)
Исторические имена России. Понятия духовности, традиции, духовной традиции,
культуры, религии. Православная духовная традиция и ее роль в формировании культуры
Отечества. 988 год — дата Крещения Руси. Князь Владимир Святой — креститель Руси.
Понятие «государственная религия». Символическое значение креста как главного
христианского символа. Государственные символы: флаг, герб, гимн. Знакомство с
текстом гимна России, символическими духовными смыслами элементов и цветов герба,
государственного флага России и штандарта Президента России. Образ Георгия
Победоносца на гербе Москвы и России.
Тема 3. Что такое христианство (1 ч)
Новая эра и Рождество Христово. Современный отсчет времени. Иисус Христос —
Спаситель мира. Святая Земля. Вифлеем — место рождения Иисуса Христа. Священное
Писание и Новый Завет. Четвероевангелие: Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна.
Значение слова «Евангелие». Богочеловек — Сын Бога и Сын Человеческий.

Боговоплощение от Духа Святого и Девы Марии Иоанн Предтеча — Креститель Господа
Иисуса Христа. Проповедь Царства Божия (Царства Небесного). Понятие «апостолы».
Тема 4. Особенности восточного христианства (1 ч)
Три основных направления христианства: православие, католицизм, протестантизм.
Синонимы, означающие православие: Восточное христианство, Византийская, Греческая
вера. Понятия инославия и иноверия. Вселенские Соборы. Символ веры как краткая
формулировка вероучительных истин. Празднование Пасхи. Традиция иконопочитания.
Полное название Православной (Восточной, Византийской, Греческой) Церкви — Единая
Святая Соборная и Апостольская Церковь.
Тема 5. Культура и религия (1 ч)
Происхождение культуры, происхождение термина «культура». Происхождение
религии. Понятие богооткровения. Связь между культурой и религией в истории
человеческого общества. Связь между культурой и религией в современном обществе.
Основные существенные признаки культуры: результат деятельности человека, ценность
и полезность для человека и общества. Мировоззрение. Этика.
Тема 6. Добро и зло в православной традиции (1 ч)
Библия — Священное Писание. Традиционный — религиозный — взгляд на
происхождение добра и зла. Сотворение мира духов. Отпадение Денницы. Сотворение
первых людей и их пребывание в раю. Древо познания добра и зла. Грехопадение первых
людей. Первородный грех. Ад. Спасение души.
Тема 7. Во что верят православные христиане (1 ч)
Вера как основа любой религии и синоним слова «религия». Догматы —
вероучительные истины. Символ веры. Раскрытие смыслов членов Символа веры.
Понятие о Святой Троице, Троице Единосущной, Ипостаси. Учение о Христе,
Божественной и человеческой природе Иисуса Христа. Таинство Крещения как начало
пути спасения. Главные заповеди в Евангелии.
Тема 8. Золотое правило нравственности (1 ч)
Свобода вероисповедания граждан России. Закрепление права на свободу
вероисповедания, убеждений, национальную культуру, родной язык в Конституции
России — Основном законе нашей страны. Золотое правило нравственности:
формулировка, смысл правила, распространенность в разных культурах.
Тема 9. Любовь к ближнему (1 ч)
Повторение главных евангельских заповедей. Притча как форма проповеди. Притча
о добром самарянине. Духовно-этический анализ притчи.
Тема 10. Милосердие и сострадание (1 ч)
Расширение и углубление духовно-этического смысла притчи о добром
самарянине. Раскрытие понятий милосердия и сострадания. Примеры милосердия и
сострадания из современной жизни и опыта школьников.
Тема 11. Отношение к труду (1 ч)
Книга Бытие о сотворении мира и человека. Сотворение мира как творческий труд
Создателя. Божественный замысел сотворения человека и выполнение замысла. Труд
человека в раю. Труд после грехопадения первых людей и изгнания их из рая. Духовный
закон о труде, полученный через пророка Моисея.
Тема 12. Долг и ответственность (1 ч)
Долг и ответственность. Формирование чувства долга и ответственности в
православной культуре. Библия об ответственности человека за мир. Всемирный потоп.
Евангельская притча о талантах. Духовно-этический смысл притчи о талантах.
Тема 13. Защита отечества (1 ч)
Традиционное православное отношение к Отечеству. Понимание в православной
традиции защиты Отечества как священного долга каждого гражданина. Лозунг русского
воинства: «За веру, царя и Отечество». Традиционное отношение в православной культуре
к России как дому Пресвятой Богородицы. Первые ордена в России и их посвящение

духовным подвигам святых. Воинские награды. Орден Святого Георгия — высшая
награда России. Имена великих русских полководцев. Статья Конституции РФ о защите
Отечества.
Тема 14. Десять заповедей божиих (1 ч)
Понятие о заповедях Божиих. Миссия пророка Моисея. Получение заповедей
Божиих на горе Синай. Скрижали. Содержание и толкование десяти заповедей Божиих.
Распространение десяти заповедей Божиих по всему миру и принятие их в качестве
нравственной нормы в человеческом обществе.
Тема 15. Заповеди блаженства (1 ч)
Понятие Царства Божия. Понятие о проповеди как поучающей речи. Нагорная
проповедь Спасителя, ее содержание и значение. Понятие блаженства как высшей
духовно-нравственной радости, высшего счастья. Заповеди блаженства. Религиозная
преемственность и новизна в учении Христа.
Тема 16. Православие в России (2 ч)
Древнее предание о посещении святым апостолом Андреем Первозванным исконно
русских земель. «Повесть временных лет» и «Степенная книга» как древнейшие
литературные памятники русской культуры. Первые русские князья-христиане Аскольд и
Дир. Княгиня Ольга. Принятие княгиней Ольгой святого крещения в Константинополе
(Царьграде), столице Византии. Князь Владимир и его выбор веры. Крещение князя
Владимира. Крещение Руси. Распространение православия на Руси после ее крещения и
развитие православной культуры.
Тема 17. Православный храм и другие святыни (2 ч)
Традиционное понятие храма как общего дома Бога и верующих в него.
Разнообразие храмовых построек, купол с водруженным крестом как главная
отличительная особенность православных храмов. Внешнее и внутреннее устроение
храма. Храмовые предметы. Понятие «святые мощи», их почитание в православной
традиции.
Тема 18. Таинства православной церкви (1 ч)
Таинства Церкви. Назначение церковных таинств. Семь церковных таинств:
Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причащение, Соборование, Венчание, таинство
Священства.
Тема 19. Древнейшие чудотворные иконы (1 ч)
Почитание икон как святынь. Понятие «чудотворные иконы». Спас Нерукотворный
— первая икона. История появления иконы «Спас Нерукотворный». Первые иконы
Пресвятой Богородицы.
Первый иконописец — святой евангелист Лука. История
Владимирской иконы Божией Матери. Древнейшие чудотворные иконы Пресвятой
Богородицы.
Тема 20. Молитва (1 ч)
Понятие молитвы в православной традиции. Роль молитвы в жизни православных
христиан. Молитва как жанр литературы в русской культуре, художественное
произведение, поэтические переложения молитвы в русской литературе. Молитва
Господня. Иисусова молитва.
Тема 21. Православные монастыри (1 ч)
Монастыри в православной культуре. Молитвенное призвание монахов, монахинь.
Понятие о житиях святых. Названия знаменитых обителей России: Свято-Троицкая
Сергиева Лавра, Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, СвятоУспенский Псково-Печерский
монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий
монастырь. Преподобный Сергий Радонежский — основатель Свято-Троицкой Сергиевой
Лавры. Понятие о Великой схиме как высшей степени посвящения Богу.
Тема 22. Почитание святых в православной культуре (1 ч)
Понятие святости. Местночтимые и общецерковные святые. Лики святости: святые
апостолы, святые мученики и великомученики, святые равноапостольные, святые

целители, бессребреники, святители, блаженные, юродивые. Наиболее почитаемые
святые: апостолы от двенадцати, апостолы от семидесяти, апостол Павел,
равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл, великомученик и целитель
Пантелеимон, Василий Блаженный, святитель Николай Чудотворец Мирликийский.
Тема 23. Символический язык православной культуры: храм (1 ч)
Символичность православной культуры. Символ — условный знак, предмет или
изображение, которое используется для обозначения какого-то важного смысла. Крест —
главный символ христианства. Символическое значение креста и его составляющих
частей. Крестное знамение как освящение помыслов, чувств и дел. Символическое
значение храма и его частей.
Тема 24. Икона, фреска, картина (1 ч)
Икона в жилом доме. Красный угол. Символический язык иконы. Ореол, нимб —
символ святости, сияние духовной славы. Особенности создания иконы и символичность
использования материалов для иконы. Паволока, левкас, темпера. Фреска — живопись
водными красками по сырой штукатурке. Отличия иконы от картины на религиозную
тему. Евангельские сюжеты в произведениях русских художников и в культуре
европейских народов.
Тема 25. Колокольные звоны и церковное пение (1 ч)
Восприятие византийских традиций богослужения на Руси. Расцвет церковной
музыки в России в XV–XVI веках. Понятие «стихира». Понятие о знаменном распеве.
Крюки. Знамена. Понятие канона в церковном искусстве. Стоглавый собор и его решения
о строгом соблюдении канона. Партесное пение. Понятие акапеллы. Церковнославянский
язык. Логос. Колокола как единственный музыкальный инструмент в православной
традиции. Колокольные звоны и их использование: благовест, трезвон, перебор.
Тема 26. Прикладное искусство (1 ч)
Повторение, углубление и расширение изученного материала о символичности
православной культуры. Понятие прикладного искусства. Райское древо жизни — символ
рая, духовного сада. Виноградная лоза как символ Самого Христа, виноградные ветви как
символ святых апостолов. Символическое значение золота в храмах. Названия храмовых
предметов: киот, канун, аналой, паникадило, потир.
Тема 27. Православные праздники (1 ч)
Понятие «праздничные иконы». Церковные праздники. Праздники переходящие и
непереходящие. Светлое Христово Воскресение, Пасха Господня — самый главный
праздник, Торжество торжеств и Праздник праздников. Понятие о двунадесятых
праздниках. Двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы; Введение во
храм Пресвятой Богородицы; Благовещение Пресвятой Богородицы; Рождество Христово;
Сретение Господне; Крещение Господне; Преображение Господне; Вход Господень в
Иерусалим; Вознесение Господне; День Сошествия Святого Духа (Пятидесятница, День
Святой Троицы); Успение Пресвятой Богородицы; Воздвижение Креста Господня.
Тема 28. Православный календарь (1 ч)
Понятие о новом и старом календарном стиле. Юлианский календарь, организация
церковной жизни по юлианскому календарю. Григорианский календарь, организация
светской жизни по григорианскому календарю. Постановление Первого Вселенского
Собора о времени празднования Пасхи Господней. Переходящие праздники,
непереходящие праздники.
Тема 29. Христианская семья и ее ценности (1 ч)
Понятие о православной семье как малой церкви. Скрепление супружества
таинством Брака (Венчания). Преподобные Петр и Феврония — образец супружества в
православной традиции. Житие святых Петра и Февронии. 8 июля — День семьи, любви и
верности. Русская народная мудрость о семье, семейном счастье.
Итоговое повторение и обобщение (1 ч)

Результаты освоения курса.
Личностные результаты освоения основной
начального общего образования должны отражать:

образовательной

программы

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Гражданско-патриотическое воспитание:
1) становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка,
истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и
настоящего в культуре общества;
2) осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущемусвоей страны и родного края,
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе
восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;
3) первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи
и
интерпретации
информации
в соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования с учетом специфики содержания предметных
областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.

Планируемые результаты по учебным модулям.
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры,
духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения,
ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между
людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной
традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных
религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в
истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни
людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами православной
христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по
выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
–развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением
людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих
уровнях общего образования.

Воспитательный потенциал курса реализуется через:
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в
российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской
идентичности обучающихся
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений,
применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с новым ФГОС НОО (осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся
к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие
мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом.)
Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического,
антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностноориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической
направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования
нравственному
примеру,
безопасной
жизнедеятельности,
инклюзивности,
возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с новым
ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и
приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:

1.
Гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
2.
Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности.
3.
Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства.
5.
Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с
учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной
и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6.
Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности.
7.
Экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды.
8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию
себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

Тематическое планирование
4 класс

№

Тема

Содержание

Четвертый год обучения 34 часа

ЭОР

Виды деятельности

1

2

3

Россия — наша
Родина (1 ч)

Культура и
религия.
Введение в
православную
духовную
традицию (2 ч)

Во что верят
православные
христиане (4 ч)

Россия —
многонациональное
государство. Духовный
мир человека.
Культурные традиции.
Культурное
многообразие России.
Народы и религии в
России. Традиционные
религии народов
России/

Культура и религия.
Что такое культура?
Что такое религия? Как
человек создаёт
культуру. Истоки
русской культуры — в
православной религии.

Бог — Творец, который
создал весь мир и
человеческий род. Бог
есть Любовь. Бог и
человек. Вера в Бога и
её влияние на поступки
людей. Что такое
православие. БогТроица. Что значит
молиться. Кто такие
святые. Священное
Предание. Священное
Писание христиан —

http://schoolcollection.edu

Использовать систему условных
обозначений при выполнении
заданий, рассматривать
иллюстративный материал,
соотносить текст с
иллюстрациями;
Читать и отвечать на вопросы по
прочитанному;
Размышлять о роли духовных
традиций народов России, их
значении в жизни человека,
семьи, общества, духовном мире
человека;
Называть традиционные
религии в России,
народысамостоятельно
оценивать свои достижения;);
Приводить примеры единения
народов России (например
«День народного единства» и
т.д.);

Выделять тему и идею учебного
текста, формулировать вопросы
к тексту и отвечать на них.
Объяснять соотношение
культуры и религии, сущность
культуры, значение религии как
духовной культуры человека,
http://schoolнарода, общества.
collection.edu
Рассказывать о том, как человек
создаёт культуру; об истоках
русской культуры в
православной религии.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Использовать ключевые
понятия темы в устной и
письменной речи, применять их
при анализе и оценке фактов
https://cleverдействительности.
lab.pro/mod/pag
Раскрывать своими словами
e/view.php?id=3
первоначальные представления
о мировоззрении (картине
http://schoolмира) в православии,
collection.edu
вероучении о Боге-Троице,
Творении, человеке,
Богочеловеке Иисусе Христе
как Спасителе, Церкви.

Библия. Ветхий и
Новый Заветы в
Библии.

4

Добро и зло в
православной
традиции.
Золотое правило
нравственности.
Любовь к
ближнему (4 ч)

Пересказывать прочитанное,
составлять рассказ с введением
в него новых фактов;
соотносить про- читанное с
личным жизненным опытом.
Рассказывать о том, как вера в
Бога влияет на по- ступки
людей, что такое молитва, кто
такие святые, что такое
Священное Предание Церкви,
что его составляет, о
Священном Писании (Библии),
Ветхом и Новом Заветах.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Рассказывать о том, что такое
заповеди Бога, какие заповеди
Бог дал Моисею.
Анализировать содержание
Десяти ветхозаветных
заповедей с религиозной и
нравственно-этической точки
Добро. Зло. Грех.
зрения. Рассуждать о
Работа совести.
возможности и необходимости
Покаяние. Десять
соблюдения нравственных норм
ветхозаветных
жизни (свобода, разум, совесть,
заповедей, данных
доброта, любовь).
Богом Моисею.
Рассказывать о нравственных
Заповеди Иисуса
заповедях Иисуса Христа —
Христа — Заповеди
Заповедях Блаженства, их
Блаженств, их
https://cleverсоотношении с Десятью
содержание и
lab.pro/mod/pag
ветхозаветными заповедями.
соотношение с Десятью e/view.php?id=3
Объяснять понимание в
заповедями. Кто для
православном христианстве,
христиан ближний,
кто такой ближний, что
любовь к ближним.
означает любовь к ближнему,
«Золотое правило
как понимается в православной
нравственности» в
традиции «золотое правило
православной культуре.
нравственности» (поступайте с
Святость в
другими так, как хотели бы,
православной
чтобы с вами поступили), о
традиции, святые.
святости и святых в
православной традиции.
Размышлять и рассуждать на
морально-этические темы.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.

5

6

Отношение к
труду. Долг и
ответственность
(2 ч)

Заповеди Творца
Прародителям.
Отношение к труду в
Православии.
Уважение к труду.
Совесть. Нравственный
долг и ответственность
человека в
православной
традиции.

Милосердие
и сострадание (2
ч)

Милосердие и
сострадание в
православной
христианской
традиции. Особенности
христианской морали,
отношение к личным
врагам. Христианское
милосердие.
Милосердие к
животным.
Деятельное
сострадание людям,
нуждающимся.

Читать и пересказывать
учебный текст. Объяснять
значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст
учебника.
Использовать знакомые слова в
новом мировоззренческом
контексте.
Рассказывать о грехопадении
Прародителей,
https://easyen.ru
о заповедях, о роли труда в
/load/orkseh/294
жизни православных христиан.
Устанавливать логическую
связь между фактами;
участвовать в беседе.
Анализировать прочитанное с
точки зрения полученных ранее
знаний.
Соотносить изученное с
примерами из жизни,
литературных произведений.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Рассуждать о необходимости
соблюдения нравственных норм
жизни (заботиться о других,
любить друг друга,
сочувствовать, не лениться,
не лгать).
Раскрывать основное
содержание нравственных
категорий в православной
культуре, традиции (любовь,
вера, милосердие, прощение,
покаяние, сострадание,
Библиотека
ответственность, послушание,
ЦОК
спасение), Заповедей
https://m.edsoo.r
Блаженства.
u/7f410de8
На примере милосердия и
сострадания объяснять
нравственный идеал
православной культуры.
Выражать первоначальный
опыт осмысления и
нравственной оценки
поступков, поведения
(своих и других людей) с
позиций православной этики,
понимания милосердия и
сострадания
в православной культуре.

7

8

Православие в
России (5 ч)

Православный
храм и другие
святыни (3 ч)

Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Крещение Руси. Святые
Объяснять значение слов
равноапостольные
(терминов и понятий) с опорой
княгиня Ольга и князь
на учебный текст.
Владимир Креститель.
Осуществлять поиск
Развитие православной
необходимой информации для
культуры,
выполнения заданий.
распространение
Рассказывать, как христианство
христианства на Руси.
пришло на Русь, о Крещении
Святая Русь. Русские
Руси равноапостольным князем
святые. Православие в
Владимиром, почему Русь
русской культуре, в
называют Святой,
современной России.
о русских святых, житиях
https://easyen.ru
святых.
/load/orkseh/294
Соотносить содержание текста
с иллюстративным рядом.
Использовать речевые средства,
навыки смыслового чтения
учебных текстов, участвовать в
беседе. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Уметь рассказывать о
праздновании Крещения Руси,
Дней славянской письменности
и культуры. Уметь
использовать электронные
формы учебника (ЭФУ).

Православный храм —
его устройство и
убранство.
Алтарь, Царские врата,
иконостас, притвор.
Нормы поведения в
православном храме.
Миряне и
священнослужители.
Богослужение в храме.
Таинства Церкви.
Монастыри,
монашество.

Объяснять значение слов
(терминов и понятий) с опорой
на учебный текст.
Осуществлять поиск
необходимой информации для
выполнения заданий.
Соотносить содержание текста
с иллюстративным рядом.
https://easyen.ru Рассказывать о назначении и
/load/orkseh/294 устройстве православного
храма (собственно храм,
притвор, алтарь, иконы,
иконостас), нормах поведения в
храме, общения с мирянами и
священнослужителями,
богослужениях в храмах,
Таинствах, о монашестве и
монастырях в православной
традиции. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.

Использование электронных
форм учебника (ЭФУ).

Символический
язык
православной
культуры:
христианское
искусство
(иконы, фрески,
церковное
пение,
прикладное
искусство),
православный
календарь.
Праздники (6 ч)
9

10

Христианская
семья и её
ценности (3 ч)

Объяснять значение слов
(терминов и понятий) с опорой
на учебный текст.
Распознавать христианскую
символику, объяснять своими
словами её смысл и значение в
Христианская
православной культуре.
символика. Крест
Рассказывать о художественной
Христов. Православная
культуре в православной
художественная
традиции, о церковном пении,
культура. Православная
иконописи, особенностях икон
икона, виды икон.
в сравнении с картинами.
Церковное пение.
Называть православные
Церковное прикладное
праздники, объяснять их
искусство.
значение (не менее трёх,
Православный
включая Воскресение Христово
календарь. Праздники и
и Рождество Христово), о
посты в православном
православных постах,
календаре.
назначении поста в жизни
Двунадесятые
православных христиан.
праздники.
Проверять себя и
Воскресение Христово
самостоятельно оценивать свои
(Пасха). Рождество
достижения.
Христово. Праздники
Использование электронных
святым.
форм учебника (ЭФУ.
Православные праздники:
«Воскресение Христово
(Пасха)», «Рождество
Христово», «День славянской
письменности и культуры»,
«День семьи, любви и верности.
Семья в православной
Библиотека
Объяснять значение слов
традиции — Малая
ЦОК
(терминов и понятий) с опорой
Церковь. Таинство
https://m.edsoo.r на учебный текст.
Венчания. Любовь в
u/7f410de8
Рассказывать о традициях
отношениях родителей,
заключения брака, о том, что
членов семьи.
такое православная семья,
Взаимное прощение и
Таинство
терпение членов семьи.
Венчания, о взаимоотношениях
Семейные традиции,
в православной семье на
праздники. Образцы
примерах житий святых,
православной семьи,
литературных произведений.
отношений в семье.
Размышлять и рассуждать на
морально-этические темы.
Раскрывать основное
содержание норм отношений в
православной в семье,

11

Любовь и
уважение к
Отечеству.
Патриотизм
многонациональ
ного и
многоконфессио
нального народа
России (2 ч)

Служение человека
обществу, Родине.
Патриотизм
многонационального и
многоконфессионально
го народа России.
Война справедливая —
оборонительная.
Святые защитники
Отечества.

обязанностей и
ответственности членов семьи,
отношении детей и родителей.
Осуществлять поиск
необходимой информации для
выполнения заданий.
Применять навыки осознанного
построения речевых
высказываний в соответствии с
коммуникативными задачами.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения
Праздник «День семьи, любви и
верности».
Закреплять и
систематизировать
представления о духовных
традициях многонационального
народа России, духовном мире
человека, религии, религиях
народов России, их значении в
жизни человека, семьи,
общества.
Проводить соотношение между
https://easyen.ru религией и Отечеством,
/load/orkseh/294 объяснять отношение
православных христиан к
Отечеству, защите Родины,
патриотизму.
Отвечать на вопросы,
соотносить определения с
понятиями, делать выводы.
Использовать основные
понятия темы в устной и
письменной речи.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.

Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного
процесса УМК для учителя:Васильева О.Ю. основы религиозных культур и светской
этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса М., 2023.
Электронное приложение к учебнику - Васильева О.Ю. основы религиозных культур и
светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса М., 2023.
Для реализации электронного обучения с применением ЭО и ДОТ используется
следующие ресурсы:
1. Портал дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ru). Интерактивные
курсы по основным предметам школьной программы;
2. Учи.ру. Интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов;
3. Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и
тренажеры по всем учебным предметам;
5. Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видеоуроков по
школьной программе;
6. Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры;
7. Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);
Технические средства обучения:
1. Аудиоколонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».