ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания является обязательной частью Основных образовательных программ начального, основного и среднего образования МБОУСОШ № 5. Настоящая Программа школы разработана на основе следующих нормативных документов: - Конституции Российской Федерации (от 12.12.1993 г.); - Конвенции о правах ребенка (от 20.11.1989 г.); - Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г., №273-ФЗ; с изм.); - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования» (от 11.12.2020г., №712; с изм.); - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования» (от 31.12.2015 г., №1577; с изм.); - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (от 29.06.2017 г., №613; с изм.); -Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р - Концепции «Десятилетия детства» Указ Президента РФ от 29.05.2017 г № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства" - Распоряжения Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства», на период до 2027 г. - Методических рекомендаций «О разработке программы воспитания» и «Примерной программы воспитания» (от 02.06.2020 г.), утверждённых на заседании Федерального учебнометодического объединения по общему образованию. Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа способствует реализации воспитательного потенциала совместной деятельности педагогов и детей Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 пгт. Сибирцево Черниговского района Приморского края. В центре Программы воспитания находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС начального, общего и среднего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы школы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе. Программа воспитания МБОУСОШ №5 включает четыре основных раздела: 1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором кратко описана специфика деятельности школы в сфере воспитания: информация о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на обучающихся, значимых партнерах школы, особенностях контингента обучающихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания. 2. Раздел «Цель и задачи воспитания», где на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели. 3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы. Инвариантными модулями здесь являются: «Классное деятельности», «Работа руководство», с «Школьный родителями», урок», «Курсы «Профориентация», внеурочной «Самоуправление». Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела», «Детские объединения», «Экскурсии, походы», «Безопасность жизнедеятельности» 4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором показано, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы. Здесь приводится перечень основных направлений самоанализа, который дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления. 5. К Программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы. Программа воспитания не является инструментом воспитания: обучающегося воспитывает не документ, а педагогический работник - своими действиями, словами, отношениями. Программа позволяет педагогическим работникам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников. МБОУСОШ №5 Раздел 1. «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» МБОУСОШ №5 пгт. Сибирцево является средней общеобразовательной школой. Это самая большая школа не только в пос. Сибирцево, но и в Черниговском районе. Численность обучающихся на 1 января 2021 года составляла 846 человек, численность педагогического коллектива – 52 человек. Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. В школе работают 35 классных руководителей, социальный педагог, психолог, вожатая. Имея многолетние традиции воспитания, в 2018 году школа стала участницей Юнармейского движения, а в 2020 году участницей Российского движения школьников. МБОУСОШ №5 расположена в поселке городского типа, но, тем не менее, удалена от культурных и научных центров. В поселке нет кинотеатра, театра, музея, оборудованного стадиона, развлекательных центров. Тем не менее, учащиеся школы имеют возможность заниматься в филиале районной школы искусств, спортивных секциях Детско-юношеской спортивной школы. В школе сложилась система дополнительного образования и внеурочной воспитательной работы. Команда администрации – квалифицированные, имеющие большой управленческий опыт руководители, в педагогическом составе – есть и педагоги как с большим опытом педагогической практики, так и молодые педагоги с достаточно высоким уровнем творческой активности и профессиональной инициативы. Педагоги – основной источник положительного влияния на детей, грамотно организуют воспитательный процесс, о чем свидетельствуют позитивная динамика результатов воспитательной деятельности. Одним из показателей воспитательной работы педагогов и администрации школы является тот факт, что на учете в Отделе по делам несовершеннолетних МВД на 1 января 2021 года не состоял ни один учащийся школы. Процесс воспитания в МБОУСОШ №5 основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; - ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в МБОУСОШ №5 являются следующие: - цикличность воспитательной работы, стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная творческая деятельность: коллективные разработка, планирование, проведение и анализ результатов мероприятий различной направленности; - в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - в проведении общешкольных дел имеет место соревновательность между классами в параллелях с учетом возраста учащихся, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; - педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, клубов, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Раздел 2. «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ» Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МБОУСОШ №5 – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Достижение поставленной цели позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Результатом работы школы на различных ступенях должен стать выпускник, соответствующий следующим характеристикам: «Портрет выпускника начальной школы» любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; жизни. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа «Портрет выпускника основной школы» любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. «Портрет выпускника школы» любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач: 1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; 6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; 7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; 8) организовывать профориентационную работу со школьниками; 9) организовывать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; 10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; 11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. Раздел 3. «ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Гражданское воспитание Духовно-нравственное воспитание Приобщение к культурному наследию Популяризация научных знаний Развитие творческой одаренности Развитие научного, инженерного и инновационного мышления Экологическое воспитание Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение Физическое воспитание Профилактика заболеваемости, травмвтизма и оздоровление учащихся Развитие управленческого мышления Сотрудничество с социумом и родительским сообществом Каждое из направлений воспитательной работы представлено в соответствующем модуле. 3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть формальный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. Вовлечение обучающихся в ключевые общешкольные мероприятия способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. В школе используются следующие формы работы. На внешкольном уровне: социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума. открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, поселка, страны. проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих. На школьном уровне: общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы. торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей. театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников и учителей. Они создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы. церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. На уровне классов: выбор и делегирование представителей классов в общешкольные органы самоуправления, советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На индивидуальном уровне: вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 3.2. Модуль «Классное руководство». Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями Воспитательная работа по реализации модуля Содержание деятельности Формы и виды деятельности Работа с классным коллективом Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса — наблюдение; изучение личных дел обучающихся, собеседование с — учителями – предметниками, медицинским работником школы; — использование возможность опросников, изучить которые мотивацию дают действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. — проведение индивидуальных и групповых диагностических бесед Организация совместных —совместное подведение итогов и планирования интересных и полезных дел каждого месяца (четверти, полугодия, года) по для личностного развития разным направлениям деятельности; ребёнка —формирование традиций в классном коллективе: «День именинника», ежегодные осенний и зимние походы, концерты для мам, бабушек, пап и т.п.; —установление позитивных отношений с другими классными коллективами (через подготовку и проведение ключевого общешкольного дела); —сбор информации об увлечениях и интересах обучающихся и их родителей, чтобы найти вдохновителей для организации интересных и полезных дел; —создание ситуаций выбора и успеха —изучение Формирование и развитие коллектива класса учащихся класса (потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива), отношений, общения и деятельности в классном коллективе с помощью наблюдения, игр, методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения уровня социальной активности обучающихся; —составление карты интересов и увлечений обучающихся; —само-соуправление, оформляется классный уголок Индивидуальная работа с учащимися класса Работа с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации работа классного руководителя с учащимися, находящимся в состоянии стресса и дискомфорта; предложение (делегирование) ответственности за то или иное поручение в классе; вовлечение учащихся в социально значимую деятельность, в общественные объединения на базе школы; работа во вовлечению учащихся в дополнительное образование Контроль за успеваемостью учащихся класса Работа со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими трудности по отдельным предметам; контроль за успеваемостью учащихся при помощи актива класса организация помощи отстающим учащимся через систему наставничества Работа с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в группе риска, работа направлена на контроль за свободным времяпровождением; вовлечение детей в кружковую работу, наделение оказавшимися в трудной общественными жизненной ситуации классе делегирование отдельных поручений, поручениями в ежедневный контроль за поведением и успеваемостью в школе, организацией досуга, беседы с родителями, акты посещения на дому; осуществление взаимодействие со службами профилактики; способствование трудоустройству учащихся, организованный отдых во время каникул Работа с учителями, преподающими в классе взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию; посещение учебных занятий, регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками; мини-педсоветы по проблемам класса; ведение дневника наблюдений; взаимодействие с педагогом-психологом логопедом-дефектологом, дополнительного образования и педагогами по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития; участие в Совете профилактики, школьной службы медиации взаимодействие с администрацией школы и учителями-предметниками по вопросам контроля и Взаимодействие с повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом. педколлективом Работа с родителями учащихся или их законными представителями Регулярное Классные собрания; информирование родителей Индивидуальные беседы; (законных представителей) об Информация на школьном сайте особенностях осуществления Посещение на дому; образовательного процесса в Диалог в течение учебного года, родительских группах (мессенджер WhatsApp) основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса Помощь родителям обучающихся или их педагогические ситуации на родительских собраниях; законным представителям в индивидуальные консультации; регулировании отношений организация встреч с педагогом- между ними, психологом, учителями-предметниками; - памятки администрацией школы и для родителей. учителями-предметниками Соуправление организация на базе класса мероприятий, образовательной конкурсов, соревнований, где организаторами организацией в решении вступают родители; вопросов воспитания и обучения их обучающихся приглашения на уроки, внеклассные мероприятия. Педагогическое просвещение привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах, обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей. Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов: Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего мировоззрение и научную картину мира. общества, формирующие их гуманистическое Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для социальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. 3.4. Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: Целевые приоритеты Методы и приемы, формы работы Установление доверительных отношений между учителем и его Поощрение, поддержка, похвала, просьба, поручение учениками Побуждение школьников соблюдать на Часы общения школьников со старшими уроке общепринятые нормы поведения и сверстниками, соблюдение учебной дисциплины, обсуждение норм и правил поведения Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках Обсуждение, высказывание мнения и его обоснование, анализ явлений явлений Демонстрация примеров ответственного, Использование воспитательных возможностей содержания учебного гражданского поведения, проявления предмета человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе Применение на уроке интерактивных Интеллектуальные игры, круглые столы, дискуссии, групповая работа, работа в форм работы учащихся парах Организация социально-значимого Организация шефства мотивированных и эрудированных сотрудничества и взаимной помощи учащихся над их неуспевающими одноклассниками Инициирование и поддержка Реализация обучающимися исследовательской деятельности индивидуальных и групповых школьников исследовательских проектов 3.5. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. Ученическое самоуправление в школе осуществляется следующим образом. На уровне школы: через деятельность выборного Ученического совета, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; через деятельность кураторов классов и старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.); через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе. через систему соревнования классных коллективов (школьную регату) через работу по направлениям Российского движения школьников – личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое направление, информационномедийное направление. На уровне классов: через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (Учебный сектор, спортивный сектор, сектор творческих дел, сектор работы с младшими школьниками); через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей. На индивидуальном уровне: через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через систему постоянных и временных поручений через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. 3.6. Модуль «Детские общественные объединения» Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами являются: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном дворе, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие; организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, празднования знаменательных для членов объединения событий; мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.); поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел); участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников. Детские общественные объединения школы Название детской Функции организации Формы общественной деятельности организации Детская организация «Радуга» Духовно-нравственное развитие «Зеленый патруль» детей младшего школьного Тимуровское возраста, приобщение к общечеловеческим ценностям движение Шефство над воспитанниками детского дома Уход за памятниками Встречи с интересными людьми Отряд «Патриот» Всероссийского общественного движения «Юнармия» реализация государственной молодёжной политики Российской Федерации; -воспитание чувства патриотизма, приверженности идеям интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия идеологии экстремизма; воспитание уважения к Вооружённым Силам России, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы, всесторонняя подготовка к исполнению воинского долга; -изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения; пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости; приобщение к военнотехническим знаниям и техническому творчеству; организация и проведение военнопатриотических игр, олимпиад, конкурсов, юнармейских постов у вечного огня, обелисков, мемориалов, участие в воинских ритуалах, в молодёжных спартакиадах по военноприкладным видам спорта, сдаче норм ГТО, проведение поисковой работы, организация информационного сопровождения своей деятельности. совершенствование ценностно- Штаб первичного ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности; содействие развитию активной гражданской позиции подростков. вовлечение обучающихся и Акции прием в РДШ; o Операции активизация работы o Соревнования, Всероссийской профильных отрядов и их o Конкурсы, общественно- Советов по занятости в o Фестивали, государственной, свободное время (юные o Праздники, детско-юношеской инспектора дорожного o Флешмобы, организации движения, волонтеры) o Челленджи и др. Отделения МБОУСОШ №5 «Российское организация и ведение движение школьного учета членов школьников» РДШ и их участие в мероприятиях; организация мероприятий и их анализ по направлениям деятельности РДШ; организация проведения Всероссийских дней единых действий; привлечение обучающихся, членов РДШ в участии в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах и неделях, спортивных соревнованиях и творческих конкурсах; участие в организации содружества с социальными партнерами; участие в обсуждении кандидатур на награждение; o организация участия профильных смен во время каникул в очном и дистанционном формате. Отряд Юных углубленное изучение акции в школе, у Инспекторов Правил дорожного социальных партнёров, Движения движения, знакомство с в микрорайоне, в оперативно- техническими городе; (ЮИД) средствами регулирования конкурсы, дорожного движения; фестивали; содействие педагогическим проведение игр, коллективам разъяснительная работа общеобразовательных среди населения учреждений, инспекциям по поселка, делам несовершеннолетних в работе по предупреждению детской безнадзорности и профилактика правонарушений среди несовершеннолетних; волонтерская работа по пропаганде Правил дорожного движения в школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования детей; организация работы с юными велосипедистами; участие в слетах отрядов ЮИД, конкурсах и соревнованиях агитбригад, в рейдах с инспекторами ГИБДД; овладение методами создание наглядной агитации и т.д. предупреждения дорожнотранспортного травматизма и навыками оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при дорожно- транспортных происшествиях; овладение техническими знаниями и навыками мастерства в управлении велосипедом; сотрудничество со средствами массовой информации – освещение работы отрядов ЮИД в местной печати, на радио, телевидении Отряд волонтёров «Открытые сердца» Проведение Тренинги, профилактической работы с Беседы, детьми Акции, Организация и и молодёжью из «группы риска»; Оказание конкретной помощи учащимся, незащищённым населения, школьных мероприятий, слоям Трудовой десант охрана Посильная помощь окружающей среды. пенсионерам, и особым Разработка категориям населения и реализация социальных проектов, мероприятий и акций. проведение квест-игр, Развитие проектов, направленных на пропаганду идей жизни здорового среди профилактику алкоголизма, наркотиков. образа молодежи, курения, употребления Пропаганда здорового образа жизни. Социальное патронирование пожилых людей. Участие в проектах, направленных на решение проблем местных сообществ. Информирование населения, в том числе через средства массовой информации о деятельности волонтёрского движения. Привлечение новых единомышленников к участию в профилактической работе. Модуль 3.7. «Экскурсии, экспедиции, походы» Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности. регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: на предприятие, в музей, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий, «корреспондентов», «оформителей»); например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые учителями и родителями школьников в другие города или села для углубленного произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны; туристские слеты с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников, включающий в себя: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету; 3.8. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; экскурсии на предприятия поселка, района, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастерклассах, посещение открытых уроков; индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования. профориентационные практики: профессиональные пробы, где школьники узнают на практике, как устроена деятельность специалиста по выбранной профессии; урок с привлечением работодателя, в ходе которого учащиеся попробуют себя в данной профессиональной роли; мастер-класс с участием представителей данной практики (профессии); посещение кружка, клуба, детского технопарка; • экскурсии на предприятия района, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях; • встречи с носителями профессий (очные и онлайн); • встреча с представителями центра занятости; • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий прохождение профориентационного онлай-тестирования и др.), онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; • участие в работе всероссийских профориентационных проектов «ПроеКТОриЯ», созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков; • участие в всероссийских проектах «Билет в будущее», «Большая перемена» по результатам которых каждый участник получает индивидуальные рекомендации; • участие учащихся во всероссийском проекте «Урок цифры»; • участие учащихся в российском тестировании функциональной грамотности по модели PISA, • индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии. 3.9. Модуль «Школьные медиа» Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: разновозрастный редакционный совет старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету, школьное радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; школьный медиацентр– созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической видеосъемку и поддержки мультимедийное школьных сопровождение мероприятий, школьных осуществляющая праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек; школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения пространстве, деятельности привлечения образовательной внимания организации общественности к в информационном школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы; школьное телевидение, в рамках которого создаются ролики, клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории; участие школьников в конкурсах школьных медиа. 3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия; размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.); популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, школьной формы и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий; регулярная благоустройству организация различных и проведение участков конкурсов пришкольной творческих территории проектов (например, по высадке культурных растений, закладке газонов); акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно- эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. 3.11. Модуль «Безопасность жизнедеятельности» Основной целью работы по профилактике здорового и безопасного образа жизни обучающихся является формирование ценностного отношения к собственному здоровью и собственной безопасности, основанного на знании своих потребностей, особенностей развития, формированию личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько направлений: организация физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, организация просветительской и методической работы, профилактическая работа с участниками образовательного процесса. Профилактическая работа осуществляется по направлениям: профилактика здорового образа жизни несовершеннолетнего гражданина; формирование законопослушного поведения несовершеннолетнего гражданина; профилактика экстремизма, терроризма, криминальных субкультур; профилактика информационной безопасности; профилактика безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних; профилактика употребления ПАВ; профилактика травматизма и гибели несовершеннолетних; профилактика правонарушений и травматизма на объектах железнодорожного транспорта; профилактике суицидального поведения среди обучающихся; профилактика жестокого обращения в отношении несовершеннолетних; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Данные направления деятельности реализуются через систему классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы. Для каждого класса разрабатывается перечень классных часов в рамках данного модуля, представленный в планах воспитательной работы классных руководителей. 3.12. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: Общешкольный родительский совет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; общешкольные родительские конференции, на которых решаются перспективные вопросы воспитания детей общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых текущих проблем обучения и воспитания школьников; родительский всеобуч, родительские лектории на которых родители получают ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На индивидуальном уровне: работа специалистов (социального педагога, психолога) по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; участие родителей в работе службы медиации; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. Раздел 4. «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ» Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ воспитательной осуществляется работе, классных ежегодно силами руководителей, заместителей руководителей директора кружков, по клубов, спортивных секций. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного процесса: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.