Муниципальное бюджетного общеобразовательного учреждение Средняя общеобразовательная школа № 5 ПРОГРАММА профилактики учебной неуспешности на 2020-2024 годы Сибирцево Пояснительная записка 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы Нормативноправовые основания для разработки Программы Программа работы с обучающимися с рисками учебной неуспешности. - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г., №413); - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г., №1598); - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образования (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г., №1599); - Методические рекомендации по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в рамках федерального государственного надзора в сфере образования, направленные письмом Рособрнадзора от 04.08.2017 № 05375 - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) от 29 июня2011 г., 25 декабря 2013 г.; - Устав МБОУСОШ № 5 2 Цель Программы Задачи Программы Сроки реализации Программы Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Этапы реализации Программы Ответственные лица Порядок управления реализацией Программы Организовать деятельность участников образовательных отношений по обеспечению усвоения образовательных программ учащимися, с рисками учебной неуспешности. 1. Проведение комплекса мероприятий по выявлению причин неуспешности у обучающихся среди учителей, обучающихся и родителей. 2. Организация консультативной помощи приглашенных специалистов педагогам с целью научения применению рефлексивно-деятельностного подхода. 3. Способствовать развитию функциональной грамотности как средства профилактики неуспешности 15.01.20 г.-15.05.24 г. 1. Педагог создает условия для обучаемого с трудностями в обучении. Помогает обретать способность действовать самостоятельно, конструировать способы собственной деятельности, осуществлять рефлексию. 2. Педагогами применяется рефлексивно-деятельностный подход в работе с отстающими обучающимися. 3. Конечными результатами реализации Программы должен стать обучающийся с определенным уровнем функциональной грамотности, уверенный, имеющий свою собственную позицию обладающий достаточным уровнем самооценки и признанный социумом. 4. I этап – аналитико-проектировочный: 15.01.2020 – 15.05.2020 гг. II этап – реализующий: 01.09.2020 -12.2023 гг. III этап – аналитико-обобщающий: 01.24-25.05.2024 гг Директор школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, психолог, учителя-предметники и классные руководители, Педагогический совет школы, родители, учащиеся Корректировка программы осуществляется Педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором школы. 3 I. Структура работы с неуспешными детьми Урочная деятельность Социальнопсихолог.служба Успешный человек Внеурочная деятельность Родители Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало обучающихся, которые являются неуспешными. Без эффективной комплексной работы невозможно решить данную проблему. Поэтому в работе по преодолению неуспешности каждого обучающегося должны быть задействованы все субъекты образовательного процесса. Направление №1 «Урочная деятельность». Чтобы ребенок был успешен в процессе всего обучения, он должен быть успешен на каждом уроке. А что значит успешен на каждом уроке? Это когда онпонимает то, о чем говорит учитель и может передать полученные знания другому. То есть одним из инструментов преодоления неуспешности детей является специфическая организация учебного процесса. Задачи: -формирование Навыков XXI века; -формирование читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, креативного мышления, глобальных компетенций; -формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу; -развитие коммуникативного общения; -привитие обучающимся практических навыков; -использование занимательных материалов по предмету; -развитие интереса к предмету; -развитие навыков самообучения, самовоспитания, самореализации; -формирование творческих качеств личности, развитие креативного мышления; -повышение самооценки, уверенности, воспитание уверенности в себе и в своих знаниях; -построение системы выявления группы «риска» через диагностику и создание банка данных об уровне развития способности и успешности. Формы работы: - творческие задания; - эвристические задания; - самостоятельная работа; - ролевые игры; - индивидуальные занятия; - дифференцированная работа; - элементы исследовательской и поисковой деятельности; - диагностика. Такая организация учебного процесса способствует тому, что каждый урок удовлетворяет стремление ребенка к развитию способностей, желание раскрыть свою личность. 4 Направление №2 «Внеурочная деятельность». Особую роль в преодолении неуспешности выполняет внеурочная деятельность, которая обеспечивает переход, трансформацию познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предметов и результатов. Задачи: -формирование личности самосовершенствующейся, обладающей силой воли; -формирование веры ребенка в себя, повышение уровня самооценки; -обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения; -развитие коммуникативного общения; -формирование творческих качеств личности. Формы работы: - групповые и факультативные занятия; - элективные курсы; - занятия предметных кружков, заседание клубов; - предметные недели; - олимпиады; - дни наук; - конкурсы; - учебно-исследовательская деятельность; - консультации; - экскурсии; - встречи; - диагностика. Такое обучение придаёт целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям. Предметные кружки, экскурсии, олимпиады и интеллектуальные марафоны, предметные недели, ученические конференции, работа научного общества, выполнение и защита проектов – все направлено на повышение качества образования, формирования мотивации к учебной деятельности. Данные формы позволяют не столько учить и воспитывать, сколько актуализировать, стимулировать учеников к развитию, создаю условия для их самовыдвижения. Направление №3 «Социально-психологическая служба». Причины неуспешности во многом зависят от индивидуальных психологических особенностей личности обучающегося. Очень часто действия человека, направленныена достижение цели, не приводят к желаемому результату. Такие ситуации являются неудачами для ребенка. Следуя одна за другой, они приобретают для него большую эмоциональную значимость. Это приводит к развитию пассивной стратегии поведения – беспомощности. Для предотвращения таких случаев ребенок должен иметь поддержку со стороны социально-психологической службы. Задачи: -поиск и развитие индивидуальных особенностей ребенка; -формирование положительной Я-концепции личности ребенка; -формирование доминанты самосовершенствования личности; -формирование умений управлять собой, саморегуляции; -систематизация материала и результатов психолого-педагогической диагностики. Формы работы: - диагностика; - групповые и индивидуальные занятия; - консультации; - тренинги; - ролевые игры; - консилиумы. 5 Успешность или неуспешность ребенка в дальнейшей деятельности напрямую связана с его психологическим здоровьем. Направление №4 «Работа с родителями». Работа, направленная на развитие личности обучающегося, становится действительной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители. Неуспешный ребенок зачастую считает себя «гадким утенком», поэтому ему необходимо, чтобы его принимали взрослые, к нему прислушивались и понимали его. Задачи: -формирование высоконравственного отношения личности к себе; -осуществление деятельностного подхода в организации жизнедеятельности ребенка, формирование его социальной активности; -подготовка ребенка к жизненному самоопределению; -самосовершенствующейся, обладающей силой воли; -формирование веры ребенка в себя, повышение уровня самооценки через принятие его позиций. Формы работы: учитель - родитель - собрания; - консультации; - праздники; - семейные гостиные; - тематические вечера; - лектории; - игровые программы; - семейные конкурсы; - встречи. родитель – ребенок - беседы; - семейные конкурсы; - дни творчества детей и их родителей; - викторины; - тренинги; - информационные часы; - совместная творческая деятельность. Такая работа необходима, она помогает предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении. «Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей». Таким образом, решение проблемы преодоления неуспешности не в «лобовой» борьбе с нею, а в целенаправленно осуществляемой учебно-воспитательной деятельности, предоставляющей каждому ученику возможность испытать чувство достигнутого лично им, эмоционально проживаемого успеха. И видеть в таким образом осуществляемой учебно-воспитательной деятельности фундаментальную основу формирования активной, оптимистично входящей в жизнь личности. Учитель, психолог, родители должны стать единомышленниками, объединенными единой целью – сделать жизнь обучающихся и в школе, и в семье теплее, лучше, добрее, увереннее. 6 II. Программа деятельности учителя Мероприятия 1.Проведение входной диагностики класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: определение фактического достижения планируемых результатов; выявление типичных ошибок, которые требуют отработки. 2. Установление причин неуспешности учащихся через встречи с родителями, беседы с классным руководителем, с самим ребенком, через изучение рекомендаций, данных психологом и врачами – специалистами. 3. Составление индивидуального обучающего маршрута учащегося по ликвидации пробелов в знаниях, отстающего ученика на текущуючетверть 4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. Создание ситуаций успеха на уроках. 5. Ведение тематического учета знаний слабо успевающих учащихся класса 6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками 7. Работа с родителями неуспевающих учащихся: индивидуальная беседа, проведение родительского собрания с приглашением всех учителей предметников. Цель: Определение уровня взаимодействия учителя-предметника с классным руководителем, родителями учащихся в решении задач по успешности обучения детей. 8.Контроль за посещаемостью слабоуспевающих учащихся индивидуально-групповых, консультативных занятий. 9.Контроль за ведением слабоуспевающими учащимися тетрадей. Работа с тетрадями данных учащихся учителей, классного руководителя. Срок Сентябрь В течение года Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года, по необходимости В соответствии с планом ВШК. В течение каждой четверти В течение года (по 10.Наблюдение за работой учителя на мере необходимости) уроках и во внеурочной деятельности с неуспешными учащимися Цель: как привлекаются неуспевающие к урочной и внеурочной деятельности, отношение отстающих ребят к занятиям по предмету. III. Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимся и его родителями. 1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося. 2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. 3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не 7 допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся). 4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем) 5. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль. 6. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию. 7. Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”) 8.Учитель-предметник должен выставлять полученные учащимися неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей. 9. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия. IV. Программа деятельности классного руководителя 1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование), учитывая, что к возможным причинам можно отнести: -пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине) -недостаточная домашняя подготовка -низкие способности -нежелание учиться -недостаточная работа на уроке -необъективность выставления оценки на уроке -большой объем домашнего задания -высокий уровень сложности материала -другие причины 2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная) Уважительными причинами считаются: а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней. б) мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие. в) освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя. г) по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора) Неуважительными причинами считаются: а) пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося. Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в электронном дневнике (если случай единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через комиссию по профилактике неуспеваемости (если прогулы систематические). 3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с учеником или с его родителями. 8 4. В случае выполнения п. 1-3. и отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о проведении комиссии. V. Программа деятельности ученика 1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания. 2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке. 3. Ученик, пропустивший занятия по уважительной или без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал, в случае затруднения может обратиться к учителю за консультацией. VI. Программа деятельности родителей. 1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя. 2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение школы. 3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам. 4. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, администрации школы. 5. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер к родителям. VII. Программа деятельности администрации школы. 1. Администрация школы организует работу совещания при директоре . 2. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими учащимися. 3. Администрация школы составляет аналитическую справку по итогам года оработе педагогического коллектива с неуспевающими. 9 ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ №п/п 1. 2 3. Содержание мероприятия Взять на учет и составить список слабоуспевающих и неуспевающих учащихся по итогам предыдущего года обучения Провести собеседование с классными руководителями по поводу согласования и уточнения списка слабоуспевающих и неуспевающих учащихся. Выяснить причины их отставания. Провести собеседование с учителями- предметниками по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. Форма проведения Сроки Данные по Сентябрь неуспевающим и слабоуспевающим учащимся взять из сводной ведомости успеваемости за прошлый год. Форма списка может быть любой, см образец ниже. Сентябрь-октябрь Информацию предоставляют классные руководители. Предложить учителям Сентябрь-октябрь представленный выше план работы. В план учителю включить обязательно: *контрольный срез знаний детей. *индивидуальную работу по ликвидации пробелов. *ведение тематического учета знаний слабых детей. *ведение работ с отражением индивидуальных заданий. 10 4. Собеседования с учителямипо итогам четверти с просмотром ведения тематического учета знаний и тетрадей с результатами индивидуальной работы с ребенком. Тематический учет 1,2, 3 и 4 четверти знаний покажет, что западает у ученика, над чем должен индивидуально работать учитель. Если индивидуальная работа велась в рабочих тетрадях, то взять для сравнения тетрадь успевающего ученика и интересующего нас слабого. Будет ясно, велась ли индивидуальная работа и на каком уровне. 11 В течение года 5. Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ. Это выборочно. Учителя-предметники представляют зам. дир.УВР для контроля графики контроля знаний и практических навыков учащихся (контрольных работ, срезов, творческих, тестов и др. видовработ в зависимости от предмета). 6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел. Удачны беседы с учеником, с Ежемесячно целью поддержать его, показать, что все заинтересованы в егоуспехе. 7. Организация дополнительных занятий по запросам родителей Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке(включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.) Ведение тематического учета знаний неуспевающих обучающихся класса. Собеседование с учителями-предметниками В течение года Тематический контроль Сентябрь, 8. 9. 10. 11. д екабрь,апрель 1 раз в четверти Посещение уроков, проверка поурочных планов учителей По необходимости состояния учёта Ежемесячно знаний неуспевающих Проверка 12 12. Отражение индивидуальной работы со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. Проверка рабочих Ежемесячно тетрадей неуспевающих учащихся 13. Беседа с учащимся “Что мне мешает учиться?” Проверка занятости «трудных» в кружках и секциях Проверка рабочих тетрадей слабоуспевающих детей(выполнение домашних заданий, работа на уроке) Индивидуальные беседы со слабоуспевающими детьми Проверка системы работы учителей со слабоуспевающими детьми Контроль посещаемости слабоуспевающих учащихся Собеседование с В течение года учащимися Проверка журналов Сентябрь-январь кружковой работы 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22 23. 24. 25. Контроль за ведением рабочих тетрадей Ноябрь- февраль Беседа. мере По необходимости Ноябрь, март Персональный контроль - Посещение уроков Собеседование с Ежедневно Классными руководителями, проверка журналов По итогам четверти классными Организация руководителями взаимопомощи и шефства для слабоуспевающих. Педагогические консультации: «Как помочь ребенку учиться?» Опрос слабоуспевающих (накопление оценок) дневников Проверка учащихся мере Индивидуальная работа По с родителями необходимости Проверка классных Ежемесячно журналов Запись домашних Ежемесячно заданий, контроль со стороны родителей 1 раз в четверть Работа учителей Текущий контроль предметников с индивидуальными планами по работе с неуспевающими детьми В течение года Выяснение причин опозданий Текущий контроль и пропусков апрель Организация повторения в Текущий контроль конце года. 13 VIII. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: -Ликвидация неуспеваемости. -Повышение уровня обученности учащихся. -Повышение качества знаний учащихся. -Повышение мотивации к учению. IX. Контроль за выполнением данной программы. 1. Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, учителя-предметники, родители. 2. Общий контроль за выполнением данной программы осуществляет заместитель директора по УВР. 14 Приложение 1. АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Изучение отношения учащихся к учебным предметам Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов. I. Необходимые предметы II. Интересные предметы I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”: 1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны. 2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества. 3. Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии. 4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни. 5. Этот предмет учит разбираться в жизни. 6. Этот предмет считают значимым мои родители. 7. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор. 8. Этот предмет будет в итоговом тестировании. II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”: Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности. Интересно выяснять причины событий. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы. 6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом. 7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование. 8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников. 9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко. 10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов. 11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку. 12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить. 1. 2. 3. 4. 5. 15 АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Определение доминирующих мотивов учения Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения. Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива указанный балл. 1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо. 2. Хочу закончить школу и учиться дальше. 3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего. 4. Хочу быть культурным и развитым человеком 5. Хочу получать хорошие отметки 6. Хочу получать одобрение родителей 7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне 8. Хочу быть лучшим учеником в классе 9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех 10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе 11. Мне нравится учиться 12. Люблю узнавать новое 13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей 14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности 15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать 16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи Мотивы обучения: -мотив долга и ответственности – № 1; -мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4; -мотивы собственного благополучия – № 5–7; -мотивы престижности – № 8–10; -мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13; -мотивы отношения к процессу учения – № 14–16. 16 Приложение 2. График индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися класса по (предмет) на 20 -20 учебный год № п/п Список учащихся Дни недели Понедельн. Вторник Среда Четверг Пятница Учитель предмет Ф.И.О. Подпись 17 Приложение 3. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося 11 класса на январь 2020 - 2021 учебного года Цель: повторение отдельных тем, изученных в 7-11 классах, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по математике (профильный уровень) ФИО № заня тия 1-2 Содержание (раздел программы, тема) 3-5 Форма изучения Форма отчёта Самостоят ельная работа. Тест. Самостоят ельная работа по индивидуа льным карточкам. Тест. Заместитель директора по УВР Учитель: 18 Приложение 4 Список слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в 20 - 20 учебном году. № п.п. Ф.И. ученика Примечание Кл (второгодник, ЗПР, пед.запущенность, болезнь и тд.) Результат на конец четверти (успевает, не успевает, по каким предметам) Итог учебного года (перевод в 1 четв сл класс, второй год, перевод в класс , др) 2 четв 3 четв 4 четв 19 Профилактика неуспеваемости Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе В процессе контроля заподготовленностью уч-ся Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски Предложения уч-ся примерного плана ответа Разрешение пользоваться наглядными помогающими излагать суть явления пособиями, Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой При изложении материала нового Применение мер поддержания интереса к усвоению темы Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником В ходе самостоятельной работы на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение с сложных заданиях ряда простых Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее Напоминание приема и способа выполнения задания Указание на необходимость актуализировать то или правило Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений Инструктирование о рациональных путях заданий,требованиях к их оформлению выполнения Стимулирование самостоятельных слабоуспевающих действий Более тщательный контроль за их деятельностью, указание наошибки, проверка, исправления При организации самостоятельной работы Выбор для групп успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа Более подробное объяснение последовательности выполнения задания Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий 20 Этапы урока Акценты в обучении 1.В процессе контроля за подготовленностью уч-ся Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у уч-ся наибольшие затруднения Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков уч-ся, выявлять причины отставания 2. При изложении нового материала Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учся основных элементов излагаемого материала Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний 3. В ходе самостоятельной работы уч-ся на уроке Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем уч-ся активно усваивать материал Подбирать для самостоятельной работы задания понаиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в сам. работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль 4. При организации самостоятельной работы вне класса Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения дом. работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими уч-ся 21 Согласовывать объем дом. Заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих 22 Меры предупреждения неуспеваемости ученика 1. Всесторонее повышение эффективности каждого урока. 2. Формирование познавательного интереса учению и положительных мотивов. 3.Индивидуальный подход к уч-ся. 4.Специальная система домашних заданий. 5.Усиление работы с родителями. 6.Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение. Памятка для учителей, работающих с неуспевающими учениками Фамилия, имя ученика Класс По каким предметам не успевает. Поведение ученика. Причины, которые привели к плохой успеваемости. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительныезанятия) используют в работе с учеником. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика. Сколько времени уже длится эта работа. Какие изменения наблюдаются. Есть ли результаты работы. 23