Методика организации исследовательской работы

Конкурс
"МОЯ ОТЧИЗНА"

Урок истории - как лаборатория юного исследователя
(Методика организации исследовательской работы на уроках
истории по темам культурологического содержания )

Автор:
Капустина Л.В.,
учитель истории
МБОУСОШ № 5 пгт. Сибирцево
Приморского края

2020г.
1

Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………………3
Методика изучения становления системы просвещения (образования)……………………..4
Методика изучения особенностей науки и искусства
определенной исторической эпохи………………………………………………………………….6
Приложения……………………………………………………………………………………………...9
Литература………………………………………………………………………………………………34

2

Пояснительная записка
В современных условиях, когда идет сложный, противоречивый процесс модернизации
школьного исторического и обществоведческого образования, стоит задача дальнейшего
совершенствования его структуры и содержания. Основная цель преподавания истории в школе
- развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в
важнейших достижениях мировой культуры. Культура в современных учебниках в основном
представлена как система, состоящая из таких элементов как образование, наука, искусство.
Раздел «образование» обычно посвящен процессам, направленным на развитие разных
ступеней образовательной системы. Разделы, посвященные науке и разным видам искусства,
насыщены именами известных деятелей культуры и их достижениями. Безусловно, знать имена
и крупнейшие открытия в области культуры необходимо, но когда это превращается в основной
способ организации учебного процесса, то качественное усвоение объемного материала
школьниками в данной форме становится невозможным. Гораздо большего удельного веса
заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России. Учащиеся должны
усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем
другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия
народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об
общей исторической судьбе нашей Родины.[2]
Данный подход к изучению истории культурологического содержания создаст
благоприятные условия для рационального и эффективного получения информации,
замотивирует учащихся на осуществление ее критического оценивания, а системная проектноисследовательская деятельность поможет точно и творчески использовать информацию для
текущих проблемных задач.
Поэтому перевод процесса изучения культурного наследия прошлого в проблемную
плоскость будет способствовать формированию компетенций XXI века.
Уроки истории должны учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их
оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений,
находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять
существенное в историческом процессе от второстепенного. [3]
Таким образом, преподавание тем по культуре необходимо направить в проблемное русло,
создать на уроках культурологического содержания условия для развития исследовательской
среды.
Сделать это можно с помощью проблемно ориентированной образовательной технологии
на базе инструментов ОТСМ-ТРИЗ.
Применение предлагаемых в этой технологии процедур возможно при любом содержании
образования, необходимо только отобрать наиболее адекватные культурно-историческому
содержанию модели и инструменты данной технологии.
Цель работы: разработать методики организации проблемного обучения с элементами
проектно-исследовательской работы на уроках истории в старших классах по темам
культурологического содержания с помощью инструментов технологии ОТСМ-ТРИЗ.
Предложенные методики, разработанные на основе инструментов ОТСМ-ТРИЗ, дадут
возможность учащимся осмыслить культурное пространство, в котором отразились передовые
идеи эпохи, исследовать определенные процессы культурологического характера, осознать
значимость духовной теоретической и практической деятельности, повысить уровень
информационной грамотности.
В данной работе предложены две методики изучения материала культурологического
содержания: методика изучения становления образовательной системы России с XVIII века и
изучения особенностей науки и искусства определенной исторической эпохи.
3

I. Методика изучения процесса становления системы просвещения (образования)

Данная методика, направлена на изучение истории образования, начиная с XVIII века,
именно в это время государство начинает в системе заботиться о просвещении своего народа.
Методика разработана для старшеклассников, психологически готовых к самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности. С ее помощью можно организовать исследование
процесса формирования российской системы образования. Конечным результатом работы по
данной методики должно стать осознанное понимание старшеклассниками значимости системы
образования в развитии государства.
Исследовательская работа на уроке организована в следующих формах: индивидуальная работа
исследовательского уровня; работа в формате мини-конференции; творческая групповая работа.

При формировании заданий используются такие инструменты технологии ОТСМ-ТРИЗ как
паспорт (модель «Элемент мира - Имя признака - значение признака»), модель событий «БылоСтало-Изменилось», модель построения проблемы «Клещи».
Этапы организации исследовательской работы.
1. Используя текст учебника и дополнительную информацию из сети Интернет, заполните
паспорт Системы просвещения (образования)* изучаемого периода.
2. Используя ранее
заполненный паспорт, вспомните систему образования
предшествующего периода.
3. Сравните две системы. Как вы думаете, что способствовало (кто виновник) переводу
любого выбранного вами значения признака системы из одного состояния в другое?
4. Познакомьтесь с паспортом современной системы Российского образования
(приложение 7), примите условно эту систему за ИКР (идеально конечный результат) и
предположите, к какому шагу на встречу к идеалу Россия изучаемого вами периода была
готова? Обсудите свое предположение с товарищами в формате мини-конференции.
5. Работая в группе, выявите одну проблему просвещения (образования) изучаемого
периода и представьте ее в виде модели «Клещи». (Модель «Клещи» - это модель
представленная тремя вопросами, на которые можно отвечать многократно,
переформулируя проблему.
•ЧТО ЕСТЬ? (исходная ситуация)
•ЧТО ХОТИМ? (наиболее желательный результат)
•ЧТО МЕШАЕТ? (барьер). [5]
6. Предложите в виде мини-программы свой путь решения проблемы и обсудите его с
товарищами.
Комментарий: задания 2,3 включается после изучения темы «Культура XVIII века».
* В самом начале 90-х годов систему просвещения переименовали в систему образования.
Шаблон паспорта систем просвещения (образования)

Имя признака

БЫЛО

СТАЛО

Система просвещения
Система просвещения
(образования) изученного (образования)
периода
изучаемого периода
Значение признака
Схема системы
Типы обучения
Принципы государственной
4

политики в образовании
(просвещении)
Органы управления
образованием
Грамотность населения, в %
Образцы выполнения заданий на примере изучения темы
«Просвещение второй половины XIX века»
Паспорт Систем образования первой и второй половин XIX века
Имя признака

Звенья (схема
системы)

Формы
обучения

БЫЛО
СТАЛО
Просвещение первой половины 19
Просвещение второй половины
века
19 века
Значение признака

 Первое звено - начальное
образование (школы для
крестьян)
 Второе звено - среднее
образование (уездные училища,
гимназии, лицеи, женские
институты)
 Третье звено - высшее
образование (университеты,
высшие учебные заведения
технического профиля)

В стенах образовательных
учреждений (аудиторий) – очная
форма на постоянной основе.
Семейная форма (с помощью
гувернанток).

Виды
Государственные
образовательных Церковно-приходские
учреждений
Помещичьи
Частные пансионы
Принципы
государственной
политики в
образовании
(просвещении)

Рационализм, замкнутость,
сословность, ограниченность.

 Первое звено - начальное
образование (школы для
крестьян)
 Второе звено - среднее
образование
(школа с семилетним курсом
обучения, гимназии мужские
и женские, реальные
училища)
 Третье звено - высшее
образование (университеты,
высшие учебные заведения
технического профиля,
высшие учебные заведения
для женщин)

В стенах образовательных
учреждений (аудиторий) – очная
форма на постоянной основе.
Экстернат
В воскресной школе – очная, в
свободное от работы время.
Семейная форма (с помощью
гувернанток).
Государственные (Министерства
народного просвещения)
Церковно-приходские
Воскресные
Земские
Доступность начального
образования, практикоориентированность.
Гуманность в обращении с
учениками.
Ограниченность по
5

платежеспособности.
Не разделение по принципу веры
Нормативная
база

8 сентября 1802 г. утвержден
«Манифест об учреждении
Министерств», в том числе и
Министерства народного
просвещения.
Указ 1803г. о «Предварительных
правилах народного просвещения»
19 августа 1827 г. царь издал
рескрипт о запрещении принимать в
университеты и гимназии
крепостных.
31 мая 1835 г. вышел Указ
императора «О новых штатах и
учреждениях Канцелярии министра
народного просвещения и
департамента».

Грамотность
населения в %

1835 г. утвержден «Общий устав
Императорских Российских
университетов»
Грамотность населения (крестьяне 80% населения) – 4, 5%

Университетский устав 1863
года
1864 г. «Устав гимназий и
прогимназий ведомства
министерства народного
просвещения»
1864г. «Положении о
начальных народных
училищах»
1872 г. «Положение о
городских училищах»
1874г. «Положение о
начальных народных
училищах»

Грамотность населения -20%

Пример построения проблемы по теме «Культура первой половины XIX века»
ЕСТЬ система образования, почти не затрагивающая образования крестьян.
ХОТИМ усовершенствовать первое звено образовательной системы
МЕШАЕТ сословный характер образования.
Проблема.
Если ликвидировать сословный характер в образовании и сделать его доступным для всех слоев
населения, то (+) грамотный народ внесет больший вклад в развитие страны, но (-) управлять им станет
сложнее.
Что делать?
Пример построения проблемы по теме «Культура второй половины XIX века»
ЕСТЬ система образования, устанавливающая барьеры для неплатежеспособных граждан в получении
среднего и высшего образования.
ХОТИМ дать возможность получать образование всем желающим, не зависимо от платежеспособности.
МЕШАЕТ нежелание государства финансировать образование для малоимущих слоев.
Проблема
Если дать возможность получать среднее и высшее образование всем желающим, то (+) Россия
получит больше образованных специалистов, необходимых для ее развития, но (-) понадобится большее
количество средств из бюджета, которых итак постоянно не хватает.
Что делать?
II. Методика изучения особенностей развития науки и искусства определенной

исторической эпохи
Наука и искусство сопряжены с разнообразием форм и видов жизни деятельности
человека. Каждый этап развития науки сопровождался особым типом ее институализации,
связанной с организацией исследований и способом воспроизводства субъекта научной
деятельности - научных кадров. Каждый ученый оставил свой неизгладимый след в развитии
6

общества. Что касается деятельности в области искусства, то она является своеобразным
зеркалом важных процессов, явлений, событий происходящих в определенное время. Плоды
науки и искусства являются достоянием народа, нации, государства. Поэтому изучать
особенности развития науки и искусства определенной исторической эпохи необходимо не на
репродуктивном, а на более глубоком, исследовательском уровне, что даст возможность
учащимся осознать роль этих составляющих духовной жизни в развитии государства, общества
и конкретной личности.
Исследовательская работа на уроке организована в следующих формах: коллективная и групповая
работа исследовательской направленности, индивидуальная работа исследовательского уровня; работа
в формате мини-конференции; творческая индивидуальная работа.

При формировании заданий, используются такие инструменты технологии ОТСМ-ТРИЗ
как: копилка, паспорт (модель «Элемент мира - Имя признака - значение признака»), модель
эффектов (Если, то), модель «Точка зрения», тренинги «Шифровальщики», «Расселение».
Этапы организации исследовательской работы
1. Создание копилки деятелей культуры разных направлений.
2. Выявление существенных признаков творческой деятельности в разных
культурных направлениях.
3. Создание и заполнение паспортов направлений культурной жизни эпохи.
4. Выполнение разноплановых заданий на основе паспортов и копилок.
5. Организация сюжетно-ролевой игры «РАФТ»
Комментарии к этапам организации исследовательской работы.
Шаг 1. Перед изучением темы по культуре определенной эпохи учащиеся получают задание 1.
– собрать информационную копилку. Информационная копилка – неструктурированное
множество собранных по определенному признаку объектов или их описаний, предназначенное
для исследований объектов данного типа. [5] Для того, что бы знакомство с копилкой
вписывалось в регламент урока необходимо заранее ограничить объем материала, указать
ориентиры на содержание объекта копилки. Например: представьте краткую информацию (не
более страницы формата А4) о творческой деятельности одного из художников 19 века.
(Приложение 1)
Шаг 2. После представления объектов копилки (представление может проходить в разной
форме - публичная презентация, стендовая ярмарка объектов копилки, карусель
(поочередный обмен объектами копилки), учащиеся выполняют задание 2, направленное на
выявление существенных признаков объекта.
Шаг 3. С помощью выявленных существенных признаков деятельности творческой личности и
материала текста учебника в формате коллективной работы выполняется задание 3,
направленное на создание копилки имен признаков, необходимой для описания множества
объектов с помощью такого инструмента ОТСМ-ТРИЗ как паспорт.
(Паспорт - инструмент описания объекта, в котором для каждого имени указано конкретное
значение.[]) Далее, в формате групповой работы заполняется паспорт одного из направлений
культурной жизни эпохи (задание 4) с последующей публичной презентацией.
С целью экономии времени, учащимся могут быть предложены готовые шаблоны паспортов.
(Приложение 3.)
Шаг 4. На основе паспортов созданных (или заполненных) учащимися, дополнительных
копилок и паспортов, предложенных учителем (приложение 5, приложение 6), учащимся
предлагаются разноплановые задания (задания 5,6,7) исследовательского характера (можно на
выбор, или у каждой группы свое запланированное учителем задание.)
Шаг 5. На стадии рефлексии организуется сюжетно-ролевая игра РАФТ (Роль-АудиторияФорма-Тема). Игра может быть организована как в формате групповой или индивидуальной
работы.
Роли: Архитектор, скульптор, музыкант, ученый, путешественник .
Аудитория: коллеги, потомки, представители власти, семья, иностранцы.
Форма: тезисы к докладу, монолог, диалог, письмо, заявление, обращение
7

Тема: «Родина моя, Россия»
Цель игры: создание мини-проекта по теме «Родина моя, Россия» в виде текста в одном из выбранных
форматов с точки зрения одного из представителей науки или искусства.

Задания.
Задание 1.Создайте информационную копилку по теме «Деятели культуры эпохи». Для этого в
формате домашнего задания подготовьте объект копилки, представляющий собой небольшой
текст (не больше листа формата А 4), включающий информацию о творческой деятельности
одного из деятелей культуры эпохи и представьте объект копилки на уроке.
Задание 2. Выделите из текста (объекта копилки) 5-7 имен признаков, с помощью которых
можно охарактеризовать художника как творческого деятеля. Для этого сначала составьте
конкретные вопросы, а затем зашифруйте их и представьте в виде слова или словосочетания в
предложенном ниже табличном блоке.
Конкретный вопрос

Имя признака (слово или словосочетание,
отражающее суть вопроса)

Образцы выполнения задания представлены в приложении 2.
Задание 3. Представьте выявленные имена признаков, обсудите их с товарищами и
разместите (на корточках с помощью магнитов) на доске те, которые подойдут для создания
паспорта по теме, отражающей направление культурной жизни эпохи.
Задание 4. Работая в группе, составьте паспорт одного из направлений культурной жизни
эпохи, и заполните его. (Приложение 3)
Задание 5. На основе паспортов направлений культурной жизни эпохи выполните одно из
предложенных заданий.

1. Используя паспорт как источник информации, с точки зрения экскурсовода составьте
рассказ об оном из деятелей культуры данного периода.
2. Используя паспорт, сконструируйте задание на соответствие.
3. Сравните два паспорта одной направленности в культуре разных эпох и сделайте
соответствующие выводы.
4. Используя паспорта разных видов искусства, найдите черты сходства. Объяснимте
причины их существования.
Задание 6. Проведите исследование на основе паспорта творческого объединения деятелей
культуры. Для этого:
1. Заполните паспорт творческого объединения деятелей искусства.

Элемент
мира

Имя признака

Значение признака

Время существования объединения
Историческая среда
Творческое
Полное название объединения
объединение
Профессиональная направленность
(указать
название)
Представители
Мотивационные факторы,
способствующие созданию
организации
Идейные основы
Цель создания
8

Организационные принципы
Художественные принципы
Жанровый ассортимент
Ведущий стиль искусства и его
особенности
Галерея «самых, самых…»
Отношение общества к деятельности
объединения

2. Используя материал паспорта, представьте 3 закономерности по схеме:
ЕСЛИ

ТО

3. Историческая среда является базовым предлогом (причиной) для разнообразных
действий (следствий). Используя материал паспорта, покажите 3 причинноследственные связи.
Комментарий к заданию: паспорт творческого объединения может быть доработан
учащимися в режиме домашнего задания, или представлен учителем в готовом виде.
Задание 7. Используя паспорта стилей в архитектуре (приложение 5) копилки архитектурных
памятникам эпохи (приложение 6.) выполните серию заданий (приложение 6).
Приложения
Приложение 1. Пример объектов копилки по теме «Культура XIX века. Художники»
Иван Николаевич Крамской
(27 мая [8 июня] 1837,Острогожск — 24 марта [5 апреля] 1887, Санкт-Петербург) —
русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи;
художественный
критик.
Крамской
родился 27 мая (8 июня) 1837
года в
городе
Острогожск Воронежской губернии, в семье писаря.
После окончания Острогожского уездного училища Крамской был писарем в Острогожской
думе. С 1853 года стал ретушировать фотографии. Земляк КрамскогоМ. Б. Тулинов в несколько
приёмов обучил его «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты», затем
будущий художник работал у харьковского фотографа Якова Петровича Данилевского [1].
В 1856 годуИ. Н. Крамской приехал в Петербург, где занимался ретушированием в известном в
то время фотографическом ателье Александровского.
В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником
профессора Маркова.
В 1863—1868 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников.
В 1869 году Крамской получил звание академика.
В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним
из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских
демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли
художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства. Иван
Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и
общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, 1873; И. И. Шишкин, 1873; Павел
Михайлович Третьяков, 1876; М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879 — все находятся в Третьяковской
галерее; портрет С. П. Боткина (1880) —Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
9

Одна из известнейших работ Крамского — «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская
галерея).
Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал
религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим
переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея
героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических
картинах — «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», 1877—1878; «Неизвестная», 1883;
«Неутешное горе», 1884 — все в Третьяковской галерее.
асилий Иванович Суриков
12 (24) января 1848,Красноярск — 6 (19) марта 1916, Москва) — русский живописец, мастер
масштабных исторических полотен.
Василий Иванович начал рисовать в раннем детстве. Первым учителем рисования для
Сурикова стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного
училища. Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты
на Енисее» 1862 года(хранится в музее-усадьбе В. И. Сурикова в Красноярске).
После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в
губернское управление — у семьи не было денег на продолжение образования в гимназии. Во
время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел енисейский
губернатор П. Н. Замятнин.
Губернатор
нашёл
мецената —
красноярского
золотопромышленника П. И. Кузнецова. Пётр Иванович оплатил обучение Василия Сурикова в
Академии художеств.
11 декабря 1868 года Суриков с обозом Кузнецова Петра Ивановича выехал из Красноярска
в Санкт-Петербург. Суриков не смог поступить в Академию, и в мае-июле 1869 года учился в
Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников. Осенью 1869 года
Василий Иванович сдал экзамены, стал вольнослушателем Академии художеств, а через год
был зачислен воспитанником.
С 1869 по 1875 год Суриков учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова.
Во время учёбы Суриков за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько
денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище
«Композитор».
4 ноября 1875 года Василий Иванович закончил Академию в звании классного художника
первой степени.
Василий Иванович получил заказ на создание четырёх фресок на темы вселенских соборов
для храма Христа Спасителя. Суриков начал работать над фресками в Петербурге, а в 1877
году переехал в Москву. В 1878 году Василий Иванович начал работать над картиной «Утро
стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году.
В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных
выставок.
П. М. Третьяков в 1883 году приобрёл картину Сурикова «Меншиков в Березове». У
художника появились деньги для зарубежной поездки. Он побывал в Германии, Италии,
Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра.
Илья Е имович Репин
(24 июля [5 августа] 1844, Чугуев,
Российская
империя — 29
сентября 1930, Куоккала,Финляндия)[1] — русский художник-живописец. Сын солдата, в
юности
работал
иконописцем.
Занимался
в
Рисовальной
школе
под
руководством И. Н. Крамского, продолжил обучение в Петербургской Академии художеств.
С 1878 года — член Товарищества передвижных художественных выставок.
Академик Императорской Академии художеств. Профессор — руководитель мастерской
(1894—1907) и ректор (1898—1899) Академии художеств, преподаватель школымастерской Тенишевой;
среди
его
10

учеников Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь,И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. ОстроумоваЛебедева,Н. И. Фешин. Непосредственный наставник В. А. Серова.
Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из
ключевых фигур русского реализма. Художнику удалось решить задачу отражения в
живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он
сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо
реагировал на злобу дня. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность,
он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до
Александра Иванова и современных французских импрессионистов.
Расцвет
творчества
Репина
пришелся
на
1880-е
годы.
Он
создаёт
галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых
сцен. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную
выразительность предложенной ситуации. Стихией художника была современность, и, даже
создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего
настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. По мнению
искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина — «энциклопедия пореформенной России».
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Он
продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В последние годы он обратился к
библейским сюжетам. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу
воспоминаний «Далёкое близкое».
Приложение 2. Образцы выполнения задания к объектам копилки
Иван Николаевич Крамской
Конкретный вопрос
В каких жанрах живописи проявил свое
мастерство?
Где и у кого учился живописи?
Чем занимался и какое звание получил
после окончания Санкт-Петербургской
Академии художеств?
Организатором и идеологом какого
товарищества (организации) художников
стал И.Н. Крамской?
Какие взгляды отстаивал художник?
Какие картины написал художник?
Какая новаторская идея отражена в картине
«Христос в пустыне»?

Ши ровки (имя признака)
Жанры
Образование
Профессиональный статус

Общественная деятельность

Идейные позиции
Художественные произведения.
Новаторство

асилий Иванович Суриков
Конкретный вопрос
Ши ровки (имя признака)
В каких жанрах живописи проявил
Жанры
свое мастерство?
Где
учился
художественному
Художественное образование
мастерству?
Какой статус в профессиональном
Профессиональный статус
сообществе имел?
11

Какие картины написал?
В каком товариществе
объединении) состоял?

Художественные произведения
(творческом Членство в творческих объединениях

Илья Е имович Репин.
Конкретный вопрос
Где учился художественному мастерству?
Какой
статус
в
профессиональном
сообществе имел?
Кого
научил
художественному
мастерству?
В каком художественном направлении
работал?
Что было свойственно репинскому
художественному языку
В каких жанрах работает художник?

Ши ровки (имя признака)
Художественное образование
Профессиональный статус
Ученики
Художественное направление
Свойства художественного языка
Художественные жанры

Приложение 3.
Паспорт « Наука»
Элемент мира
Наука (указать
период, эпоху)

Имя признака
Ведущие научные организации
Известные деятели эпохи
Прорывные направления
Важнейшие открытия
Изобретения
Теории, идеи

Значение признака

Паспорт «Литература»
Элемент мира
Литература
(указать период,
эпоху)

Имя признака
Представители литературного
творчества
«Бестселлеры» эпохи
Литературные направления эпохи
Популярные жанры
Художественные типы, темы,
идеи

Значение признака

Паспорт «Первооткрыватели»
Элемент мира

Имя признака

Значение признака
12

Первооткрыватели Экспедиционный период (даты
(указать период,
экспедиций)
эпоху)
Организаторы экспедиций
Руководители экспедиций
Маршрут (географические
объекты исследования)
Способ и средства перемещения
Открытия, достижения, результаты

Паспорт «Изобразительное искусство»
Элемент мира
Изобразительное
искусство (указать
период, эпоху)

Имя признака
Творческие сообщества
Лучшие представители
«Бестселлеры» эпохи
Популярные стили
Популярные жанры, направления
Идеи, темы

Значение признака

Паспорт «Музыки»
Элемент мира
Музыка (указать
период, эпоху)

Имя признака
Лучшие представители
Популярные музыкальные
жанры, течения
Популярные стили
«Бестселлеры» эпохи
Идеи, направления творческих
исканий

Значение признака

Паспорт «Архитектура»
Элемент мира
Архитектура
(указать период,
эпоху)

Имя признака
Лучшие представители
Архитектурные памятники эпохи
Популярные стили
Характерные черты
архитектурных сооружений
Назначение сооружений

Значение признака

Образцы заполнения паспортов направлений культуры на примере эпохи первой
половины XIX века.
13

Паспорт « Наука»
Элемент мира
Наука первой
половины XIX
века

Имя признака
Ведущие научные
организации
Известные деятели эпохи

Прорывные направления
Важнейшие открытия

Значение признака
Академия наук, Московский
университет, Казанский университет
Н.И. Лобачевский, П.Л. Чебышев, М.В.
Островский, Н.Н. Зимин, А.М.
Бутлеров, В.В. петров, П.А. Аносов,
Б.С. Якоби, Н.И. Пирогов, Н.М.
Карамзин, С.М. Соловьев
Математика, физика, химия, медицина,
история,
Неевклидова геометрия, новый способ
получения йодистого метилена,

реакция восстановления
ароматических нитропроизводных в
ароматические амины
действием сернистого аммония
Изобретения

Демонстрация явления вольтовой дуги,
способы плавки высококачественной
стали, возрождён секрет изготовления
булатной стали, электромагнитный
телеграф, наркоз, гипсовые повязки
Теория химического строения
органических соединений.
Представление исторического пути
России доступным языком с целью
вовлечения читателей в размышления
о прошлом.

Теории, идеи

Паспорт «Литература»
Элемент мира
Литература
первой
половины XIX
века

Имя признака
Представители
литературного творчества

«Бестселлеры» эпохи

Литературные направления
(течения) эпохи
Популярные жанры
Художественные типы,
темы, идеи

Значение признака
К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, В.А.
Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю.
Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С.
Тургенев, А.Н. Островский
«Руслан и Людмила», «Кавказский
пленник», «Цыгане», «Мертвые
души», «ревизор», «Записки
охотника», «Герой нашего времени»
Романтизм, реализм
Стихотворение, пьеса, поэма
Идеи индивидуализма, самоценности
человеческой личности,
ответственность за свой народ,
жертвенность во имя блага других
людей. Отражаются темные стороны
русской жизни , воплотившие пороки
чиновников и помещиков. Мир купцов,
14

мещан, мелких чиновников.

Паспорт «Первооткрыватели»
Элемент мира
Первооткрыватели
первой половины
XIX века

Имя признака
Экспедиционный период
(даты экспедиций)
Организаторы экспедиций

Руководители экспедиций

Маршрут (географические
объекты исследования)
Способ и средства
перемещения
Открытия, достижения,
результаты

Значение признака
1803-1806, 1819-1821, 1849-1855
Государство в лице Александр I ,
Российско-американская компания,
Академия наук
И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский,
Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев,
Г.И. Невельской
Дальний Восток, Сибирь, Северный
Ледовитый океан, территории за
Южным полярным кругом.
Водным путем, на кораблях,
шлюпках
Нанесение на карту очертания
Сахалина и ряда других островов,
открытие Антарктиды, изучение
устья Амура.
доказано, что Сахалин остров.
Изучение природы и населения
России.

Паспорт «Изобразительное искусство»
Элемент мира
Изобразительное
искусство первой
половины XIX
века

Имя признака
Творческие сообщества
Лучшие представители

«Бестселлеры» эпохи

Популярные стили
Популярные жанры,
направления

Идеи, темы

Значение признака
Отсутствуют
В. А. Тропинин, А.Г. Венецианов,
К.П. Брюллов, П.А. Федотов, А.А.
Иванов, Б.И. Орловский, И.П.
Мартос, П.К. Клодт
«Кружевница», «На пашне»,
«Последний день Помпеи»,
«Сватовство майора», «Завтрак
аристократа», «Явление Христа
народу», памятник Минину и
Пожарскому, конные группы на
Аничковом мосту.
Классицизм, романтизм, реализм
Портрет, жанровые картины,
исторические картины, монументы
в память выдающихся людей и
событий, конные композиции.
Обращение к образам простых
людей, стремление подчеркнуть
возвышенное начало изображаемого
15

человека, присутствие
сатирического, разоблачающего
начала, возвеличивание героев.
Темы критики социальной
несправедливости.

Паспорт «Музыка»
Элемент мира
Музыка первой
половины XIX
века

Имя признака
Лучшие представители

Значение признака
М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский
А.А. Алябьев, А.И. Варламов
Популярные музыкальные
Опера, романс
жанры, течения
«городская песня», запись и
обработка народных напевов,
камерно-вокальная музыка с
примесью фольклора, водевиль,
Популярные стили
Классицизм, романтизм
«Бестселлеры» эпохи
«Руслан и Людмила», «Жизнь за
царя», «Русалка»
Идеи, направления творческих Поиск своего самобытного пути,
исканий
обращение к окружающей
действительности, к народу как
источнику вдохновения

Паспорт «Архитектура»
Элемент мира
Архитектура
первой
половины XIX
века

Имя признака
Лучшие представители

Архитектурные памятники
эпохи

Популярные стили
Характерные черты
архитектурных сооружений

Назначение сооружений

Значение признака
А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, О.И.
Бове, А.А.Бетанкур, Д. Жилярди,
К.И. России К.А. Тон
Адмиралтейство, Казанский собор,
Московский университет, Манеж,
Михайловский дворец, Храм Христа
Спасителя
Классицизм, эклектика (руссковизантийский стиль)
Торжественность, считающая со
строгостью и простотой.
Сочетание стилей, заимствованных
у разных времен и народов.
Застройка городов, в основном
общественные здания (за
исключением соборов при казармах)

Приложение 4. Образцы выполнения заданий к паспортам и копилкам.
Образец выполнения задания Паспорт «Творческое объединение деятелей искусства».

Элемент мира

Имя признака
Время

Значение признака
последняя треть XIX века
16

Творческое
объединение
Художников
передвижнико
в

существования
объединения
Историческая
среда

В начале 60-х годов XIX века Российская
империя вступила в эпоху Великих
реформ Александра II. Крестьянской
реформой было отменено крепостное право,
проведены Земская и Судебная реформы. Реф
орма городского самоуправления, Военная
реформа. Осуществлялась модернизация всех
сфер жизни государства и общества;
строилась новая Россия — успешнее той, что
потерпела поражение в Крымской войне.
«Товарищество передвижных
художественных выставок»[2].

Полное
название
объединения
Профессиональ Художники и скульпторы
ная
направленность
Представители
В.Г. Перов и И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов
и В.Е. Маковский, К.А. Савицкий и В.М.
Максимов, И.М. Прянишников и Н.Н. Ге,
Саврасов и И.И. Шишкин, А.И. Куинджи,
В.М. Васнецов и В.Д. Поленов, Н.В. Неврев,
И.Е. Репин и Суриков, Серов и И.И. Левитан,
Н.А. Ярошенко и Нестеров, Н.А. Касаткин и
С.В. Иванов, А.Е. Архипов, В.Н. Бакшеев и
многие другие
Мотивационны Нежелание художников принимать
е факторы,
консервативные правила проведения
способствующи конкурса на первую Золотую медаль
е созданию
Академии художеств. ( Неприятие
организации
академизма с его декоративными пейзажами,
бутафорской театральностью и различной
мифологией)
Идейные
Идеи народничества
основы
Цель создания
Устройство… во всех городах империи
передвижных художественных выставок в
видах: а) доставление жителям провинций
возможности знакомиться с русским
искусством… б) развития любви к искусству
в обществе; в) облегчения для художников
сбыта их произведений.
Организационн Добровольность, творческая независимость,
ые принципы
открытость, корпоративность
(демократические принципы принятия в
товарищество)
Художественн
обострённый психологизм, социальная и
ые принципы
классовая направленность, высокое

17

Жанровый
ассортимент
Ведущий стиль
искусства и его
особенности

Галерея
«самых,
самых…»

Отношение
общества

мастерство типизации, реализм, граничащий
с натурализмом, трагический в целом взгляд
на действительность.
Все популярные жанры: портретный,
пейзажный и исторический жанр.
Импрессионизм.
Импрессионисты стремились запечатлеть
реальный мир в его подвижности и
изменчивости, передать свои мимолётные
впечатления. Особое внимание уделялось
передаче цвета и свет (Эффект живого
мерцания красок, наслоение мазков,
фрагментарность композиции, размытость
контуров)
«Ремонтные работы на железной дороге»
(1874). «Бурлаки», написанная в 1873 году.
«Крестный ход в Курской губернии» (1880—
1883). Г. Г. Мясоедова «Земство обедает»,
написанная в 1872 году.
Выставки передвижников вызывали большой
интерес общества к искусству и имели
огромный успех у самых различных слоев
населения

Образец выполнения задания 1 к паспорту «Творческое объединение деятелей искусства».
ЕСЛИ

ТО

художники в своих
произведениях будут
отражать реальную жизнь,

вызовут интерес к
искусству у самых
различных слоев общества

ЕСЛИ

ТО

выставки передвижников
пройдут во многих городах
России,

импрессионизм станет
одним из самых узнаваемых
россиянами стилей
искусства.

ЕСЛИ

ТО

идейная основа творческого
общества народничество,

самой распространенной
станет крестьянская
тематика.

18

Образец выполнения задания 2 к паспорту «Творческое объединение деятелей искусства».
1. Интерес к крестьянскому вопросу со стороны государства нашел отражение в
деятельности художников передвижников.
2. Развитие механизмов самоуправления нашли отклик в организационных принципах
художников передвижниках.
3. Модернизация всех сторон жизни общества привела отказу ряда талантливых
художников от такого направления в искусстве как классицизм и развитию нового
направления в русском искусстве- импрессионизма.
Приложение 5.
Паспорт стиля классицизма в архитектуре
Элемент
мира

Имя признака

Классицизм Преобладающие и
модные цвета
в
архитектуре

Значение признака
Белый, насыщенные цвета; зеленый,
розовый, пурпурный с золотым
акцентом, небесно-голубой

Линии стиля

Строгие повторяющиеся
вертикальные и горизонтальные
линии; барельеф в круглом
медальоне, плавный обобщенный
рисунок, симметрия

Форма

Четкость и геометризм форм, статуи
на крыше, ротонда, для стиля ампир
— выразительные помпезные
монументальные формы

Характерные элементы
интерьера

Сдержанный декор, круглые и
ребристые колонны, пилястры,
статуи, античный орнамент,
кессонный свод, для стиля ампир
военный декор (эмблемы), символы
власти

Конструкции

Массивные, устойчивые,
монументальные, прямоугольные,
арочные

Окна

Прямоугольные, удлиненные вверх,
со скромным оформлением

Двери

Прямоугольные, филенчатые; с
массивным двускатным порталом на
круглых и ребристых колоннах;
19

возможно украшенные львами,
сфинксами и статуями
Паспорт стиля русского барокко в архитектуре
Элемент
Имя признака
мира
Барокко в
архитектуре

Значение признака

Преобладающие и
модные цвета

Контрастность. Сочетание красного и
белого.
Используются пастельные светлые
цвета: от красного, бордового, белого
до изумрудного, кремового и золотого.
Наиболее популярно сочетание
золотого и белого цветов.

Линии стиля

Линии стиля причудливые, от
выпукло-вогнутых до асимметричных
и спиральных

Форма

формы от овала до прямоугольника

Характерные элементы
интерьера

Большое количество скульптур, пилястр
и колонн. Позолота и резьба.

Конструкции

Вычурные, массивные, контрастные,
динамичные. Криво линейность.
Неравномерность распределения массы.

Окна

Окна обычно исполняются полукругом,
иногда бывают прямоугольной формы,
а украшаются при этом всегда
оригинальным и своеобразным
декоративным орнаментом. Окна
больших размеров.

Двери

Двери же в барокко выполняются чаще
всего в темных цветах, украшаются
растительным декором и резьбой,
наделяются пышной фурнитурой.

Паспорт стиля эклектики в архитектуре
Элемент
Имя признака
мира
Эклектика
в
Преобладающие и
архитектуре
модные цвета

Значение признака
Эклектика-сочетание более двух-трех
стилистических типов, объединенных
цветом. Цветовая палитра зависела от
выбранного сочетания стилей.
20

Сочетание пастельных тонов,
отличающих классический стиль, с
более яркими оттенками.
Линии стиля

Переплетение линий разных стилей

Форма

Для форм характерна некоторую
дробность и монотонная повторяемость
деталей, выразительность их силуэта,
который заканчивался эффектными,
издалека заметными куполами или
островерхими покрытиями с гребнями.
Ордер утрачивает вес, из
композиционной основы здания
превращается в одну из многих
декоративных форм.
Сочетание форм, присущих разным
стилям. Резко поднимается этажность
зданий.

Характерные элементы
интерьера

Конструкции

Окна

Двери

Отделка интерьеров в различных
«исторических стилях» (классицизм,
неоготическом, «мавританском» и др.).
Внесение отдельных деталей из
экзотических стилей,
например, восточного орнамента в
строгую европейскую классику.
Конструкции монументальные,
представительные, нередко
перегруженные декором.
Имеет место использование стеновой
конструктивной системы с различным
расположением и числом несущих стен
(при явном преобладании продольностеновой конструктивной схемы).
Несогласованность пропорций.
Окна становятся крупнее, светлее,
появляются магазинные витрины, над
зданиями часто устраивается верхнее
освещение.
Двери выполняются в одном из
выбранных для сочетания стилей.

21

1

2

3

Приложение 6. Копилка архитектурных памятников XVI века.

22

4
5

7

6

8

9

Задания
1.Соотнесите изображение с названием архитектурного сооружения. (Названия прилагаются.)
2. Назовите архитектурные сооружения, выполненные с использованием шатрового стиля. (2,6)
3. Назовите сооружения, расположенные на Красной площади. (1,2,4,5,8)
4. Предложите возможные варианты расселения объектов копилки. (По месту расположения, по
типу сооружения и др.)
5. Расселите объекты копилки по месту расположения.
Ин ормация к копилке по теме «Архитектура XVI века».
№

3.

Архитектурный
памятник
Колокольня Ивана
Великого
Собор Василия
Блаженного
Покровская башня

4.

Кутафья башня

1.
2.

Место расположения
Москва
Москва
Псковско-новгородская земля
Москва

Тип сооружения
Религиозное
сооружение
Религиозное
сооружение
Оборонительное
сооружение
Оборонительное
23

сооружение

1

2
3

5.

Успенский собор

Москва

6.

Церковь Вознесения
Господня
Церковь Жен
Мироносиц
Архангельский собор

Подмосковье

Церковь Петра и
Павла с Буя

Псковско-новгородская земля

7.
8.
9.

Псковско-новгородская земля
Москва

Религиозное
сооружение
Религиозное
сооружение
Религиозное
сооружение
Религиозное
сооружение
Религиозное
сооружение

Копилка архитектурных памятников XVII века

24

6

5

4

7

9

8

Задания
1.Соотнесите изображение с названием архитектурного сооружения. (Названия прилагаются.)
2. Назовите архитектурные сооружения, выполненные с использованием шатрового стиля. (4,6)
3. Назовите сооружение, расположенное на Красной площади. (3)
4. Предложите возможные варианты расселения объектов копилки. (По стилю, по типу
сооружения и др.)
5. Расселите объекты копилки по архитектурному стилю.
Ин ормация к копилке по теме «Архитектура XVI века».
№

1.
2.

Архитектурный
памятник
Дворец Алексея
Михайловича в
Коломенском
Церковь Святой
Живоначальной
Троицы в Никитниках

Стиль

Тип сооружения

Русское барокко

Жилое здание

Русское узорочье

Церковь

25

3.

Теремной дворец

Русское барокко

4.

Церковь Покрова в
Медведкове.
Церковь Покрова в
Филях
Церковь Рождения
Богородицы в
Путинках
Храм Успения
Присватай
Богородицы
Надвратная церковь
Спаса Преображения
Храм Благовещения
Пресвятой
Богородицы

Русское узорочье

5.
6.
7.
8.
9.

Многоэтажное жилое
здание
Церковь

Русское барокко
Русское узорочье

Пятиярусная центрическая
церковь
Шатровая церковь

Русское барокко

Церковь

Русское барокко

Церковь

Русское узорочье

Церковь

Копилка архитектурных памятников XVIII века

1

2

3

26

5

4

7

6

9

8

Задания
1.Соотнесите изображение с названием архитектурного сооружения. (Названия прилагаются.)
2. Определите стиль любого архитектурного сооружения и назовите 3 существенных признака
этого стиля. (Барокко, классицизм)
3. Предложите возможные варианты расселения объектов копилки. (По авторству, по месту
расположения, по стилю т.д.)
4. Расселите объекты копилки по двум любым признакам.
5. Используя соответствующий данному стилю паспорт, опишите один из архитектурных
памятников.
Ин ормация к копилке по теме «Архитектура первой половины XIX века».
№

Архитектор

Архитектурный памятник

Место
27

1. В.И. Баженов
2. И.Е. Старов
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Дом Пашкова

расположения
Москва
Санкт-Петербург

М.Ф. Казаков

Троицкий собор АлександроНевской лавры
Благородное собрание

В.В. Растрелли.

Зимний дворец

Санкт-Петербург

В.В. Растрелли.

Строгановской дворец

Санкт-Петербург

М.Ф. Казаков

Здание Сената

Москва

В.И. Баженов

Дом Юшкова

Москва

В.В. Растрелли.

Екатерининский дворец

Санкт-Петербург

И.Е. Старов

Таврический дворец

Санкт-Петербург

Москва

28

Копилка памятников архитектуры первой половины XIX века.

1

2

4

5

7

8

3

6

9

29

Задания
1.Соотнесите изображение с названием архитектурного сооружения. (Названия прилагаются.)
2. Определите стиль архитектурных сооружений и назовите 3 существенных признака этого
стиля. (Классицизм)
3. Предложите возможные варианты расселения объектов копилки. (По авторству, по месту
расположения, по направлению в стиле и т.д.)
4. Расселите объекты копилки по двум любым признакам.
5. Используя соответствующий данному стилю паспорт, опишите один из архитектурных
памятников.
Ин ормация к копилке по теме «Архитектура первой половины XIX века».
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Архитектор

Архитектурный памятник

А.Д. Захаров

Адмиралтейство

Место
расположения
Санкт-Петербург

А.Н. Воронихин

Казанский собор

Санкт-Петербург

Карл Росси

Михайловский дворец

Санкт-Петербург

О.И. Бове

Триумфальная арка

Москва

А.Н. Воронихин

Горный институт

Санкт-Петербург

Карл Росси

Публичная библиотека

Санкт-Петербург

Д.И. Жилярди

Московский университет

Москва

Карл Росси

Александрийский театр

Санкт-Петербург

О.И. Бове

Большой театр

Москва

30

Копилка архитектурных памятников второй половины XIX века

1

2
3

5

4

7

8

6

9

31

Задания.
1.Соотнесите изображение с названием архитектурного сооружения. (Названия прилагаются.)
2. Определите стиль архитектурных сооружений и назовите 3 существенных признака этого
стиля. (Эклектика)
3. Предложите возможные варианты расселения объектов копилки. (По авторству, по месту
расположения, по направлению в стиле и т.д.)
4. Расселите объекты копилки по любым двум признакам.
5. Используя соответствующий данному стилю паспорт, опишите один из архитектурных
памятников.
Ин ормация к копилке по теме «Архитектура первой половины XIX века».
№ Архитекто Архитектурный памятник
Направления в
Место
р
эклектике
расположения
1. К.А. Тон
Храм Христа Спасителя
РусскоМосква
византийское
2. А.П.Брюлл Церковь Петра и Павла в
Псевдоготика
Санктов
Шуваловском парке
Петербург
3. Н.Л. Бенуа Петергофский вокзал
Псевдоготика
СанктПетербург
4. А.П.Брюлл Лютеранская церковь (кирха) Неороманский
Санктов
Святого Петра
Петербург
5. К.А. Тон
Московский вокзал
РусскоСанктвизантийское
Петербург
6. А.П.
Александрийская больница
Необарокко с
СанктБрюллов
неоготикой
Петербург
7. К.А. Тон
Кремлевский дворец
РусскоМосква
византийское
8. Н.Л. Бенуа Императорские конюшни
Псевдоготика
СанктПетербург
9. К.А. Тон
Оружейная палата
РусскоМосква
византийское

32

Приложение 7.
Паспорт Системы образования современной России.
Элемент
Имя признака
мира
Современное Звенья (схема системы)
образование
в РФ

Формы обучения

Виды образовательных
учреждений

Принципы государственной
политики в образовании
(просвещении)

Значение признака

 Первое звено – дошкольное обучение
(детские садики, ясли-садики, центры
раннего детского развития, прогимназии);
 Второе звено – общеобразовательные
заведения (школы, лицеи, гимназии),
предлагающие начальное, основное и
среднее образование;
 Третье звено – среднее
профобразование (училища, техникумы,
лицеи, колледжи);
 Четвертое звено – высшее образование
(университеты, институты, академии);
 Пятое звено – послевузовское
образование (аспирантуры, докторантуры,
ординатуры).
В стенах аудиторий – очная, очно-заочная
(вечерняя), заочная;
Внутрисемейное;
Самообразование;
Экстернат.
Государственные – регионального и
федерального устройства;
Муниципальные;
Негосударственные, то есть частные.
Гуманистический характер образования,
приоритет общечеловеческих ценностей, право
личности на свободное развитие;
• единство федерального образования при
праве на своеобразие образования
национальных и региональных культур;
• общедоступность образования и
адаптивность системы образования к
потребностям обучаемых;
• светский характер образования в
государственных учреждениях;
• свобода и плюрализм в образовании;
• демократический, государственнообщественный характер управления,
самостоятельность образовательных
учреждений.

33

Нормативная база

Грамотность населения в %

 Конституция РФ;
 Целевая программа развития образования;
 Федеральные законы
 Приказы Минобрнауки
 Примерные положения об организации
учебного процесса;
 Концепция модернизации системы
образования в России;
 О сотрудничестве с зарубежными
организациями в области образования;
 Типовые положения о дополнительном
обучении.
99,5

34

Литература
1. Баскова Л. Ю. Особенности государственной образовательной политики в России второй
четверти XIX века [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч.
конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 3942.
2. Историко-культурный стандарт http://school.historians.ru/wp-content/uploads
3. Некоторые проблемы преподавания истории в реформируемой школе
http://pandia.ru/text/77/251/86434.php
4. Левандовский А.А. История России XVIII-XIX в.в. 10 класс: учебник для общеобразоват.
учреждений / базовый уровень. – М.: Просвещение, 2012.
5. Нестеренко А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе
ОТСМ-ТРИЗ. – М.: BOOKinFILE, 2013
6. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие. http://www.studfiles.ru/preview/1094065

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».