Комплект методических материалов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 5 пгт. Сибирцево

«Методические мероприятия как средство формирования
внутришкольной системы оценки образовательных результатов»
(комплект методических материалов)

Сибирцево, 2020
1

Пояснительная записка
Методическая служба в образовательных учреждениях дает возможность
членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже
готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и
разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя
развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и
развитие личности учащегося.
В 2016г. педагогическим коллективом МБОУСОШ№ 5 под руководством
школьной методической службы была

создана модель внутришкольной

системы оценки качества образования. Модель имеет динамический характер и
требует постоянной работы над ее совершенствованием. Также

в ходе ее

апробации были выявлены определенные недостатки. Поэтому, в план
методической работы школы на 2017-2017 учебный год (приложение 1) были
включены мероприятия, направленные на совершенствование и оптимизацию
этой модели.
В данной работе представлены разработки двух мероприятий, связанных
с

преобразованием

модели

внутришкольной

системы

оценки

качества

образования и развитием компетенций педагогов в области современных
подходов оценивания образовательных результатов.
Цель работы: представить методические мероприятия в формате
тематического педсовета и обучающего семинара в качестве средства
формирования внутришкольной системы оценки качества образования.
Оба мероприятия имеют практическую направленность, позволяющую
педагогическому

коллективу

не

только

усовершенствовать

свои

профессиональные компетенции, но и непосредственно поучаствовать в
процессе

принятия

педагогических

решений,

направленных

на

совершенствование внутришкольной системы оценки качества образования.
Данные мероприятия были успешно осуществлены на базе школы и могут
представлять интерес для педагогических коллективов, работающих над
проблемой формирования системы оценки качества образования.
2

Тема педагогического совета
«Функционирование внутренней системы качества образования»
Цель: Оптимизация деятельности учителей МБОУСОШ№5 в проведение
мониторинга внутренней оценки качества образования.
Задачи:
1. Познакомиться с результатами мониторинговых исследований, проведенных
в 2016-2017 учебном году.
2. Оптимизировать механизмы проведения мониторинга, проводимого
учителями, для учета индивидуальных достижений обучающихся в связи с
реализацией ФГОС ОО.
План:
1. Работа в группах «Лексическая грамотность педагога. Создаем глоссарий»
2. Доклад «Цели и задачи мониторинга. Мониторинг предметных результатов».
3. Доклад «Мониторинг метапредметных образовательных результатов».
4. Работа в группах «Мониторинг методической грамотности»

3

Вступительное слово.
Тема педагогического совета посвящена проблеме оценке качества
образования. Оценка качества образования системное понятие, определенное
Законом об образовании. Внутренняя оценка качества образования является
составной частью этой системы, и ответственность

за ее функционирование

полностью лежит на коллективе образовательного учреждения. Внутренняя
система оценки качества образования реализует выбранную образовательной
организацией модель оценки качества, а положение о внутренней системе оценки
качества образования, согласно Закону, – определено локальным нормативным
актом.
На практике управление качеством образования организуется с помощью
внутришкольного мониторинга.
Цель педагогического совета направлена на выработку решений, которые
помогут оптимизировать деятельность учителей в проведении мониторинга
внутренней оценки качества.
Для того, чтобы принимать грамотные с методической точки зрения
решения, необходимо чувствовать себя уверено с точки зрения лексики. Поэтому,
первое, что мы с вами сделаем, создадим глоссарий нашего педагогического
совета, в который включим все три понятия: мониторинг, учебное занятие, УУД.
Задание 1. «Создаем глоссарий».
Разделившись на группы дайте определение понятию________ (каждая группа
получает одно из четырех понятий)
используя один из способов синтеза определений:
1)

определяемое слово> — это <группа (род, вид)>, <отличительные

признаки>.
Например: Растения — это многоклеточные живые организмы, которые
синтезируют органические вещества.
2)определяемое слово> — это <система >, < составляющие системы (части,
элементы)> - функции.
Например: Духовная культура – это система знаний, мировоззренческих идей,
дающая цивилизации импульс к развитию.
4

«Цели и задачи мониторинга.
Мониторинг предметных результатов»
В связи с переходом на ФГОС ОО в сфере образования стала складываться
новая система мониторинга, которая направлена на получение независимой,
объективной информации об учебных достижениях самих учащихся,
деятельности педагогических работников. Обработка, анализ и интерпретация
полученной

информации

управленческие

поможет

решения,

вырабатывать

направленные

на

политику

и принимать

повышение

качества

образования на разных уровнях (школьном, региональном, федеральном).
Понятие «мониторинг» пришло в педагогику и социологию из экологии. В
экологии «мониторинг» - это непрерывное слежение за состоянием окружающей
среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важным
параметрам. Что такое педагогический мониторинг, мы определили в ходе
групповой работы.
Цели педагогической диагностики и мониторинга в настоящее время
состоят

именно

метапредметных

в

изучении

достижений

и

измерении

школьников,

личностных,
которые

предметных

позволят

и

оценивать

результативность обучения и успешность обучения на последующих этапах.
В рамках мониторинга при традиционной системе образования обращали
внимание на необходимость выполнения образовательных программ, на оценку
успеваемости

всех

обучающихся.

В

течение

многих

десятилетий

преобладала внутренняя оценка качества знаний, например, во всем предметам
прослеживается

успеваемость,

качество

знаний,

средний

балл,

степень

обученности по предмету.
К сожалению, сейчас большинство наших учащихся показывают очень
слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию
необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать
проблемы,

находить

выход

из

нестандартной

ситуации.

Правильно

организованный мониторинг должен стать средством, способным помочь нам
решить выявленные проблемы качества образования.
5

Как и каким образом изменились подходы к мониторингу с переходом на
ФГОС ОО? Для того, что бы в этом разобраться, учителю необходимо повышать
не только лексическую, но и методическую, дидактическую грамотность.
Изучить

все

методические

рекомендации

инструментарии. Знать, цель образования,

по

предмету,

знать

все

содержание, технологии, средства

обучения и, конечно же, требования к системе оценивания. Таким образом,
мониторинг нужен в первую очередь для того, чтобы обнаруживать и решать
наиболее

острые

проблемы,

чтобы

анализировать

и

корректировать

образовательный процесс, а не для оргвыводов. В ООП НОО и ООП ООО в
целевых разделах

представлены программы «Система оценки достижения

планируемых результатов освоения программ», где прописаны методологические
основы внутренней системы оценки образовательных результатов, определены
составляющие

система

внутришкольного

мониторинга

образовательных

достижений. Мониторинг – это механизм, который поможет нам в достижении
конечного результата, не более того. Но наш механизм, созданный нами на
теоретической основе, на практике дает сбои. Поэтому, нам надо его
оптимизировать.
Диагностика и мониторинг предметных результатов.
Освоения содержания учебных предметов - это предметные результаты.
Предметные: выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов
социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний,
умений и навыков, опыта творческой деятельности, ценностей.
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных
учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является
«способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи».
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и
промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных
работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и
промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью
диагностических

работ

(промежуточных

и

итоговых),

направленных

на
6

определение уровня освоения темы учащимися. В числе методов оценки
предметных

результатов

можно

использовать:

наблюдение,

тестирование,

контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания,
собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы
учащегося и др.). Данный перечень методов далеко не исчерпывает всего
возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в
зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не
репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные
задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание
учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
«Мониторинг метапредметных образовательных результатов».
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо
проводить

метапредметные

диагностические

работы,

составленные

из

компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но
и регулятивных и коммуникативных действий. Мониторинг метапредметных УУД
основан на следующих теоретических и методических положениях:
1. Уровень сформированности УУД показывает степень владения учеником
определенными культурно значимыми способами построения деятельности,
общения, мышления или оценки. Формирование УУД зависит от того, каким
образом организована учебная деятельность ребенка, и происходит в ходе
последовательных стадий, характеризующихся определенным уровнем осознания
учащимся своей деятельности.
2.

Мониторинг

осуществляется

на

основе

системы

специально

разработанных заданий. Сформированность каждого УУД может проверяться на
материале двух и более учебных предметов, или на тексте надпредметного
содержания.
3. Результаты мониторинга позволяют судить о продвижении к достижению
планируемых результатов освоения программ ФГОС ОО,

как отдельного

учащегося, так и группы учащихся в целом.

7

Целью мониторинга является получение обратной связи. Диагностические
мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших
УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию
достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов
Основными документами, которые позволяют нам определить место, роль,
особенности и функции оценки и мониторинга являются ФГОСы ОО.
Метапредметные образовательные результаты, в соответствии с Основными
образовательными программами НОО и ООО должны оцениваться по пяти
позициям в ВШК:


уровень реализации регулятивных УУД (организация и самоуправление,
навыки системного, экологического мышления и т. д.);



уровень

реализации

познавательных

УУД

(мыслительные

ОУУ,

логические умения и т. д.);


уровень реализации коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в
группе, монологическая речь и т. д.);



уровень овладения проектно-исследовательскими компетентности;



уровень развития ИКТ-компетентности (преобразование информации,
владение ПК, навыки грамотного использования Интернета).

К сожалению, новыми стандартами не предусмотрены материалы (таблицы,
бланки, оценочные листы и т. д.) для фиксирования показателей диагностики
формирования и развития метапредметных и личностных результатов. Что
затрудняет отслеживание показателей развития школьника на протяжении
всего обучения. В ООП ООО предложена форма

«Карты форсированности

УУД», представлен формат «Таблицы требований» к освоению предметных
УУД в рамках реализуемой рабочей программы.
Прописано, что учителями должны использоваться три группы листов:
• листы оценки ПРЕДМЕТНЫХ результатов,
• листы оценки МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов (Карта сформированности
УУД),
• листы оценки ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов и
результатов наблюдения на уроках в отношении отдельных обучающихся или
класса в целом.
8

Для оценки личностных образовательных результатов обязательными,
отражающими требования ФГОС, должны стать, как минимум, три
показателя:


уровень социализированности и уровень воспитанности (сложные

показатели, требующие выделения составных элементов показателей в
соответствии с описанием в ФГОС);


уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по

отношению к каждому предмету;


уровень сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни

обучающегося, навыков организации досуга.
Комплексная работа представляет собой серию заданий, составленных к
предлагаемому для чтения тексту о Приморском крае. Комплексная работа
представлена в двух вариантах.
Цель работы: определение уровня развития познавательных УУД учащихся
5-х классов, формирование которых запланировано ООП ООО МБОУСОШ № 5
пгт. Сибирцево.
Задания направленны на оценку таких умений как:
•

умение давать определение понятиям;

•

умение устанавливать причинно-следственные связи;

•

умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая

основания и критерии для указанных логических операций с высокой степенью
самостоятельности;
•

умение строить логическое рассуждение, включающее, установление

причинно-следственных связей.
Структура работы:
Работа включает в себя пять заданий. Второе и пятое задания состоят из
двух частей. Задания базового уровня: 1, 2.2., 4, 5.1., 6. Задания повышенного
уровня:2.1., 3, 5.2. Максимальное количество баллов – 20. 13 (60%) баллов за
базовые задания и 7 (40%) баллов за задания повышенного уровня. Количество
баллов за каждое задание указано в тексте работы.

9

В работе приняло участие 64 ученика 5-х классов. С работой не справилось
36% учащихся. Качественно выполнили работу 9% пятиклассников.
Высокий уровень:
5 «А» - 4,5% Стерелюкина Ольга, Колодяжный Саша, Бродникова Вероника,
5 «Б» -0 (Самаков С. И Яцкевич Е. не писали)
5 «В» - 4,5% Беляускас Никита, Ким Карина, Чернышев Женя.
Большая часть школьников успешно выполнили задание, направленное на
проверку умения давать определение понятиям. Задание представляло собой текст,
с пропущенными словами, ученики должны были вставить по смыслу подходящие
слова из списка. На данном базовом уровне задание оказалось доступным для 94%.
Учащиеся так же хорошо умеют классифицировать понятия (79%).
Особые трудности были вызваны заданием на сравнение, которое
представляло собой умение сравнивать процентные соотношения. С ним
справилось 32%. Слабо представлен результат по развитию умения устанавливать
причинно-следственные связи, лежащие не на поверхности (повышенный уровень)
информационного поля. С этим заданием (задание 3) справилось всего 16%
учащихся.
Выводы: результаты комплексной работы показали достаточно низкий
уровень развития запланированных метапредметных результатов школьников,
причиной тому является отсутствие системы работы учителей предметников и
руководителей курсов внеурочной деятельности, направленной на развитие
познавательных метапредметных результатов.
Рекомендации: руководителям методических объединений включить в план
работы МО на 2017-2018 учебный год мероприятия, направленные на изучение и
реализацию программ: «Программа формирования и развития универсальных
учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования»,
«Программа формирования основ смыслового чтения».
День проектов.
Анализ

позволяет сделать следующие выводы: самые развитые проектно-

исследовательские умения у учащихся 5 «А» класса, однако по первому критерию
на повышенном уровне оценены только 3 ученика. Данное направление в работе с
учащимися этого класса должно стать приоритетным. Около трети учащихся 5 «В»
10

класса, представившие свои творческие продукты на Дне проектов по тому или
иному критерию

были оценены на повышенном уровне. В этом классе самое

большое количество учащихся, получивших итоговую оценку повышенного
уровня. У класса достаточно большой потенциал способностей лингвистической
направленности. Учащиеся 5 «Б» класса были оценены на повышенном уровне в
основном на секции «Самоделкин», где они представили результаты своей работы
по таким предметам как технология, и ИЗО.
Рекомендации:
 Учителям

предметникам,

руководителям

индивидуальных

проектов спланировать работу с учащимися направленную на
развитие умения задавать себе и своим партнерам вопросы,
необходимые для осуществления исследования.
 Учителям
направленные

предметникам
на

включать

знакомство

в

учащихся

ход
с

урока

такими

задания,
методами

исследования как моделирование, выдвижение гипотез.
 Учителям

предметникам,

систематически

создавать

работающим
условия

в

для

5

«А»

классе

самостоятельного

приобретения знаний учащимися.
 Руководителям

проектов

учащихся,

получивших

оценки

повышенного уровня замотивировать учащихся принять участие в
конкурсах проектно-исследовательских работ разного уровня.
Апробация созданной внутренней системы оценки МБОУСОШ № 5
показала, что система не совершенна и нуждается в оптимизации.
Так, например, регулятивные и коммуникативные УУД оцениваются на итоговом
этапе работы ученика над индивидуальным проектом, и в процессе проектноролевой игры «Острова», однако критерии оценки разные. На «Островах» бальная
оценка, а проект оценивается

уровневой оценкой. В одни оценочные листы

включены два уровня оценки, в другие – три уровня.
Очевидно, необходимо привести к единообразию критерии оценивания УУД,
используемых в разных форматах, с целью выведения итоговых оценок
метапредметных результатов.

11

Групповая работа «Мониторинг педагогической грамотности»
1. Задание 1. Ответьте на вопросы, используя только умственный ресурс
членов группы.
Знаете ли вы:
1)Что оцениваем? _____________________________________________
2)Кто оценивает? _____________________________________________
_____________________________________________________________
3)Сколько ставить отметок? ____________________________________
4)Где накапливать оценки и отметки?
______________________________________________________________
5) По каким принципам ставятся отметки?
_____________________________________________________________
6)
Какой
подход
используется
к
определению
содержания
оценки?_______________________________________________________
Какие шкалы оценивания можно использовать? ___________________
_______________________________________________________________
7)Какие процедуры (форматы) используются в МБОУСОШ № 5 для
определения
оценки
метапредметных
результатов?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Задание 2. Сравните свои ответы с культурным образцом, соотнесите
степень уровня их соответствия (низкая, средняя, высокая).
Задание 3. Выберете одну из шкал оценивания, определите режим
оценивания (жесткий, умеренный, щадящий) и в соответствие с вашим
выбором оцените выполнение Задания 1.
Задание 4. Зафиксируйте свою оценку и выбранный режим на общей шкале
оценивания.
Задание 5. Какой элемент задания направлен на формирование личностных
УУД? Какие на ваш взгляд, личные результаты запланировал оценивать
автор группового задания? (Выберете из списка: знание основ социальнокритического

мышления,

умение

ориентироваться

в

особенностях

социальных отношений и взаимодействий; знание правил поведения в
чрезвычайных ситуациях; эмоционально положительное принятие своей
этнической идентичности; уважение к личности и её достоинству;
доброжелательное отношение к окружающим оптимизм в восприятии мира.)
12

Культурный образец
1)Что оцениваем? Результаты: предметные, личностные и метапредметные;
2)Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку по
алгоритму самооценки после выполнения задания;
3)Сколько ставить отметок? По числу решенных задач;
4)Где накапливать оценки и отметки? В классных журналах и ученических
дневниках,

«Лист

оценки

предметных

результатов»,

«Картах

сформированности УУД» и в «Портфеле достижений»; специальная тетрадь
учителя.
5) По каким принципам ставятся отметки? Текущие – по желанию, за
тематические проверочные – обязательно;
За

задачи,

решенные

при

изучении

новой

темы,

отметка

ставится по

желанию ученика.
За каждую контрольную работу по итогам отметка ставится всем ученикам, но
ученик имеет право пересдать хотя бы один раз.
6)Какой

подход

используется

к

определению

содержания

оценки?

(Уровневый.) Какие шкалы оценивания можно использовать? Пятибалльная,
стобальная,

бинарная,

рейтинговая

система

оценивания,

весовая

система

оценивания, процентное соотношение;
7)Какие процедуры (форматы) используются в МБОУСОШ № 5 для
определения
индивидуального

оценки метапредметных результатов?
проекта

(формат

«День

проекта»),

Защита итогового
решение

проектных

(открытых) задач (формат - игра «Острова», Комплексная работа).

13

Решения педагогического совета:
Провести инструктаж для учителей и классных руководителей, работающих

1.

по ФГОС ОО по оформлению документов, фиксирующих планируемые
образовательные результаты.
До 15 сентября 2017г. создать творческую группу по приведению к

2.

единообразию критериев оценивания УУД, используемых в разных форматах, с
целью выведения итоговых оценок метапредметных результатов.
Определить

3.

сроки

предоставления

результатов

работы

группы

до

28.12.2017г.
Оформить

4.

стенд

«Формы

предоставления

оценки

планируемых

образовательных результатов в соответствии с ООП ООО» (январь 2018г.
ответственный - заместитель директора по УВР Капустина Л.В.) (приложение 2)
Создать творческую группу по разработке диагностики личностных

5.

образовательных результатов в составе Капустиной Л.В., Кузнецовой М.П.,
Биктимировой З.А. Определить сроки предоставления результатов до 30 мая 2018г.
Рефлексия
Выберите одну из цитат Л. Кэролла, наиболее соответствующую вашему
состоянию после педсовета и прикрепите к ней стикер.
 Всегда подбирай то, что принесет тебе пользу. Выброси лишь свое
незнание… И может быть тогда ты выживешь.
 — … А уж кто хочет по-настоящему углубиться в науку, тот должен
добраться до самого дна! Вот это и называется Законченное Низшее
Образование!

Но,

конечно,

это

не

каждому

дано!..

— Мне вот так и не удалось по-настоящему углупиться! Не хватило меня
на это. Так я и остался при высшем образовании…
 Но Алиса успела привыкнуть к тому, что вокруг происходит одно только
удивительное; ей показалось скучно и глупо, что жизнь опять пошла пообычному.
 Как, по-твоему, нужен кому-нибудь ребёнок, который не думает? Даже в
шутке должна быть какая-то мысль, а ребёнок вовсе не шутка.

14

 План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не
придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно
неизвестно, как привести его в исполнение.
 — А где я могу найти кого-нибудь нормального?


— Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие
разные и непохожие. И это, по-моему, нормально.
Список литературы

1. Марколва

Г.Е.

Система

внутреннего

контроля

образовательного

учреждения.//http://www.menobr.ru/article/40797-monitoring-kachestvaobrazovaniya-v-shkole
2. Новые подходы к оценке качества образования в системе школьного
мониторинга.// http://pedsovet.pro/index.php?catid=76:management-issues&id
3. Цырендылыкова З.П. Педагогический совет
«Совершенствование системы мониторинга оценки качества образования
с учётом способностей, интересов обучающихся в рамках реализации
ФГОС второго поколения»// http://easyen.ru/load/metodika/pedsovet/ped

15

Семинар «УУД и интеллект.
Комплексная работа как средство оценивания ключевых компетенций»
Проблема и целеполагание
В ходе анализа результатов участия школьников в муниципальном этапе
всероссийской олимпиады выявлен факт: 45% призовых мест получили школьники
за участие в олимпиадах, включающих практическую часть (технология,
физическая культура). Результат по этим олимпиадам представляет

сумму

теоретических и практических достижений. Над развитием практических навыков
учителя физической культуры и технологии много времени работают

во

внеурочном формате. По олимпиадам теоретической направленности результаты
не высокие, за исключением олимпиады по литературе в 9 классе(более 90%) и
математике в 10 классе (74% ) . Для успеха не достаточно знаний предметного
содержания,

необходима

развития

логика,

нестандартное

мышление,

изобретательский ум. Для успеха не достаточно работы с одаренным учеником в
урочное и даже во внеурочное время, необходимо, что бы он хотел и работал
самостоятельно.
А какие результаты дадут нам

ученики фгосовцы?

Первая проба (в

олимпиаде участвовали только учащиеся 7-х классов) оказалась не очень успешной
(всего 4 призера). Но выводы делать рано, ведь мы сами делаем в этом направление
первые шаги.
В ходе семинара мы проанализируем понятия интеллект и УУД, выявим
связь между ними. Познакомимся с новыми понятиями - качества интеллекта и
интеллектуальное воспитание. И если результатом семинара станет осознание того,
что ФГОС дает нам целый арсенал форм, приемов, методов, инструментов для
эффективного развития личности ребенка, его интеллектуальных способностей и
творческого потенциала, то можно будет считать, что он достиг своей цели.
Вторая, практическая часть семинара, будет связана с такой процедурой
внутренней системы оценки школы, как комплексная работа. Мы обозначим
особенности этого вида контроля планируемых образовательных результатов и
попробуем выполнить

комплексную работу, составленную для аудитории

педагогов.
16

I.

УУД и интеллект

Начнем с анализа понятийного аппарата. Что такое УУД? УУД это умение
учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию
путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта,
совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность,
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая
организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
Что такое интеллект? Интеллект - качество психики, состоящее из
способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на
основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию
своих знаний для управления окружающей средой (Википедия).
Анализ представленных выше определений понятий дает возможность
сделать вывод: универсально учебные действия напрямую связаны с процессом
развития интеллекта, УУД являются основой для его развития. УУД - управляемая
способность добычи знаний, интеллект – управляемая способность применения
этих знаний. Чем лучше развиты УУД, тем выше интеллектуальные способности
школьника.
Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других
способностей. Таких как:
 Способность обучаться.
 Способность познавать.
 Способность мыслить логически.
 Способность систематизировать информацию путём анализа.
 Способность определять применимость информации (классифицировать).
 Способность находить причинно-следственные связи, закономерности и отличия.
 Способность ассоциировать полученную информацию с подобной и т.д.

Очевидно, что представленные способности развиваются с помощь.
познавательных УУД, к которым мы относим уметь давать определение понятиям,
устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение, сериацию и
классификацию, выбирать для классификации

основания и критерии для

17

указанных логических операций, строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей и другие.
Таким образом, познавательные

УУД способствуют реализации

интеллекта,

являются непосредственной основой для его развития.
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость
и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.
Любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в
существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной
познавательной деятельности. Гибкость и подвижность — способность человека
широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых
связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.
Логичность мышления характеризуется строгой
рассуждений,

последовательностью

учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех

возможных ею взаимосвязей.
Доказательность мышления характеризуется способностью использовать в
нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности
суждений и выводов.
Широта мышления — способность охватить вопрос в целом, не теряя из
виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в
решении проблемы.

Критичность мышления предполагает умение строго

оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической
оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий,
если они противоречат требованиям задачи. [5]
Способна

ли

школа

целенаправленно

развивать

эти

качества?

Педагогических исследований в этом направлении не много. Особую популярность
в

настоящее

время

приобрели

труды

российского

психолога

Марины

Александровны Холодной. Ее ответ «Да». С ее точки зрения, интеллект - форма
организации

ментального (умственного)

опыта субъекта, и школа способна

организовать процесс интеллектуального воспитания. [5]
Что меняется в человеке, если он интеллектуально (умственно) воспитан?
Меняется, по-видимому, характер познавательного отношения к миру: то,
как человек воспринимает, понимает и объясняет происходящее. Таким образом,
18

интеллектуальное воспитание заключается скорее, в обогащении индивидуального
ментального (умственного) опыта ребенка, которое и выступает в качестве
психологической основы интеллектуального роста личности.
Таким образом, интеллектуальное воспитание -

психологическая основа

развития личностного роста ученика.
Показателями интеллектуальной воспитанности являются:
• широта умственного кругозора;
• гибкость и многовариантность оценок происходящего;
• готовность к принятию необычной, противоречивой информации;
• умение осмысливать происходящее одновременно в терминах
прошлого (причин) и в терминах будущего (последствий);
• ориентация на выявление существенных, объективно значимых
аспектов происходящего;
• склонность мыслить в категориях вероятного в рамках ментальной
модели "как если бы";
• способность мысленно видеть отдельное явление в контексте его
целостных связей с множеством других явлений и т.д.
С учетом сказанного, в образовательном процессе на первый план выходит
проблема формирования базовых интеллектуальных качеств личности, таких как
Компетентность, Инициатива, Творчество, Саморегуляция, Уникальность склада ума
(КИТСУ).
Вашему вниманию предлагается одна из серий

мультипликационного фильма

«Маша и медведь», https://www.youtube.com/watch?v=VKS2JRidfmk&t=31s,
после просмотра которого, вы, работая в группах, выполните задание.
Задание группе.
В мультфильме Маша побывала на 4-х уроках:
•

чистописание

•

математика

•

чтение

•

труд

Как Вы считаете, сформированы ли у Маши базовые интеллектуальные качества:
Компетентность, Инициатива, Творчество, Саморегуляция, Уникальность склада ума?
Аргументируйте свое мнение, подтверждая фрагментами из м/ф.
19

К - Компетентность. Интеллектуальная компетентность - это особый тип
организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в
определенной предметной области деятельности (в том числе и в экстремальных
условиях).
И - Инициатива. Интеллектуальная инициатива - это желание самостоятельно, по
собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать те или иные идеи,
осваивать другие области деятельности.
Т - Творчество. Интеллектуальное творчество в детском возрасте - это процесс
создания субъективно нового, основанный на способности порождать продуктивные
оригинальные идеи и выходить за пределы стандартных требований деятельности.
С - Саморегуляция. Интеллектуальная саморегуляция - это умение произвольно
управлять собственной интеллектуальной деятельностью и, главное, целенаправленно
строить процесс самообучения.
У - Уникальность склада ума. Уникальность склада ума - это индивидуальносвоеобразные способы интеллектуального отношения к происходящему, в том числе
выраженность

индивидуальных

познавательных

стилей,

сформированность

индивидуальных интеллектуальных предпочтений, наличие индивидуализированных
форм компенсации слабых сторон своего интеллекта и т.д.[5]

Маша – имеет достаточно высоко развитые качества интеллекта. Она
получила хорошее интеллектуальное воспитание.
Своих

учеников

мы

воспитываем,

организуя

на

базе

системно-

деятельностного подхода урочную и неурочную деятельность учащихся. А затем,
определяем ее качество с помощью разных форм контроля. Так, например,
познавательные

планируемые

образовательные

результаты

проверяются

комплексной работой.
II.

Комплексная

работа

как

средство

оценивания

ключевых

компетенций
Ключевые компетентности (метапредметные результаты) являются основой
современных
универсальные

образовательных

результатов.

представляют

собой

общие способы действия/средства, которыми должен обладать

человек по включению в современные
человеческие

Они

процессы, а также в специфические

формы мышления, деятельности, кооперации и коммуникации,

определяющие «лицо» современного мира и современной экономики. В свою
20

очередь, эти специфические формы мышления и деятельности формируют
интеллектуальные качества школьника (КИТСУ). А основным средством их
формирования должен является

учебный текст. Именно с его помощью

развиваются и оцениваются УУД.
Каким он должен быть? В учебном тексте должны быть предусмотрены такие
формы

организации

учебной

информации,

которые

позволяют

ученику

самостоятельно участвовать в процессе рождения нового понятия, пересматривать
его содержание по мере углубления представлений о соответствующих объектах
вплоть до самостоятельного выстраивания нового понятия на базе некоторых
исходных понятийных знаний.
Еще одним компонентом текста должна стать открытая познавательная
позиция, которая предполагает вариативность и разнообразие способов анализа
происходящего, а также готовность воспринимать необычную, парадоксальную,
«невозможную» информацию.
Формированию открытой познавательной позиции способствуют учебные
тексты:
 дающие учащимся возможность осознать существование нескольких
подходов к одной и той же ситуации и работать в рамках разных, в том
числе альтернативных подходов;
 предполагающие несколько вариантов решения одной и той же задачи;
 содержащие противоречивые данные;
 развивающие способность воспринимать неожиданную информацию;
 стимулирующие готовность принимать и обсуждать необычные идеи;
 дающие возможность видеть перспективу познавательного процесса,
обращаться к уже изученному материалу с новой точки зрения и т. д.
Систематическая работа с учебным текстом способствует формированию не
только познавательных, но и регулятивных УУД. А они являются основой для
развития интеллектуального контроля.
Интеллектуальный контроль предполагает способность к непроизвольной и
произвольной саморегуляции своей интеллектуальной деятельности. Такой опыт
учащиеся приобретают, работая с учебными текстами, которые дают возможность:
21

 понимать и принимать цели предстоящей деятельности; выдвигать цели и
подцели собственной деятельности, продумывать средства их реализации;
 осознанно выстраивать последовательность собственных действий;
 работать в условиях, когда информация недостаточна, избыточна или
противоречива;
 действовать по предложенному плану; сравнивать различные планы решения
одной и той же задачи; выбирать тот или иной план решения; составлять
собственный план деятельности;
 строить различные алгоритмы решения тех или иных математических
проблем, осваивать отдельные шаги алгоритма и соотносить результаты
выполнения отдельных шагов с поставленными целями;
 осуществлять предварительный мысленный просмотр и анализ проблемы до
принятия решения (в том числе умение мысленно говорить себе: «Стоп!»);
 предсказывать и прогнозировать последствия принимаемых решений, а
также возможных изменений в проблемной ситуации;
 субъективно оценивать качество отдельных действий и результатов своей
интеллектуальной деятельности;
 видеть собственные ошибки, выяснять их причины, предупреждать
появление ошибок;
 выбирать стратегию собственного обучения, а также изменять ее под
влиянием

новых

требований

и

с

учетом

своих

интеллектуальных

возможностей и т. д.
Обогащению метакогиитивного опыта способствуют учебные тексты,
ориентирующие учащихся на формирование умения осуществлять саморегуляцию
своей интеллектуальной деятельности, в том числе за счет включения вопросов на
рефлексию собственных действий.[1]
Развивающие УУД учебные тексты должны содержаться в учебниках, а вот
тексты оценивающие результаты, мы должны научиться составлять сами.
Итак, комплексная работа представляет собой текст с заданиями, на основе
которого проверяется уровень запланированных метапредметных результатов. Для
подготовки к проведению комплексной работы педагогами составляются учебные
тексты и к ним разрабатываются:
22

 содержание заданий комплексной работы;
 контрольно-измерительные материалы;
 шаблон аналитической справки.
Цель комплексной работы – оценка достижения планируемых результатов
школьников по программам «Программа формирования универсальных учебных
действий», «Формирование основ смыслового чтения».
Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми
компетенциями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом,
понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в
освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Вам предлагается практическая работа «Комплексная работа для учителя».
Чем она похожа и чем отличается от работы ученика?
На ученическую работу она похожа тем, что представляет собой текст с
комплексом разноплановых заданий к нему.
Отличается: вам надо будет не только выполнить, но и придумать задание. А
еще, вы можете опираться не только на текст, но и на такой источник информации
как ваши знания, ведь вы – учитель.
Задание группам. Прочитайте текст, и на его основе выполните задания.

Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача
«научить учиться», то есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной
деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в школе.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для
практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и
неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал
бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из
предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие
методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации
деятельности учащихся стоит применять?
Начинать необходимо все с той же цели - «научить учиться», но с учетом
специфики современного мира. Умение учиться, в современной интерпретации,
представляет

собой

способность

субъекта

к

саморазвитию

и
23

самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового
социального опыта, совокупность действий учащегося, обеспечивающих
социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную
идентичность и толерантность.
Ребенок должен овладеть действиями, которые обеспечивают ценностносмысловую ориентацию и ориентацию в социальных ролях и межличностных
отношениях, на

основе которых происходит самоопределение личностное,

профессиональное, жизненное. Целеполагание, планирование, прогнозирование,
контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция необходимы ученику для
успешной организации своей деятельности.
Без

построения самостоятельного процесса поиска, исследования,

систематизации полученной информации человек будет чувствовать себя
потерянным в постиндустриальном пространстве.
Учащиеся должны получить опыт

работы с проблемами, научиться

выбирать наиболее эффективные способы их решения в зависимости от
конкретных условий; освоить техники позиционного анализа, выстраивания
причинно-следственных связей. Овладеть компетенцией функционального
чтения, основы которой берут начало с умения структурировать текст, выделять
из него главное и второстепенное.

Не может быть жизненного успеха без

социальной компетенции, включающей в себя умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в
группу сверстников и т.д.
Каждый школьный предмет обладает своей уникальной спецификой.
Соответственно,

достижение

реализовываться

в

поставленных

соответствии

с

этими

целей

и

задач

особенностями.

должно

Результатом

образовательного процесса должно стать овладение такими способами
действий, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках
заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
(Текст составлен на основе статьи Кудинова Е.В.//https://infourok.ru/doklad-na-temuformirovanie-universalnih-uchebnih-deystviy-uud-osnova-metapredmetnogo-uroka-921912.html)
24

Задание 1. Озаглавьте текст ______________________
Задание 2.
На основе текста дайте определения понятиям:
УУД _____________________________________________________

__________________________________________________________
Метапредметные результаты_________________________________

Задание 3. На основе текста придумайте одно на выбор задание на проверку
умения:
1. осуществлять сериацию;
2. осуществлять классификацию;
3. выбирать для классификации основания и критерии.
Культурный образец
Задание 1. Озаглавьте текст: «Что представляет собой «умение учиться», «Умение
учиться в современной интерпретации», «Почему необходимо «учить учиться», возможны
другие, близкие по содержанию названия.
Задание 2.
На основе текста дайте определения понятиям:
УУД это – _______________________________________________
умение

учиться,

самосовершенствованию

т.
путём

е.

способность
сознательного

субъекта
и

активного

к

саморазвитию
присвоения

и

нового

социального опыта, совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную
компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,
включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
Метапредметные результаты это – _______________________________
достижение таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не
только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Задание 3. На основе текста придумайте одно на выбор задание на проверку
умения:
1. осуществлять сериацию;
25

2. осуществлять классификацию;
3. выбирать для классификации основания и критерии.
Задание на сериацию:
С опорой на текст, представьте в

возрастающем по классам порядке (с 5 по 7)

планируемые в соответствие с ООП ООО МБОУСОШ № 5 познавательные результаты
освоения УУД (по одному на каждый класс).
Предполагаемый ответ:
5 класс - умение строить причинно-следственные связи;
6 класс - умение структурировать текст, выделять из него главное и второстепенное
7 класс - умение выбирать наиболее эффективные способы их решения в зависимости
от конкретных условий.
Задание на классификацию:
Расселите УУД по их видам
Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные
УУД

Образец выполненного задания
Личностные УУД
Регулятивные УУД

Познавательные
УУД
Самоопределение
Целеполагание,
Выбор
наиболее
личностное
или планирование,
эффективных
профессиональное
прогнозирование,
способов
решения
контроль, коррекция, проблемы
в
оценка,
волевая зависимости
от
саморегуляция
конкретных условий;
освоение
техники
позиционного
анализа,
выстраивания
причинноследственных
связей.
Структурирование
текста, выделение из
него
главного
и
второстепенного.

Коммуникативные
УУД

Коммуникативные
УУД
Слушать и вступать
в диалог, участвовать
в
коллективном
обсуждении проблем,
интегрироваться
в
группу сверстников

Задание на выбор для классификации основания или критериев:
Определите, на основании какого признака представлена данная классификация.

??

??

?
??

??
26

Обеспечить
Обеспечить
ценностноорганизацию
смысловую
деятельности
ориентацию
и
ориентацию
в
социальных ролях и
межличностных
отношениях

Научить построению Развить социальную
самостоятельного
компетенцию
процесса
поиска,
исследования,
систематизации
полученной
информации

Образец выполненного задания:
Личностных
Обеспечить
ценностносмысловую
ориентацию
и
ориентацию
в
социальных ролях и
межличностных
отношениях

Регулятивных
Обеспечить
организацию
деятельности

Цели УУД
Познавательных
Коммуникативных
Научить построению Развить социальную
самостоятельного
компетенцию
процесса
поиска,
исследования,
систематизации
полученной
информации

Заключительная часть
У методической службы школы есть предложение к коллективу - трем
методическим объединениям- мо «Природа и общество», мо «Лингвисты» и мо
учителей математики, физики, информатики взять на себя ответственность и
разработать к 1 марта 2018г. комплексные работы для 5,6, 7-х классов, включив в
них:
•

содержание заданий комплексной работы;

•

контрольно-измерительные материалы;

•

шаблон аналитической справки.

Кто

за

какую

работу возьмётся

определим

в

ходе

«педагогического

референдума». Вам всем предлагается вспомнить сереацию познавательных УУД,
которая будет вам представлена в виде бюллетеня (приложение 3), и соотнеся
специфику преподаваемых предметов учителями этих мо отдать свой голос.
Результаты «педагогического референдума»:
МО «Природа и общество» - комплексная работа для 5-х классов- 89%.
МО «Лингвисты»- комплексная работа для 6-х классов- 100%;
Мо учителей математики, физики, информатики - комплексная работа для 7-х
классов – 76%.
27

Литература
1. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника.
Интеллектуальное воспитание учащихся. — СПб.: Питер, 2006. — 384 е.: ил.
2. Комплексная работа и ее оценивание.// https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/
3. Сизонова В. В., Ткаченко М. О. Комплексная работа — средство
формирующего оценивания достижения метапредметных результатов в начальной
школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф.
(г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 162-166. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8863/ (дата обращения: 27.01.2018).
4. Коротко об интеллекте//file:///C:/Users/user45/Documents/%D0%B7%D0
5. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.
http://nauka.x-pdf.ru/17psihologiya/311424-1-ma-holodnaya-psihologiyaintellekta-paradoksi-issledovaniya-soderzhanie-predislovie-glava-suschestvuetintellekt-kak-ps.php

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».