Педсовет Технология формирующего оценивания

Педагогический совет: «Технология формирующего оценивания
как средство повышения учебной мотивации школьников»
Цель: повышение компетентности педагогов по вопросам формирования и
развития положительной мотивации школьников к учебной деятельности,
средствами технологии формирующего оценивания.
Задачи:
1. Актуализация знаний педагогов по теме «Мотивация, ее виды, факторы
влияния»
2. Обоснование выбора в качестве основного средства повышения учебной
мотивации школьников, технологии формирующего оценивания.
3. Формирование навыков коллективной творческой и поисковой деятельности
педагогов.
Ход педсовета:
Организационный момент
Все педагоги, придя на педсовет, рассаживаются по группам, определенным
условиями практической работ.
Обоснование актуальности темы, целей и задач педсовета
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть
назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет
функцию побуждения и смыслообразования. Ученые считают, что результаты
деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.
В нашей школе существует проблема снижения учебной мотивации обучающихся, и
это подтверждает мониторинг динамики показателей качества. Меньше становиться
отличников, ухудшаются результаты сдачи ГИА и ЕГЭ. Деятельность без мотива
или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне
неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит
объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь
процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к
знаниям, напряженному умственному труду.
Виктор Фёдорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была
эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать
рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он
просолится. Как создать такой рассол? Что взять за его основу? Сегодня мы в ходе
нашего педсовета попробуем составить рецепт «идеального рассола» и взять его на
вооружение в своей работе.
Тема нашего педсовета звучит так: «Технология формирующего оценивания
как средство повышения учебной мотивации школьников».
1. Актуализация знаний педагогов по теме «Мотивация, ее виды, факторы
влияния»

2. Обоснование выбора в качестве основного средства повышения учебной
мотивации школьников, технологии формирующего оценивания
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение
индивидуальных достижений каждого обучающегося и не предполагает как
сравнения результатов, продемонстрированных разными обучающимися, так и
административных выводов по результатам обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что
оценка ориентирована на конкретного обучающегося,
призвана
выявить
пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы
восполнить их с максимальной
эффективностью,
таким
образом,
оценивание направлено на формирование и развитие личности обучающегося.
В процессе такой оценочной деятельности педагог сможет четко и
доходчиво формулировать цели изучения предмета, связывать изученные темы
в единую и гармоничную картину, определять адекватные способы контроля
результатов, мотивируя
обучающихся
на
достижение
максимально
возможного уровня.
Обучающиеся осваивают принципы самооценки и способы улучшения
собственных результатов, разделяют с педагогом ответственность за собственное
образование.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИ
Центрировано на обучающемся
Направляется педагогом
Формирует учебный процесс
Определено контекстом
Осуществляется непрерывно
Коренится в качественном преподавании
ДОСТОИНСТВА ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ (обоснование с опорой на
исследования науки)
Обучающийся видит свой учебный прогресс, чувствует ответственность за свою
учебную работу, стремиться выполнять ее качественно, понимает и использует
связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием,
формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет оправдались ли они,
может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению
углубленной программы, готов к учебе, а затем на протяжении всей жизни.
Результаты формирующегося оценивания дадут учителю ответы на следующие
вопросы:
Кто из учащихся не усвоил определенный материал?
Каковы слабые и сильные стороны учащегося? Каковы наиболее
распространенные категории ошибок учащихся? Кто из учащихся может стать
«экспертом» и проконсультировать одноклассников?
Помогла ли выбранная методика преподавания достичь цель урока?
Каким образом можно организовать учащихся в группы для реализации
определенных учебных задач?
Какие дифференцированные задания для учащихся можно подготовить?

Формирующее
оценивание
повышает
эффективность
взаимодействия
преподавателя и школьников: учитель понимая особенности восприятия
школьников, применяет новые технологии и методики с целью достижения
образовательных результатов, развития навыков самооценки, самоопределения и
самоорганизации. Использование формирующего оценивания позволяет повысить
мотивацию школьников и учить их вырабатывать собственные стратегии получения
новых знаний, развивать навык умения учиться самостоятельно.
Обоснование с опорой на исследования внутренней среды.
Школа второй год работает над решением такой задачи как овладение
компетентностью педагогического оценивания
образовательного процесса, и
образовательных результатов. Данная технология способно помочь решить эту
задачу. 19 учителей продолжают работу по освоению методологии системы оценки
качества образования . 7 из них (5 учителей МО «Природа и общество» и 2 учителя
русского языка и 1 учитель английского языка) выбрали тему, направленную на
внедрение в образовательный процесс технологии формирующего оценивания. А
значит, есть достаточно большая группа единомышленников, готовых использовать
технологию на практике и делиться наработками.
Технология может быть реализована только на базе качественного преподавания,
которое может обеспечить высококвалифицированный педагогический коллектив. В
школе работают 48 педагогических работников. 21 педагог имеет звание «Почетный
работник РФ», 1 педагог награжден Почетной грамотой министерства образования и
науки РФ. Высшее образование у 83 % педагогов школы. 59,5% учителей имеют
высшую квалификационную категорию.
Школа зарегистрировалась на Краевом Форуме образовательных инициатив в
качестве пилотной площадки, условно определив тему своей работы как
«Оценивание для будущего», кураторы площадки высоко оценили выбранное
направление работы.
Решения педсовета:
1. Учителям школы использовать разнообразные методы и приемы обучения,
проектировать позитивные программы действий для создания ситуаций успеха
школьника.
2. Скорректировать план методической работы школы на 2019 год, включив в
него мероприятия, направленные на освоение технологии формирующего
оценивания. Ответственный: Капустина Л.В., срок - до 1 февраля 2019г.
3. Участникам пилотной площадки представлять свои наработки по апробации
приемов и методов технологии формирующего оценивания на заседаниях
методических объединений учителей предметников, с последующим размещением
материалов на сайте школы. Ответственный: руководитель пилотной площадки,
Кутузова Е.Л.. Срок – по плану МО, начиная с марта 2019г.
4. Создать условия для реализации деятельности пилотной площадки на базе 5
класса МБОУСОШ № 5, начиная с 2019-2020 учебного года. Ответственный:
администрация школы, срок- 1 сентября 2019г.

Вопрос 1 группе: Что такое мотивация?
Вопрос 2 группе: От чего зависит мотивация?
Вопрос 3 группе: Какие бывают виды мотивации, по какому принципу они
делятся?
Работа в группах, вопросы каждой группе, ответить на них можно выбрав
ключевые понятия на карточках из предложенных и разместить их на доске.
Мотивация – это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он
стремится достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. ее желаний,
потребностей и возможностей.
Карточки с понятиями: цели, потребности, желания, возможности, активность,
побуждение к деятельности, смысл, интерес, опыт, привлекательность, философские
размышления, абстрактно-логическое мышление.
Мотивация зависит от таких факторов, как значимость деятельности,
любопытство, соперничество, уровень притязаний, боязнь наказания, приобретение
каких- либо льгот и т.п.
Карточки с понятиями: как значимость деятельности, преодоление препятствий,
потребности, желания, любопытство, соперничество, уровень притязаний, интерес,
опыт боязнь наказания, приобретение каких- либо льгот, чувство гражданского
долга, интеллект, толерантность.
Виды мотивации:
1.внешняя мотивация, лежащая вне учебной деятельности: она бывает
положительная и отрицательная. Положительная определяется социальными
устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими) или
определяется узколичными мотивами (одобрение окружающих, путь к личному
благополучию).
2. внутренняя мотивация, лежащая в самой учебной деятельности. Она связана
непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности,
приобретение определенных знаний, расширение кругозора) и заложена в самом
процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная
активность, реализация своих способностей)

Карточки с понятиями: внутренняя, духовность, удовлетворение
любознательности, положительная, отрицательная, одобрение окружающих,
внешняя, преодоление препятствий, реализация своих способностей, приобретение
определенных знаний, чувство гражданского долга, флегматический тип,
преемственность.

(2 слайд)1.Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная
активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся
являются следующие мотивы:

познавательные;

коммуникативные;

эмоциональные;

саморазвития;

позиция школьника;

достижения;

внешние (поощрения, наказания).
Формирование учебной мотивации у школьников без преувеличения можно
назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность
обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у
школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной
жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и
воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной
массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей
образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность
названного критерия становится очевидной.
2.Составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных
мотивов учения можно, наблюдая отношение школьника к учению. Выделяется
несколько ступеней включенности обучаемого в процесс учения (3слайд):
положительное, отрицательное, безразличное (или нейтральное ).
3. На различных уровнях положительного отношения школьников к учению
наблюдается постепенное нарастание мотивации от неустойчивого до глубоко
осознанной, а поэтому особенно действенной. (4 слайд)
Признаки положительного отношения
·
·
·
·
·
·
·
·

Активность учеников в учебном процессе
Умение ставить перспективные цели
Умение отстаивать свое мнение
Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности
Умение преодолевать трудности
на пути достижения цели
Поиск нестандартных способов решения учебных задач
Гибкость и мобильность способов действий
Переход к творческой деятельности

·

Увеличение доли самообразования.

(5 слайд) Для отрицательного отношения школьников к учению характерны
·
Бедность и узость мотивов
·
Слабая заинтересованность в успехах
·
Слабая нацеленность на оценку
·
Неумение ставить цели, преодолевать трудности
·
Нежелание учиться
·
Отрицательное отношение к школе, учителям
(6 слайд) Безразличное отношение имеет те же характеристики, но
подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации
достигнуть положительных результатов.
4. Доказано, что одним из главных условий успешного обучения
является мотивация учения.
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой
деятельности факторов (7 СЛАЙД)
во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным
учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
во-вторых. - организацией учебного процесса;
в-третьих. - особенностями обучающегося (возраст, пол. интеллектуальное
развитие, способности, уровень притязаний. самооценка, его взаимодействие с
другими учениками и т.д.);
в- четвёртых, - особенностями педагога и, прежде всего, системой его
отношений к ученику, к делу;
в-пятых. -спецификой учебного предмета.
5. Существует много различных причин снижения мотивации учении.
Перечислим некоторые. (8СЛАЙД)
Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются:
·
неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего
перегрузку учащихся;
·
невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным
сочетанием,
·
неумение строить отношения с учащимися и организовывать
взаимодействия школьников друг с другом:
·
особенности личности учителя, не всегда уделяют должного внимания
мотивации учащихся.
(9СЛАЙД) Причинами снижения мотивации зависящими от ученика,
являются:
·
низкий уровень знаний:

·
несформированность учебной деятельности, и. прежде всего, приёмов
самостоятельного приобретения знаний:
·
реже - несложившиеся отношения с классом;
·
в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие.
6. (10СЛАЙД) Процесс формирования мотивации должен стать значительной
частью работы учителя. (11СЛАЙД)
7.Для того, чтобы правильно организовать процесс мотивации и управлять им
необходимо знание ведущих мотивов учения школьников по возрастам. Рассмотрим
характеристику мотивации по Немовой.(12 СЛАЙД)
8. Наиболее значимыми в работе по формированию мотивации учения можно
считать следующие установки и действия учителя. (13-14 слайд)
·
учет возрастных особенностей школьников;
·
создание ситуации успеха;
·
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
·
вера учителя в возможности ученика;
·
использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
·
формирование адекватной самооценки у учащихся;
·
совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;
·
использование коллективных и групповых форм работы;
·
эмоциональная речь учителя;
·
применение поощрения и порицания;
·
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
·
нестандартная форма проведения уроков;
·
использование игровых технологий.
9. (15СЛАЙД) Значительное влияние на развитие мотивации учения могут
оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям
можно опираться на следующие советы педагогов:

интересоваться делами, учебой ребенка;

помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять
самостоятельность и инициативность;

объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных
усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);

чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и
желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но
часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет
учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы
встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет

интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как
она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для
формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Эти вопросы волнуют нас и родителей. Вы знаете, что школьника нельзя успешно
учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не
осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по
формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной
деятельности. Для того, чтобы ученик по-настоящему включился в работу, нужно,
чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только
были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость
для учащегося.
Как вы думаете, как бы наши дети разместили предметы? И почему?
Работа в группах.
Педагоги в группах выбирают карточки с названиями предметов и
размещают их на доске в три колонки «Значимые предметы», «Интересные
предметы», «Неинтересные предметы».
1. Карточки с названиями предметов:
Математика
Русский язык
Литература
Иностранный язык История Обществознание География
Биология Информатика
Физика Химия Физическая культура Технология ИЗО
Выступление групп.
Вывод: Ученик обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него
что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и
живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение
только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается
гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке. Сейчас из
личного опыта педагоги ШМО математического и естественно научного цикла
расскажут, как они мотивируют учеников на своих уроках.
Несмотря на существующий интерес к определенным предметам, есть и
предметы, попавшие в разряд «неинтересных» по ряду причин. Существуют
следующие причины снижения учебной мотивации:
1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано
чувство будущего.
2. Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной
деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового
созревания.
5. Личная значимость предмета.
6. Умственное развитие ученика.
7. Продуктивность учебной деятельности.
8. Непонимание цели учения.
9. Страх перед школой.
Работа в группах
Предлагаем посмотреть мультфильм и определить мотивацию главного
героя.

Выступления групп.
«Дети счастливых родителей, как правило, бывают счастливы в браке»;
«Счастливого человека может воспитать только счастливый» - эти афоризмы
хорошо известны, в чем то они спорны, но в целом, думается, они правильно
отражают жизненные закономерности. Если продолжить мысли можно сказать так:
«Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость
успеха». Верно ли это?
Ответить на этот вопрос постараются учителя ШМО начальных классов
наук.
Вывод: Таким образом, формировать и развивать мотивацию – значит не
заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие
условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели
складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности,
внутренних устремлений самого ученика.
Каждый учитель в нашей школе, сам не замечая того, ежедневно использует
педагогический прием «Эмоциональное поглаживание». Как? Он с легкостью
раздает детям комплименты. За один урок говорит раз двадцать «молодец»,
тридцать раз- «умница» и раз десять: «ребятки, я горжусь вами!» Не грозит ли это
девальвацией похвалы? Чего доброго, дети привыкнут к такому потоку ласкающих
слух эпитетов и перестанут их замечать. Похвала тогда ценится, когда трудно ее
заслужить. Так подсказывает здравый житейский смысл.
Но житейский и педагогический смысл не всегда совпадает. Давайте разберемся:
«молодец», «умница» - это что, только похвала? А может быть, это констатация
факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю и стал
принимать его реплики как само разумеющуюся оценку?
Да, я – молодец, я- умница! Я заслужила эти слова, и все время буду доказывать,
что я – «молодец!». Может быть такова логика школьника, которому именно этих
слов в жизни и не хватает? Искренность, творчество и разнообразие – сильное
орудие в построении самоуважения ребенка. Верите? Давайте попробуем!
Работа в группах
Задание: просим вас привести как можно больше вариантов сказать ученику:
ты- «молодец!!» Группы по очереди называют слова, побеждает группа,
назвавшая комплимент последней. Результат работы - )
Один из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе
учебы, Щукина Галина Ивановна, считает, что интересный урок можно создать за
счет следующих условий:
1. Личность учителя (даже самый скучный материал, объясняемый любимым
учителем хорошо усваивается).
2. Содержание учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание
данного предмета).
3. Методы и приемы обучения.
Если второй пункт не всегда в нашей власти, то первый и третий пункты – это
поле для творческой деятельности любого учителя.
А сейчас мы узнаем, какие методы и приёмы используют на своих уроках
учителя ШМО истории и эстетического цикла

Ролевая игра « Я-учитель»
За дверь выходят три педагога, им дается установка: Вы- учителястажисты, приходите в первый раз в новый класс. Постарайтесь
заинтересовать детей собой, своим предметом с помощью различных методов
и приемов. Оставшиеся педагоги в группе получают установку: Вам не нравится
этот предмет, к вам приходит новый учитель, вы должны созерцать, но если
вас заинтересовали, проявите это. После игры все участники высказываются,
что получилось, что нет. Рефлексия.
Заключение
А теперь, давайте вспомним про наш огурец и приготовим для него рассол по
особому рецепту.
Какие ингредиенты нам понадобятся?
Педагоги называют: вода, чеснок, уксус, морковь, соль, укроп, перец, лавровый
лист. На карточках педагоги записывают ключевые слова, по их мнению,
необходимые для повышения учебной мотивации, прикрепляют к
изображениям продуктов и опускают в бочку для засолки.
Вроде бы все ингредиенты положили (мешает, пробует на вкус). Но чего-то еще
не хватает в нашем рассоле! Чего? Как вы думаете? Ну, теперь все в порядке, и что
же у нас получилось?
Фотография на слайде – счастливый, творческий, интересующийся ребенок.
Ребенок, который испытывает радость от учебы в школе. Радость в любом виде
труда школьника – это источник его движения вперед. Таким образом, главный
смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы быть успешным самому и создать
каждому воспитаннику ситуацию успеха.
Потому что «Успех порождает успех»!!!
Решение педсовета:
5. Педагогическому коллективу школы использовать в работе принцип
обучения и воспитания успехом
6. Всем педагогам использовать в работе советы, изложенные в брошюре
«Успех порождает успех»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».